Полвека на службе у земли

Агроном — профессия древняя...

Агроном — профессия древняя. И до появления письменности агрономические знания передавались устно от отца к сыну, от поколения к поколению. Точно так же учили премудростям огородного мастерства Вячеслава Мелешкевича его отец и дед. Родился Вячеслав Адамович в Узденском районе в д. Теплень. У родителей был большой — около 40 соток — участок. Все свое свободное время паренек проводил в саду, помогая взрослым.


В 1954–м, окончив 10 классов, пошел в армию. А затем из тысяч существующих профессий Мелешкевич выбрал самую надежную на свете. Еще в детстве ему дед говорил: «Держись за соху: она кормилица». И когда пришло время, Слава, ни минуты не задумываясь, подал документы в Гродненский сельскохозяйственный институт на агрономический факультет. После его окончания молодого специалиста направили в Вилейку в зооветтехникум директором учхоза. И первое, что сделал вновь испеченный руководитель, — заложил фруктовый сад. Это был первый его сад. Теперь Вячеслав Адамович и не сосчитает, сколько деревьев посажено его мозолистыми руками за всю жизнь.


Отработав три года, в 1964 году попросился в Марьиногорский сельскохозяйственный техникум (ныне — аграрно–технический колледж), чтобы быть поближе к родителям. Это было, пожалуй, старейшее не только в Белоруссии, но и в России сельскохозяйственное учебное заведение. Еще 29 мая 1876 года Александр II подписал указ об открытии сельскохозяйственной школы. В нем говорилось: «Состоявшая в Игуменском уезде Минской губернии Марьиногорская сельскохозяйственная школа имеет целью образование сведущих пахарей, скотников, мелких съемщиков земель, надсмотрщиков над хозяйствами и сведущих ремесленников по тем отраслям производства, которые состоят в тесной связи с сельским хозяйством — кузнецов, сыроваров, виноделов». Первые два года Мелешкевич преподавал земледелие и агрохимию. А затем стал заместителем директора по производственному обучению, в его ведение перешло около 500 га земли.


Студенты тех лет и сегодня с радостью вспоминают, как под руководством Вячеслава Адамовича, соревнуясь, выращивали свеклу. На каждого из группы приходилось по 6 соток: сей, пропалывай, убирай. Страсти кипели нешуточные: счет шел на каждый килограмм. Победителя ждала поездка на ВДНХ в Москву. И как итог — 950 центнеров кормовой свеклы с гектара с площади 60 га! Отличный результат для сегодняшнего дня, а тогда — просто фантастический.


Более 40 лет Вячеслав Адамович прививал молодежи любовь к земле. А окончательно уйти на пенсию позволил себе всего лишь пару лет назад. Но это не значит, что опытный агроном остался не у дел. В этом году вместе со студентами колледжа занимался окулировкой: более 40 тысяч саженцев прошло через его руки! Работает же садовод инструментом только своей работы. Как любой увлеченный человек, Вячеслав Адамович следит за новинками — сортами, семенами, инструментами, техникой. И даже будучи в Париже, первым делом пошел в хозяйственный магазин: хотелось иметь хороший окулировочный нож. Но, увы, европейское качество не устроило белорусского садовода. Подсказка пришла сама собой: у ножовки по металлу лопнуло полотно. И оно, как оказалось, — самая лучшая основа для прививочного ножа.


Все еще служит колледжу и необычный трактор–культиватор, который специально приспособил Мелешкевич для нарезки полос для посадки сада. Легко и удобно! А до этого обходились привычными вешками.


Время не ждет


Когда лучше высаживать плодовые деревья? Этот вопрос не праздный — практический. Вячеслав Мелешкевич прекрасно знает, что у нас, в Беларуси, сады разбивают как осенью, так и весной. Но он, руководствуясь своим более чем полувековым опытом работы на земле, все же отдает предпочтение октябрьской посадке. И не важно, это косточковые или семечковые культуры. Ведь необходимо, как объясняет агроном, учитывать, что приживаемость деревьев во многом зависит от того, как происходит регенерация и рост новых корней, как устанавливается их контакт с почвой.


Земля под влиянием осенних осадков, а затем и весенних талых вод прочно прилегает к корешкам. Если погода благоприятствует, то уже с осени начинают заживать ранки на торцах обрезанных корней и отрастать новые корешки. Этот процесс затем будет продолжен ранней весной.


Важно и то, что сезон осенних посадок более растянут по времени, чем весенних. А значит, есть время, не торопясь, провести работу. Весной же на все про все дается не более 10 — 15 дней. Столь короткий срок определяется не только спелостью почвы, которая наступает лишь с установлением повышенных температур, но и необходимостью успеть посадить саженцы до набухания почек.


При посадке деревьев садовод под каждый саженец обязательно вносит 2 — 3 ведра перепревшей органики, немного золы, по 100 г фосфорных и калийных удобрений. Плюс добавляет немного (не более 0,5 кг) доломитовой муки. Она и известкует почву, и обогащает ее микроэлементами — кальцием и магнием.


И никогда не забывает после любой посадки вбить кол с южной (!) стороны. Почему именно там? Чтобы хоть как–то защитить штамб саженца от солнечных ожогов и морозобоин, которые как раз–то и бывают с южной стороны ствола.


А побелка? Многие садоводы белят деревья к праздникам — Пасхе, 9 Мая... Но это уже бесполезная работа. Белить деревья надо сейчас, осенью. Побелка уменьшает нагревание и остывание деревьев приблизительно на 5 — 6 градусов. Этого достаточно, чтобы уберечь дерево от морозобоин или солнечных ожогов. Одна из ошибок начинающих садоводов — отказ от обработок против болезней и вредителей из желания вырастить чистую продукцию. Реалии сегодняшнего дня таковы, что без химической поддержки саду зачастую не выстоять.


Вячеслав Адамович по каждому дереву ведет свой учет: чем и когда обрабатывал, как перезимовало, хорошо ли цвело, в норме ли приросты, какие и когда появились вредители и болезни, отличным ли был урожай и т.д. И уже исходя из многолетних наблюдений, как настоящий садовый доктор, прописывает то или иное «лекарство».


Его записи — поистине кладезь знаний не только по культурам, но и по сортам. Одних груш в саду Мелешкевича около 40 — двадцати сортов. Это вообще слабость садовода. Впрочем, агроном экспериментирует и с другими культурами, прививает вишню, черешню, персик, абрикос. Чтобы иметь качественные привои, под зиму высеял косточки дикой черешни, вишни и абрикоса. Открою небольшой секрет: в этом году Вячеслав Адамович взял разрешение на возделывание саженцев плодово–ягодных культур.


На долгие лета


Просто посадить саженец — мало. Ему еще надо создать самые благоприятные условия, чтобы в будущем радовал урожаем. А он во многом зависит, по мнению Вячеслава Адамовича, от того, что растет в приствольном кругу плодового дерева.


Еще в конце XVIII века садоводам было хорошо известно, что растения, подобно животным, освобождаются от вредных организмов, выделяя их наружу. Сегодня уже научно доказано вредное воздействие дерна на развитие яблонь. Токсичные выделения трав просто–таки отравляют корни плодовых культур. Подтверждение тому и опыты, которые не единожды проводил Мелешкевич со своими студентами. Они дождевую воду просачивали через дерн, а затем добавляли в сосуд, в котором находились сеянцы яблони. Растения резко замедляли свой рост. То же в точности происходит и в задерненном саду.


Вячеслав Адамович давно отказался и от посадки картофеля в междурядьях молодого сада. Бульба забирает все питательные вещества, предназначенные для саженцев, и тем самым сдерживает их рост. Заметно ухудшаются вкус и качество плодов.


Чему, по мнению агронома со стажем, место в саду и на ягоднике, так это настурции. 2 — 3 растения на приствольный круг вполне достаточно. Красиво, а главное — очень полезно. Цветок своим ароматом отпугнет зеленую тлю. А корни, оставшиеся на зиму в земле, привлекут дождевых червей — неутомимых помощников дачника.


Зимний сон


Что самое важное для плодового сада зимой? Обилие снега! Чем толще снежный покров, тем лучше он защищает от морозов деревья. Но в суровые зимы к человеческому жилью стараются поближе подойти и вредители — мыши да зайцы. Их острые зубы способны погубить все молодые посадки. А потому надо обвязать штамбы плодовых деревьев еловым лапником обязательно иголочками вниз. Хорошей защитой для саженцев могут стать и пластиковые бутылки. Их Вячеслав Адамович обрезает сверху, снизу и вдоль. А затем одну за другой надевает на штамб до нужной высоты. Зимой же, особенно после сильных снегопадов, обязательно наведывается в сад, чтобы оттоптать снег вокруг стволов и стряхнуть с ветвей, гнущихся под его тяжестью.


Если снега много, то бросает его в теплицу. Конечно, промораживание в какой–то мере помогает обеззаразить почву, но при этом она сильно иссушается, становится плотной, воздухо– и влагонепроницаемой. А так и земля не затвердеет за зиму, и к весне наполнится талой водой, дефицит которой не восполнить даже самыми обильными поливами.


Молодой и ранний


Вячеслав Мелешкевич с энтузиазмом и интересом занимается не только садом, но и огородом. Так, уже в начале июня его семья лакомится первым ранним картофелем.


А появилось это увлечение совсем не из–за любви к бульбе. Когда супруга Софья Александровна (преподаватель обществоведения и политэкономии) вышла на пенсию, то первое, о чем попросила мужа, — о... корове. Никакие самые убедительные доводы о том, что для ухода за животным нужны специальные навыки, в расчет не принимались. Пришлось Вячеславу Адамовичу соорудить сарай и купить буренку.


Сегодня Мелешкевич даже признателен супруге за проявленную тогда настойчивость. И не только за домашние молочко, сметану, творожок да маслице. А за... навоз. Теперь с органикой нет проблем. Так, словно бы сама собой, появилась тепличка для выращивания рассады овощных культур. А потом встал вопрос и о раннем картофеле. Методом проб и ошибок вырисовалась своя технология его выращивания.


Осенью посреди парника Вячеслав Адамович вырывает котлован глубиной 70 — 80 см и засыпает листьями, соломой: чтобы за зиму не промерзал. Во время копки картофеля сразу отбирает клубни на семена, зеленит их и закаляет. После 20 февраля достает их из подвала и, уложив в небольшие низкие ящики, ставит в светлое и теплое (плюс 18 — 25 градусов) помещение для прогревания и проращивания. Пару раз опрыскивает клубни слабым 0,1–процентным раствором фосфорных и калийных удобрений. К 15 марта на картофеле уже хорошо видны короткие в 5 — 7 мм опушенные ростки. К этому же времени Мелешкевич готовит и парник, и биотопливо. Разогретым навозом набивает парник, слегка утрамбовывая (так затормаживается разложение органики и дольше сохраняется ее согревающее действие). А чтобы не начали расти грибы–паразиты, припудривает сверху древесной золой и известью.


Затем насыпает 7 — 10–сантиметровый слой торфокрошки, поверх которой и раскладывает уже проращенные клубни. Чем реже, тем лучше. Картофель снова присыпает небольшим (2 — 5 см) слоем торфокрошки. Над посадками ставит невысокие дуги и натягивает пленку, бока которой (чтобы не проникал холодный воздух) присыпает землей или навозом. В таком двойном «хранилище» ни разу за его многолетнюю практику не подмерзли всходы или клубни. В теплые дни Вячеслав Адамович полиэтилен приподнимает или совсем снимает, закаляя растения.


К двадцатым числам апреля уже вся площадь парника покрыта мощными, здоровыми кустами картофеля высотой 10 — 15 см. Корни к этому времени уже прошли слой торфа и достигли навоза, беря оттуда питательные вещества. Примерно 25 апреля Вячеслав Адамович начинает высаживать рассаду картофеля в открытый грунт, предварительно проверив температуру почвы — на глубине 10 см должно быть плюс 7 — 8 градусов. Борозды нарезает мотоблоком и в них аккуратно укладывает клубни. А затем руками присыпает корни рыхлой почвой, беря ее с гребней.


Вдвоем с супругой они за 2 — 3 дня легко засаживают участок в 5 — 6 соток. Обычно в это время огородники только–только начинают посадку. И пройдет еще как минимум месяц, пока появятся первые всходы. А тут поле враз зеленеет!


Картофель, высаженный рассадой в теплую и влажную землю, отлично укореняется и быстро идет в рост. Полив ему не нужен. Не потребуются и химикаты: хороший запас питания получен из органики еще в парнике.


Несмотря на свой почтенный возраст, Вячеслав Адамович все еще полон всевозможных огородных идей. Он любит, я бы даже сказала, боготворит землю и каждый день с удовольствием работает на ней до седьмого пота. По разумению Мелешкевича, житейская мудрость заключается в правильном хозяйствовании на земле. Не навредить, не нанести урон, проявив беспечность, жить с мыслью о будущих поколениях — вот главные принципы человека, который любит свое дело.


Жалеет ли он о своем давнем выборе? Профессия–то — нелегкая... Нет! И если бы вновь пришлось выбирать, то связал бы свою жизнь только с сельским хозяйством. Более полувека служа земле и занимаясь любимым делом, он чувствует себя нужным и востребованным. Высокий урожай — его самая большая награда. Но есть еще одна «нива», которой по–особому гордится садовод, — это его трое детей и пятеро внуков. Дети, к сожалению, не пошли по стопам отца. А вот самый маленький внучок Артемка не отходит в саду от деда ни на шаг. Помощник, продолжатель и рода, и дела растет...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter