Полю нужна новая машина

Темы последних рабочих поездок Президента логично связаны между собой. В том смысле, что каждая из них рождает вопросы для более детального изучения в последующей

Темы последних рабочих поездок Президента логично связаны между собой. В том смысле, что каждая из них рождает вопросы для более детального изучения в последующей. Вывод инспекции на поле с полеглыми хлебами: проблема есть, но решаемая. И в целом уже решена. Однако хлеб лежал густой. Урожайность по стране в этом году вообще обещает быть рекордной. Одолеем?

ыезд на поле, где колос стремится дать под 100 центнеров с гектара, убедил: вполне. Соответствующая техника и умеющие на ней работать люди у нас есть. Правда, машины пока преимущественно импортные. А сами можем делать комбайны для «десятитонных» полей? Президент задал вопрос, а ответом на него был очередной выезд, на этот раз на ниву ОАО «Гастелловское». Здесь на высокоурожайном поле работает опытная модель гомельского комбайна КЗС-1624. В перспективе — брэнд «Полесье GS16».

До прибытия Президента на поле я изучал «тактико-технические» характеристики нового изделия. Выяснил, что цифры в маркировке говорящие. Понял так: 16 — это килограммы в секунду. То есть не менее пуда за это время скошенной массы комбайн должен пропустить через себя и выдать за час не меньше 24 тонн обмолоченного зерна. Оставляя за собой на стерне слой мелко порубленной соломы. После вспашки она, перегнивая, работает на повышение плодородности земли.

Рядом с нашим «Полесьем» шла импортная машина. Результат за кормой с виду одинаковый. В чем разница, интересовался Президент.

— В скорости, — сказал министр сельского хозяйства и продовольствия Леонид Заяц.

Импортная идет на 1 километр в час быстрее.

— Техническое решение есть, — заверил генеральный директор ОАО «Гомсельмаш» Александр Камко.

И пообещал, что к следующей страде машина будет доведена и поступит в опытно-серийное производство. На вопрос о перспективных его объемах заверил:

— Сделаем столько, сколько потребует рынок.

Рынок рынком, а перспективные начинания государство всегда поддерживает. С десяток новых машин, по распоряжению Президента, к будущему сезону будет закуплено для наших хозяйств. Подумалось, что их плановая работа на белорусских высокоурожайных полях станет лучшей рекламой для потенциальных зарубежных покупателей. Это же не пафосная выставка. Это, если хотите, рутина. И если мы в ней можем соперничать с известными в мире машинами — приезжайте и смотрите. Делайте выводы. Тем более что «Полесье GS16» раза в два с половиной дешевле импортных аналогов, которые умеют работать на высокоурожайных полях.

А для чего высокие урожаи? Ведь известно, что не все выращенное нами зерно идет на муку для хлебопекарен. Основная часть — на фураж. И здесь, как говорят мудрые экономисты аграрной науки, важна глубина технологических переделов. Зерно стоит денег. Хлеб из него — еще больших денег. Зерном кормят скот, который дает молоко. Оно еще дороже. Но еще более ценны продукты конечной переработки — творог, масло, сыр, сметана, йогурты... В прошлом году экспортная выручка по этим товарам дала нам валюты даже больше, чем добытый из недр калий. Такая вот золотая жила. Именно поэтому Президент ставит задачу модернизации молочного производства. И ее выполнение тоже подходит к финалу.

А здесь опять возникают вопросы роста. На молочнотоварном комплексе в «Гастелловском» зашел разговор: что лучше для современных МТК? Есть два варианта отбора молока: доильные залы или роботы. Пока Президент осматривал объект, сопровождающие специалисты спорили. Робот дороже. Окупается медленнее. Но оправдывает себя при удоях больше 25 литров с коровы в сутки. В «Гастелловском» пока около двадцати. И есть планы по приросту. Руководитель предприятия уверен: перспективы за полностью автоматизированными технологиями. Да, на начальном этапе они дороже. Мало специалистов, способных работать на современном оборудовании. Но дорогу осилит идущий.

Президент рассудил: спора нет. Нужен не огульный, а индивидуальный подход. Способен «Гастелловский» эффективно работать с роботами — нужно ему помочь. Например, добавить земли для расширения кормовой базы. Если у кого-то лучше получается иначе — пожалуйста. Нужен точный расчет экономики производства. Главное мерило — деньги. И это касается любой отрасли. Все должны зарабатывать. И сельчане на поле, и машиностроители. «Гомсельмашу», кстати, поручено вместе с Минсельхозпродом четко определиться со структурой поставок машин к будущему сезону. Осенью Президент намерен посетить предприятие. При этом сказал, что критерием оценки будут не объемы производства, а именно финансовый результат. Но качество наших машин на первом месте. Оно не может быть ниже, чем у конкурентов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter