Полярные взгляды

Одним из последствий глобального потепления климата является катастрофическое таяние полярных льдов. За последние 40 лет они стали тоньше на 40 процентов...
«Трутся спиной медведи о земную ось...» — поется в известном киношлягере. Если ничего не изменится, то ближе к концу нынешнего столетия белые и пушистые обитатели Арктики будут лишены такой возможности. Просто так дойти до Северного полюса, как они делали это раньше, косолапым уже не удастся. Одним из последствий глобального потепления климата является катастрофическое таяние полярных льдов. За последние 40 лет они стали тоньше на 40 процентов.

Впрочем, политики, до которых дошел этот месседж ученых и экологов, в последнюю очередь думают о белых медведях и ареале их обитания. То, что Северный Ледовитый океан перестанет быть таким уж ледовитым, означает, во–первых, открытие новых морских путей, во–вторых, увеличение вылова рыбы, в третьих — и это, пожалуй, самое главное, — здесь станет возможна добыча полезных ископаемых. Если раньше интерес к Арктике был обусловлен возможностью выгодно разместить ядерное оружие, то теперь главный интерес — нефть и газ, которых здесь даже больше, чем в Персидском заливе. Борьба за эти сокровища океана уже началась. Пока дипломатическими методами.

По берегам Северного Ледовитого океана расположены пять государств: Россия, Норвегия, Дания (ее остров Гренландия), Канада и США. Территориальные и экваториальные споры между ними — это спящие вулканы, готовые проснуться в любой момент. Вот лишь поверхностный перечень их: Соединенные Штаты и Канада оспаривают друг у друга права на северо–западный морской путь, связывающий Атлантический и Тихий океаны. Канадцы и датчане по очереди отправляют экспедиции на остров Хансен, чтобы установить там свой национальный флаг. Сама по себе трехкилометровая полоска обледенелых скал их интересует постольку поскольку — гораздо важнее, что таят недра острова и чем богаты омывающие его воды. Российские парламентарии отказываются ратифицировать соглашение с США по Берингову морю. Ну а погони норвежских береговых охранников за российскими рыболовецкими судами мы имели возможность наблюдать практически в прямом эфире.

Но все эти противоречия покажутся мелкими на фоне того противостояния, которое неминуемо вызовет намечающийся раздел дна Северного Ледовитого океана между этой пятеркой.

Тут кто–то может удивиться. Ведь эпоха великих географических открытий (они же великие географические захваты) давно прошла, и международное морское право не позволяет одной стране или группе стран заявлять свои исключительные права на мировой океан. Вся привилегия морских держав заключается в так называемой экономической зоне — прибрежной полосе воды шириной 200 миль, а также в шельфе — геологическом продолжении материка.

Вопрос с определением размера шельфа стал особенно актуальным после того, как люди научились добывать нефть не только на суше, но и на море. У некоторых государств, таких, к примеру, как Норвегия, вся нефтяная промышленность стоит на плавающих нефтяных платформах.

Сегодня Россия хочет доказать, что шельф Северного Ледовитого океана вместе с Северным полюсом следует считать продолжением Сибирской континентальной платформы, а следовательно, она обладает исключительными правами на его эксплуатацию. Речь идет о 1.200.000 квадратных километрах — это больше, чем территория Франции, Германии и Италии, вместе взятых, — где, по некоторым прогнозам, залегает около 100 миллиардов тонн углеводородного сырья.

Версию Москвы должна доказать научная экспедиция к Северному полюсу, которая возьмет там пробы морского дна. Уж не знаю, станут ли ее участники такими же героями для молодежи, какими в свое время были Шмидт, Папанин и Чкалов, но популярность им федеральные каналы уже обеспечили. Научно–исследовательское судно «Академик Федоров» с двумя депутатами (как напоминание о скорых парламентских выборах) и целой бригадой журналистов на борту практически ежедневно появляется в новостных выпусках.

Информационная кампания по возвращению российского флага в Арктику (в 1991 году советская полярная станция на Северном полюсе была закрыта) сильно напоминает промоушн Белой Олимпиады в Сочи. Допустим, заявлено, что все «организовано на средства отечественных бизнесменов». Опять же судьбу океанического дна решит голосование — на этот раз, правда, не в МОКе, а в ООН. Покорение Арктики, как и сочинские Игры, может стать еще одним российским нацпроектом, однако можно не сомневаться, что в данном случае действия России натолкнутся на сильнейшее противодействие извне.

Если раньше Москву как бы авансом обвиняли в имперской политике, пишут авторы статьи в британской газете «Таймс», то спор вокруг дна Северного Ледовитого океана — это уже «пример классической имперской экспансии XIX века». «Дерзкий план аннексии», — пишет другая крупнейшая газета Великобритании, «Гардиан». В том же духе не так давно высказывался и американский сенатор Ричард Лугар, известный своей антироссийской позицией. Только он еще призывал к конкретным действиям. Подтверждением того, что США без боя не уступят Арктику России, можно считать параллельную американскую экспедицию к Северному полюсу. Западные ученые попытаются доказать, что шельф под океаном — это продолжение Гренландии, а вовсе не России...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter