В Национальном академическом театре имени Янки Купалы состоялась премьера «Юбилей ювелира»

Полюбить — так королеву

Пьесу английского драматурга и актрисы Николы Мак-Олифф “Юбилей ювелира” в 2015 году для своего 80-летия выбрал худрук Московского художественного театра Олег Табаков. Ставил ее известный режиссер Константин Богомолов, а партнерами Табакова стали Наталья Тенякова и Дарья Мороз. Режиссер избавил сентиментальную пьесу от излишнего мелодраматизма, создал довольно жесткий режиссерский рисунок и довольно коренным образом переработал финал. “Юбилей ювелира” был скуп на эмоции — тем и интересен.


Табаков предстал в подлинно драматической роли. Главный герой пьесы — разорившийся ювелир Морис Ходжер — постепенно угасает от неизлечимой болезни, хотя еще и надеется отметить свое 90-летие. Ведь он ждет в гости особую гостью — королеву. Когда-то в молодости Морис совершил визит в Букингемский дворец, где понадобились его профессиональные услуги ювелира, и встретился с будущей королевой, собиравшейся вступить на трон. Они выпили чаю и даже потанцевали. Эту историю он рассказывает своей сиделке Кэти. Жена Мориса Хелена уверена, что все это выдумки и фантазии. Морису тогда было двадцать девять, будущей королеве — двадцать шесть. Зритель не сомневается: встреча действительно состоялась. Тем более что этот рассказ Мориса и разыгрывают перед зрителями молодые актеры.

С тех пор в семейной жизни Мориса все время незримо присутствовала королева, чем чрезвычайно раздражала его супругу. Главная интрига заключается еще и в том, что, прощаясь с Морисом, монаршая особа пообещала нанести ответный визит ровно через шестьдесят лет, в день его 90-летия. В пьесе автора, понимая, что никакая королева не придет, сиделка Кэти, занимавшаяся в театральном кружке, предлагает исполнить ее роль. Так вроде бы и случается: гостья посещает дом, происходит трогательная беседа Мориса и королевы. В этот же момент из Австралии звонит и родной сын Мориса — Ронни, который, по словам отца, занимается разведением овечек. Не особо церемонясь, Ронни просит пригласить к телефону гостью и после нескольких слов соглашается, что ее голос действительно похож на настоящий. Однако как только королева уходит, в дверь снова звонят — теперь уже нарядившаяся королевой Кэти объясняет Хелен, что улица запружена кортежем, и к дому было невозможно пройти. “Значит, это была действительно она!” — только и может выдохнуть жена. Морис, счастливый, умирает на диване.

В спектакле Богомолова в королеву переодевалась супруга Хелена. И это была тонкая игра: понимает Морис, кто перед ним, или нет? Видит ли он обман? В премьерном спектакле Александра Гарцуева сцена встречи сначала происходит во сне, потом к бодрствующему Морису приходит переодетая сиделка. Но то, как он ее встречает, наводит на мысль, что Морис с самого начала замечает подмену.

Жанр премьерного спектакля купаловцев обозначен как “мелодрама элегантного возраста”.
Фото автора

В спектакле два состава актеров, и каждый вносит свои нюансы в эту историю. Морис в исполнении Георгия Малявского — неисправимый романтик. В нем читаются определенная мягкость, ироничность. (У играющего эту же роль Александра Подобеда герой наверняка вышел более жестким — непременно надо посмотреть актера в этой роли.) Наталья Кочеткова в роли Хелены — хлопотунья и наседка, она беспрестанно чем-то занята, считает каждую копейку — хвалится, что достала продукты по акции в супермаркете. На что Морис не выдерживает и кричит: “Хелена, но свежий фарш мы себе можем позволить!” Однако на всю историю с королевой супруга реагирует довольно нервно (в другом составе эту роль играете Тамара Миронова). Сиделка Кэти в трактовке Зои Белохвостик выглядит интеллигентным синим чулком, способным выслушать все душевные терзания своего пациента. С готовностью, довольно странной для медицинского работника, она включается и в игру с переодеванием и жонглированием образов.

Режиссер Александр Гарцуев поставил в некотором смысле весьма сдержанный, старомодный спектакль. Все здесь происходит неспешно. В программке написано, что жанр постановки — “мелодрама элегантного возраста”.

Но в некоторых сценах актерам и действию определенно не хватает энергии и той самой элегантности, которую стремятся заменить многозначительными паузами. Актеры старательно изображают английскую чопорность, однако выходит это порой не слишком убедительно. Возможно, в дальнейшем спектакль дозреет и еще наберет необходимое изящество.

По сути, зрители наблюдают за серьезнейшей драмой: как прожить много лет с человеком, который искренне влюблен в другую. По крайней мере, именно так он считает. Не совсем понятно, на чем столько лет держится эта любовь. Морис относится к своему чувству крайне серьезно и даже готовит для такой встречи эксклюзивный подарок — уникальное ожерелье. Кстати, бедность Мориса и его семьи объясняется тем, что когда-то они стали жертвой ограбления, и грабители, по словам Хелены, вынесли из дома все.

Жаль, что в спектакле довольно лаконичный финал, без лишних эмоций, так сказать. Сцены воспоминаний, в которых играют молодые купаловцы, решены довольно наивно, хотя зрители “элегантного возраста” и все солидарные с ними в стремлении к красоте наверняка найдут в них, как и в самом спектакле, свое очарование.

Отзыв из прессы о спектакле МХТ “Юбилей ювелира”

“Тонкий физиолог Богомолов в который раз доказывает, что исследовать чувства персонажей и дирижировать зрительскими эмоциями можно, не заставляя артистов рвать страсти в клочья. Наталья Тенякова произносит текст, изобилующий бытовыми подробностями, скороговоркой — почти как на крупном плане в документальном кино. Ей на редкость органично вторит Дарья Мороз. Олег Табаков тоже просто и быстро произносит текст, иногда подтрунивая (“А мы тут морфием балуемся”), позволяя себе значительную паузу только в одной фразе. “И я увидел, как время изуродовало его ноги”, — вспоминает Морис о своем отце, стаскивая с себя ботинки”.

Colta.ru

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter