Полуостров сокровищ

В марте этого года в Россию вернулся Крым, а вместе с ним бесценное культурное богатство. И задача государства – уделять внимание сохранению и восстановлению этого наследия

В марте этого года в Россию вернулся Крым, а вместе с ним бесценное культурное богатство. И задача государства – уделять внимание сохранению и восстановлению этого наследия

Ливадийский дворец – знаменитая императорская резиденция. Величественный дворец в Массандре, напоминающий сказочный замок.  Ханский дворец в Бахчисарае с «Фонтаном слез», воспетым Пушкиным. Дворец в Кореизе, принадлежавший Юсуповым – одной из богатейших династий Российской империи. Древний Херсонес, где принял крещение князь Владимир – креститель восточных славян. И это лишь самые известные достопримечательности Крыма.

Дворцы, крепости, монастыри составляют одно целое с живописными пейзажами, созданными самой природой. А глубины Черного моря – настоящий рай для подводных археологов. Две с половиной тысячи кораблей – от античных до судов времен Второй мировой – лежат на шельфе на глубине до 40 метров. Многие до сих пор не исследованы, но, вероятно, в трюмах и каютах скрываются такие ценности, которые могут составить огромную музейную коллекцию.

Крым – это и места воинской славы и памяти России, множество мемориалов и захоронений героев Крымской, Русско-турецкой, Великой Отечественной войн. Места сражений времен Гражданской войны – знаменитый Перекоп. И Графская пристань в Севастополе, от которой последние корабли уносили обломки империи.

– По богатству и разнообразию достопримечательностей с Крымом не может сравниться ни один регион России, – говорит Константин Михайлов, координатор общественного движения «Архнадзор». – По состоянию на начало марта этого года, только учтенных, охраняемых объектов наследия насчитывается 10 тысяч, тогда как в среднестатистическом российском регионе их полторы-две тысячи. Возраст многих объектов исчисляется тысячелетиями. И они принадлежат к самым разным мировым культурам – русской, татарской, древнегреческой, византийской, скифской, готской.

Но, увы, множество исторических памятников вернулись в Россию в плачевном состоянии. Очень многое потеряно. По информации местных жителей, в Балаклаве домики Ивана Бунина и Леси Украинки сломаны – вместо них коттеджи для украинской элиты. За ними иной раз не видно ни моря, ни живописных пейзажей, ни старинной архитектуры. У подножия Генуэзской крепости стоят огромные яхты олигархов. Напротив Балаклавы, где открывается потрясающий вид, экс-премьер Юлия Тимошенко когда-то начала строить огромное суперсовременное здание. Сейчас этот недострой высится безобразной громадой. Буквально в 150 метрах от Ливадийского дворца – дома братьев Кличко. Территория парков вокруг дворцов во многих случаях сокращена до минимума. По словам председателя Комиссии по культуре Общественной палаты России Павла Пожигайло, сейчас охранная зона вокруг Ливадийского дворца – буквально метр от края стены.

Все эти данные о состоянии памятников истории и культуры Крыма были получены в ходе недавних поездок рабочей группы из представителей Общественной палаты России, Министерства культуры РФ, управления культуры Министерства обороны, ведущих историков, краеведов и реставраторов. Культурное наследие Крыма уже не в юрисдикции Украины, но при этом оно пока еще не охраняется и российскими законами. По итогам первой поездки членами группы был составлен проект концепции сохранения культурного наследия Крыма в процессе его передачи в систему учета объектов культурного наследия РФ.

Предполагающееся облегчение процедур приобретения земли и массовой застройки ее коттеджами, отелями, ресторанами может повлечь за собой новое сокращение парковых территорий. А многие памятники архитектуры с неопределенным статусом могут оказаться в руках недобросовестных арендаторов. Как показывает печальный опыт усадеб Подмосковья, такие владельцы либо изуродуют до неузнаваемости их облик, либо вовсе закроют доступ для туристов, сделав памятники своей частной собственностью.

– Земля сейчас будет стремительно дорожать. Нужно успеть зафиксировать зоны с учетом старых данных, а может быть, с расширением охранной территории, – говорит Павел Пожигайло. – Также было бы правильным объявить мораторий на любые сделки, связанные с продажей недвижимости, относящейся к памятникам и территории вокруг них, – там не должно быть никаких предприятий, дорог и частных домов. Необходимо выявить незаконное строительство, ввести ряд ограничений, очистить охранные зоны, провести необходимые реставрационные работы. И для начала – разработать опорный историко-культурный план полуострова.

– Сейчас готовится акт, в котором будет указано, что все памятники истории, археологии, архитектуры, которые были под охраной по состоянию на март 2014 года, подлежат государственной охране РФ, – говорит Константин Михайлов. – Необходимо объединить усилия местных органов, занимающихся охраной исторических и культурных памятников, с российскими ведомствами и организациями.  

В ближайшее время будет проведен мониторинг состояния памятников в Крыму, что позволит определить объекты, которые нуждаются в срочной реставрации, а также включить их в российские федеральные целевые программы по реставрации и сохранению наследия. К работе будут привлечены юристы. Есть и множество памятников, которые не были признаны охраняемыми украинской стороной, но явно претендуют на охранный статус. Это будет уже следующим этапом работы.

– Мы должны инициировать общественную дискуссию по этому вопросу. Публичный резонанс будет способствовать оперативному принятию решения со стороны государства, – уверен Павел Пожигайло.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter