Кто нагнетает страсти вокруг Корейского полуострова?

Полуостров спит тревожно

Первая половина марта ознаменовалась резким ростом напряженности вокруг Корейского полуострова. «Подогревание» ситуации в этом регионе, связанное с ракетными испытаниями КНДР, а также планами Сеула разместить у себя элементы американской ПРО, идет уже давно. Однако, похоже, противоречия на Дальнем Востоке выходят на принципиально новый уровень, и здесь прямо на глазах формируется новый нарыв глобальной напряженности. Не исключено, что он, подобно конфликту в Сирии, будет определять международную политику в ближайшие годы.

Фото rozgy.xyz

Хронология событий такова: 6 марта КНДР провела очередные испытания баллистических ракет, которые, достигнув акватории Японского моря, рухнули в непосредственной близости от побережья Страны восходящего солнца. После этого последовали беспрецедентно резкие высказывания нового госсекретаря США Рекса Тиллерсона во время его визита в Южную Корею. Тиллерсон не исключил даже возможность военного решения северокорейского вопроса, заявив, что дипломатические усилия по демилитаризации КНДР себя уже исчерпали. А 

14 марта США, Япония и Южная Корея начали совместные учения по противоракетной обороне. Однако все это, похоже, на Пхеньян, который 19 марта объявил об испытании нового двигателя для баллистических ракет, никак не повлияло. В Северной Корее это событие пафосно назвали «новым рождением ракетостроения».

Беспрецедентно жесткие высказывания госсекретаря США вызвали негативную реакцию России и Китая. Обе страны солидарно не приемлют силового сценария в отношении КНДР и настаивают на дипломатическом пути решения проблемы. В частности, Москва и Пекин выступают за возобновление переговоров в шестистороннем формате (Россия, Китай, КНДР, Южная Корея, Япония, США). Переговорный процесс по северокорейской ядерной программе начался в 2003 году, однако спустя пять лет он фактически провалился, и КНДР возобновила свои ракетные испытания. Из слов Тиллерсона, впрочем, понятно: в США считают этот формат исчерпанным.

Как Пекин, так и Москва опасаются в первую очередь того, что под видом противодействия КНДР США собираются наращивать свое военное присутствие в регионе. Прежде всего, опасения связаны с размещением элементов американской ПРО в Южной Корее. Заверениям Вашингтона и Сеула о том, что система носит исключительно оборонный характер и не представляет угрозы, ни в Москве, ни в Пекине не верят, особенно на фоне резких высказываний, которые Дональд Трамп уже сделал в адрес КНР в связи со своими планами снизить зависимость США от китайского импорта. США давно используют стратегию сдерживания Китая, создав разветвленную сеть военно-морских баз в непосредственной близости от берегов КНР, а также играя на давних противоречиях в регионе.

Со своей стороны, российско-американские отношения омрачены взаимным недоверием в связи с конфликтами в Украине и Сирии, поэтому возможное усиление американской военной группировки у своих дальневосточных рубежей Москва не может не воспринимать с тревогой. Другой болевой точкой для России остается неурегулированная курильская проблема. В связи с эскалацией на Дальнем Востоке Япония, являющаяся военно-политическим союзником США, вряд ли может рассчитывать на благоприятные для себя подвижки в этом застарелом территориальном споре. А значит, отношения Москвы и Токио в обозримой перспективе также будут ухудшаться.

Таким образом, на Дальнем Востоке уже обозначилась линия геополитического размежевания, где континентальной связке Москва — Пекин противостоят Вашингтон и его «островные» союзники — Токио и Сеул. В этих условиях надежды на «большую сделку», на которую так рассчитывали в Москве в связи с приходом в Белый дом Трампа, становятся все более призрачными. Более того, учитывая глубину противоречий Москвы и Пекина, с одной стороны, и Вашингтона, с другой, наметившееся противостояние может выйти далеко за рамки дальневосточного контекста.

Резкие высказывания по северокорейской проблеме также развеяли надежды на внешнеполитическое миролюбие США, которые появились в связи с изоляционистской риторикой Трампа. Похоже, Трамп в духе республиканских традиций намерен взять во внешней политике напористый, агрессивный и недипломатичный стиль. Что вряд ли будет способствовать спокойствию на международной арене.

shimoff@rambler.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter