Полураспад внимания?

Сельчане Хойникского района Гомельщины в числе тех, кто раньше других чувствует весенний зов оттаявшей земли, готовой дать жизнь и силу новому урожаю.
Сельчане Хойникского района Гомельщины в числе тех, кто раньше других чувствует весенний зов оттаявшей земли, готовой дать жизнь и силу новому урожаю. На полях уже заметно оживление. Культивация, внесение удобрений, а кое-где и сев ранних культур - реальные заботы о новом урожае. И будет он первым в этом столетии - хоть и высокие слова, но, согласитесь, символично, - и это тоже прибавляет волнений, ответственности. Хорошо бы начать век толково, с прибавкой, которая так необходима для подъема экономики.

Районные власти продумали целый комплекс мер по наращиванию результатов в земледелии. За счет интенсивных технологий должен быть обеспечен прирост урожайности зерновых, картофеля, других культур. Опыт местных сельхозпредприятий, в первую очередь экспериментальной базы "Стреличево", подтверждает реальность этих планов. Прошлым летом стреличевцы намолотили свыше 7 тысяч тонн зерна. Этот результат признан одним из лучших в республике, отмечен достойным призом - трактором МТЗ-820.

Районная аграрная программа предусматривает прирост в сравнении с прошлогодним уровнем сборов зерна на 12, картофеля - на 7 тысяч тонн. Вдвое увеличиваются площади для возделывания рапса. В связи с загрязненностью почв цезием и стронцием все активнее прорабатывается и четче просматривается семеноводческая ориентация здешнего земледелия. Там, где проблематично взять пищевое зерно, могут и умеют производить высококлассные семена.

Недавно побывал в нескольких хозяйствах района, участвовал в совещании с руководителями агропромышленного комплекса. Хорошо почувствовал весеннюю энергию, решительность кадров, но услышал и немало обид на руководителей республиканского ранга.

Одна из наиболее острых проблем - поставка селу минеральных удобрений. Без них намерения и расчеты земледельцев сразу становятся зыбкими. А здешней земле необходимы не только обычные, но и дополнительные, лечебные дозы туков. Основные обеспечивают расчетный урожай, а дополнительные делают его чистым. От стронция спасает фосфор, а защита от цезия - калий.

- Мы давно убедились, - говорит председатель райисполкома Н.Сад-ченко, - внесешь необходимую дозу - и ни с зерном, ни с молоком нет проблем, все в пределах нормы.

Как же выглядит ситуация? Чем защитят урожай сельчане? Из необходимых по основной дозе 450 тонн фосфора и 1.580 тонн калия нет ничего. Из 170 тонн фосфора и 930 - калия по дозе дополнительной получено соответственно 24 и 252 тонны, или 14 и 27 процентов. Такой неутешительной была ситуация на 23 марта. А ведь солнце пригревает, весна никого не ждет.

Район не ходит с протянутой рукой. Люди настроены работать, добиваться лучших результатов. Производят продукцию, реализация которой позволяет рассчитываться за удобрения, технику, горючее. Например, есть более 20 тонн казеина. Товар ходовой. Но ходу ему не дают. Минсельхозпрод держит все в своих руках. Проведен министерский тендер, который выиграла польская фирма. И она по каким-то, видимо только ей ведомым, причинам брать казеин уже не хочет. Есть ростовская фирма, которая брать хочет, но Минсельхозпрод, как стало известно в Хойниках, держит несгибаемый курс и согласия на другие варианты не дает. Вот и ездят разные пробивные смельчаки в Минск, спорят, доказывают. В непродуктивную полемику вовлечены руководители районного, областного, республиканского уровня. Улетают дни, недели, зато курс несгибаемый...

В делах, как известно, от неразворотливости, негибкости эффект всегда со знаком минус. Неразворотливых вообще бы надо держать от важных дел подальше.

Вот еще один пример из той же оперы. Выделение удобрений для чернобыльских районов предусмотрено Государственной программой минимизации последствий катастрофы на ЧАЭС. Однако кто-то не учел, что если выделяются лекарства, то надо подумать и про шприц, с помощью которого их можно было бы с пользой применять. Для удобрений такой "шприц" - агрегат МВУ-5. Делает туковую "инъекцию" быстро, равномерно и стоит недорого - лишь несколько процентов от цены выделяемых конкретному хозяйству удобрений. Если бы в распоряжении руководителя сельхозпредприятия было два таких агрегата, то его радости, как говорится, не было бы предела. А пока вносят в основном добитой старой техникой. Ни быстроты, ни качества. И "Сельхозхимия" стала немощной, в этом деле уже не помощница.

Так что потери туков и государственных денег продолжаются, а предложения "наверх" по использованию для закупки "шприцев" небольшой части средств, выделяемых на лечебные дозы удобрений, остаются невоспринятыми.

А ведь стоило бы подумать не только о выделении удобрений, но и о компенсации расходов по их внесению. И здесь не только техника, но и топливо, оплата труда, другие издержки. Получив дополнительную дозу (правда, сегодня, как видим, и это толком не отлажено), хозяйства чернобыльской зоны несут дополнительные затраты в десятки миллионов рублей, которые не берутся в расчет при оценке итогов работы. А у чернобыльцев к сложностям экологическим прибавляются финансовые. И если пройдешь по всей экономической цепочке, то станет понятно, почему на Гомельщине некоторые продукты стоят дороже, чем в других регионах. Но это тема отдельного разговора.

Картина выглядит и вовсе удручающей, когда столкнешься с фактами головотяпства, черствости, необязательности по отношению к людям, живущим и работающим в экстремальных условиях.

На центральной усадьбе коммунального сельскохозяйственного унитарного предприятия "Велетин" (так теперь называется бывший колхоз "Большевик") дорога разбита до плачевного состояния. Сегодня здесь грязь и колдобины, а подсохнет - заклубится радиоактивная пыль (в селе - 15 кюри). Контора хозяйства отключена от электроэнергии и закрыта, а специалисты ютятся в такой подсобке, что оторопь берет.

Чернобыльской программой предусмотрено ежегодное выделение каждому работнику одного комплекта спецодежды за государственный счет. Уточняю у руководителя КСУП В.Мигая (он 11 лет был председателем колхоза, а на 12-м году возглавил коммунальное унитарное...): как со спецодеждой?

- На 280 работников получили 50 комплектов, и то в конце года, - сетует Василий Владимирович. - Сапоги поступают в мизерном количестве. И вообще, как я убедился, ни одна чернобыльская статья не выполняется как следует.

Вот такое невеселое резюме.

В соседнем КСУП "Поселичи", где плотность радиации выше 15 кюри, к посевной имеют минеральных удобрений в 10 раз меньше, чем в прошлом году. А на вопрос: выделяются ли туки для личных хозяйств? - местные жители только разводят руками да молча глядят с укоризной: чего, мол, сыплешь соль на рану.

Да, сыпать соль никак нельзя. Как ее потом смыть? Ведь далеко не в каждой деревне района есть баня. И это очень грустная реальность. О помощи чернобыльцам говорится много, а элементарного и за 15 лет, что прошли после катастрофы, не сделано.

Недавно прибывший в Хойники из Любанского района Минщины и возглавивший местный райсельхозпрод Н.Долич не может скрыть удивления

: - Я думал внимания этому пострадавшему краю больше уделяют, - говорит Николай Николаевич. - Дороги, бани - эти темы уже должны были быть закрыты.

Есть и другие примеры, увы, не прибавляющие оптимизма, а убеждающие, что с вниманием к чернобыльцам не все ладно.

Я уже упоминал, что экспериментальная база "Стреличево" за высокие результаты на уборке урожая-2000 премирована трактором. Вот передо мной и документ, подписанный первым заместителем министра сельского хозяйства и продовольствия А.Проко-повым. Естественно, как было не порадоваться доброй вести руководителю базы Валерию Владимировичу Иванютенко, механизаторам. Да и всему коллективу приятна такая оценка. В хозяйстве уже и механизатора определили, который примет ценный подарок. А вручить его, как прописано в бумаге с министерской печатью, следует "не позднее Дня работника сельского хозяйства и пищевой промышленности 19 ноября 2000 года". До сих пор ждут в "Стреличево" этой щедрости. Но тут, похоже, натолкнулись ожидания на ту министерскую гибкость, которой в других делах не просматривается.

Читаю еще один документ - протокол поручений Президента, данных во время поездки в Гомельскую область 14 - 15 июля 1998 года. Есть в нем конкретное и очень значимое поручение Минсельхозпроду: "Предусмотреть увеличение закупок семенного зерна в районах, загрязненных радиостронцием, в том числе в Хойникском районе - до 5 тысяч тонн, Наровлянском - до 950 тонн, в Брагинском - до 500 тонн, сократив при этом закупки зерна на продовольственные цели". Спрашиваю у директора Хойникского комбикормового завода С.Ващило, как выполняется поручение.

- Ни разу не выполнено в полном объеме, - констатирует Светлана Николаевна. - Максимально, что было сделано, - в прошлом году закуплено 1.280 тонн семян по Хойникам и 180 тонн из Брагина.

Это лишь 26 и 36 процентов от предусмотренного протоколом поручений. Нетрудно представить, что может сделать такая "гибкость" с поддержанным Президентом замыслом чернобыльских аграриев расширить семеноводство и лучше вписаться в реальные условия своей особой экологии. И хотят вписаться, и можно это сделать, и поручение есть строгое, но не до всех доходит. А государству, хозяйствам - прямые убытки.

В минувшем году в Хойникском районе 90 процентов намолоченного зерна отнесено к фуражному из-за превышения допустимого уровня по стронцию. Потери составили около 500 миллионов рублей.

А проблема остра и в других районах Гомельщины. Больше половины хозяйств области (233!) под контролем в связи с загрязненностью земель стронцием-90. 216 тысяч гектаров, в том числе 115,7 тысячи гектаров пашни, содержат сверхдопустимый стронций. А еще и с цезием надо бороться.

Согласно расчетам, в 2001 году на загрязненные угодья в области необходимо внести в действующем веществе 17 тысяч тонн фосфорных и 72 тысячи тонн калийных удобрений. На это предусмотрено выделить немногим более 12 миллиардов рублей. К концу марта было выделено лишь 8 процентов этой суммы. Ненамного лучше картина по известкованию почв. Тут финансовое обеспечение на тот же период составило 25 процентов.

Тревожные сигналы из области идут, как говорится, во все концы - министру финансов Н.Корбуту, министру сельского хозяйства и продовольствия М.Русому, другим руководителям высокого ранга. Ведь под вопросом выполнение жизненно важной для области Государственной программы минимизации последствий катастрофы на ЧАЭС. Судьба первого урожая нового столетия под угрозой.

...После чернобыльской катастрофы прошло 15 лет. Пройдет еще столько, прежде чем произойдет полураспад цезия-137. Это весьма желательный химический процесс. Он уменьшит радиационную нагрузку на землю и на людей, живущих на ней. Но полураспад цезия не зависит от нас. Зато другой распад нам подвластен. Это распад внимания к чернобыльцам и их заботам. Его надо остановить.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter