Перспективны ли поставки белорусских продуктов питания на японский рынок

Полуночный тендер

Поставки белорусских продуктов питания на японский рынок – одна из перспективных тем, обсуждаемых вчера на планерке у главы Минсельхозпрода
НЕДАВНО в крупнейшем международном выставочном центре «Макухари Мессе» японского города Тиба прошла 41-я  международная выставка продуктов питания и напитков FoodexJapan-2106. Впервые на ней  была представлена национальная экспозиция Беларуси. 


Экзотикой для японского потребителя стали наши зефир, пастила, мармелад и прочие сладости. Не остались без внимания посетителей белорусская мука и макароны. Аграрии привезли в Токио мясо и молоко, картофель, злаковые и популярные на востоке продукты диетического питания. На отдельных стендах разместили продукцию продовольственных предприятий Могилевской области, научные разработки Национальной академии наук. По сути, более двух десятков белорусских производителей наглядно презентовали торгово-экономический потенциал страны и напрямую встретились с покупателями из Японии.

ПЕРВЫЙ замминистра сельского хозяйства и продовольствия Леонид Маринич поделился впечатлениями от встреч и переговоров с представителями деловых кругов. Для бизнес-структур провели дегустацию нашей продукции: молочная, сыры, колбасные изделия, сырокопченые, вяленые, сок березовый, квас. «Очень хорошие отзывы японских бизнесменов. Они удивляются, почему до сих пор данной продукции нет у них на рынках. Думаю, эта презентация позволит в ближайшее время товару появиться на рынках Японии», — выразил надежду первый замминистра.

В FoodexJapan-2016 участвовали свыше 3,2 тысячи компаний из почти 80 стран мира. На презентации нашей аграрной отрасли особо акцентировали внимание на экологической чистоте белорусских продуктов и отсутствии использования ГМО и химических добавок при их изготовлении. Характерно, что экспозиция размещалась в павильоне «здоровое питание» — логичное подтверждение того качества сельхозпродукции, которое мы обеспечиваем. Дело в том, что Япония придерживается курса на отказ от использования генетически модифицированных сельхозкультур и продуктов. В белорусских продуктах ГМО не применяется, что и может стать конкурентным преимуществом при выборе японцами экспортера среди других стран. 

Каков же шанс выйти на японский рынок? Немного фактов. Судите сами: Япония — третья мировая экономика — относится к странам с низким уровнем самообеспечения продукцией сельского хозяйства. По мясу – 54 процента, злакам — 28, сахару — 26, овощам — 79, фруктам – 38 процентов. В целом  —  не выше 50 процентов.  Более половины японского импорта сельхозпродукции приходится на США, Китай, Австралию, Канаду и Таиланд. При этом из США, Канады и Австралии импортируется более 90 процентов зерновых, значительная часть мяса птицы, свинины и говядины, а из Китая – свыше 65 процентов замороженных овощей. В этой островной горной стране в сельском хозяйстве работает чуть более 4 процентов трудоспособного населения, а аграрная продукция составляет лишь 1,2 процента японского ВВП. 

Японцы — фанатики свежих продуктов. Для сравнения: на упаковке молока в американском супермаркете вы найдете только одну дату — истечения срока годности, в наших, белорусских – две даты. В Японии же надпись на молочной упаковке включает три даты: не только истечения срока годности, но также изготовления и доставки в супермаркет. Любопытно, что производство молока в этой стране всегда начинается в первую минуту после полуночи — для того, чтобы партия, которую завтра утром отправят в магазины, была помечена сегодняшним числом. Если бы упаковка сошла с конвейера в 23:59, на ней нужно было бы проставить вчерашнюю дату, и назавтра ни один японский покупатель не стал бы ее брать.

Именно поэтому японские пищевые компании функционируют как локальные монополии. Кроме того, в стране Восходящего солнца свои особенности и в продажах «молочки». Здесь  введены тендеры на сырое молоко. Для чего? Таким образом правительство регулирует рынок, приводя цены в соответствие со спросом и предложением. До нынешнего года ценообразование на сырое молоко в Японии «происходило» путем переговоров. Раз в год производители и переработчики встречались и устанавливали цены на сырое молоко и каждый молочный продукт в отдельности. Это делало ценообразование очень негибким и вызывало проблемы с поставками. Например, в последние годы ощущались проблемы с поставками сливочного масла на рынке. Японский минсельхоз устранил проблемы, сделав ценообразование гибким с помощью тендеров. 

Небезынтересно, что в последние годы число молочных ферм в Японии снижается — на рынке становится все меньше сырого молока. Поэтому правительство установило низкие импортные пошлины на сливочное масло и сухое молоко в рамках Транстихоокеанского торгового партнерства. 

Так, нужен ли нам японский рынок с его непривычными для нас особенностями?  Конечно. Чтобы не сдавать позиций современной и сильной Беларуси нужно в большей степени, чем когда бы то ни было, строить свою разумную, но по-хорошему агрессивную  экспортную стратегию. На мартовской встрече белорусских аграриев с восточными коллегами на полях FoodexJapan уже достигнут ряд конкретных договоренностей.

germanovich@sb.by

Продовольствие в переводе на английский и арабский


ОДНАЖДЫ один из бывших министров сельского хозяйства и продовольствия попросил знакомого позвонить в отдел сбыта молокоперерабатывающего предприятия и на английском языке поинтересоваться ассортиментом продукции, ценой и условиями поставки. Разговора не получилось. На том конце провода побежали искать человека, который хотя бы мог понять, кто звонит и чего от него хочет. Да и зачем было заморачиваться, если тогда вся их продукция шла чуть ли не нарасхват. Теперь ситуация далеко не та, мировой рынок не испытывает дефицита продуктов питания. Поэтому маркетинговым службам отсидеться в тени рабочих мест не получится. О работе руководителей перерабатывающих предприятий впредь будут судить и по темпам наращивания экспорта, а заместители Премьер-министра и министра иностранных дел будут нести персональную ответственность за его увеличение и диверсификацию. Такое требование изложено в Указе Президента № 78 о повышении эффективности социально-экономического комплекса. 

КАК экспортеры АПК намерены решать поставленную задачу? Насколько они готовы прибавить и за счет чего? Тем более что по результатам прошлого года сумма экспорта не впечатляет. За пределы республики предприятия Минсельхозпрода поставили товаров более чем на 2,25 миллиарда долларов США — 74 процента по сравнению с предыдущим, да еще при увеличении количества отгруженной продукции стоимость экспорта снизилась. В результате задание по темпам его роста в прошлом году не выполнили все областные комитеты по сельскому хозяйству и продовольствию. 

— Экспортное поле для перерабатывающих предприятий, можно сказать, еще не пахано, — считает начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Алексей Богданов. — На рынках третьих стран из 46 молочных предприятий продвинулись только «Савушкин продукт» и волковысский «Беллакт». В дальнее зарубежье предприятия поставляли в основном льноволокно, молочную продукцию и мясопродукты — всего более чем в 50 стран. Что касается ассортимента экспорта в Российскую Федерацию и страны СНГ, то он гораздо шире. Но должен быть еще больше. Как нарастить поставки готовой продукции, у которой более высокая добавленная стоимость, строить маркетинговую стратегию, осваивать новые рынки сбыта и какие, мы недавно обсуждали с представителями перерабатывающих предприятий, Минэкономики и Министерства иностранных дел. 

Диверсификация поставок теперь актуальна как никогда. Российский рынок, на который приходится более 94 процентов всех поставок, некоторых, видимо, убаюкал. Совершенно зря, потому что он для наших экспортеров будет постепенно сужаться. До 2020 года Россия в соответствии с доктриной продовольственной безопасности должна обеспечить себя картофелем примерно на 95 процентов, молоком и молочными продуктами — на 90, мясом и мясопродуктами — более чем на 80 процентов. Руководитель российского Минсельхоза уже высказывал недовольство обеспечением молоком, овощами и мясом собственного производства. Чтобы к 2020 году наша восточная соседка могла обеспечивать себя этой продукцией собственного производства, ее аграриям необходимо около 270 миллиардов рублей господдержки. С мясом птицы она уже начала выходить на зарубежные рынки. 

БОЛЕЕ активно осваивать азиатские страны, Ближний Восток, Африку и другие регионы нужно  нашим экспортерам. Начиная с этого года Минсельхозпрод намерен расширить перечень сертифицированных предприятий, чтобы не только перерабатывающие молоко, но и мясокомбинаты могли выходить на европейский рынок. В последнее время в республику зачастили торговые эмиссары, Минсельхозпрод активно ведет с ними переговоры по всем направлениям, в том числе и по сертификации. В первую очередь она касается ветеринарных требований и санитарного контроля. Пропуск в Европу позволяет одновременно решать и другие проблемы, в частности, выйти на рынок Объединенных Арабских Эмиратов. Об этом есть договоренность с руководством соответствующего ведомства этой страны. 

На рынке ЕС сертифицировано десять отечественных предприятий, из них четыре — молочные. Дальше всех в этом плане продвинулся «Савушкин продукт», который в прошлом году реализовал в Китай около 110 тонн цельномолочной продукции. И только одно — Узденский филиал Слуцкого сыродельного комбината — торговало казеином. Свою продукцию в ЕС поставлял и Березовский сыродельный комбинат.

— Получить путевку на европейский рынок было непросто, — рассказывает заместитель директора по коммерческим вопросам Елена Шакалида. — Немало времени ушло на получение ветеринарного сертификата. Прежде пришлось модернизировать производственный процесс. На все ушло около трех лет. Теперь наша продукция соответствует европейским требованиям. Правда, на рынок ЕС поставляем лишь молочную сухую сыворотку, примерно 120—160 тонн в месяц. Она используется для приготовления пищевых продуктов. Основные потребители — Польша, Германия, Болгария, Нидерланды, Литва. После введения Россией санкций, конкуренция усилилась. Франция, Германия, Польша, другие европейские страны начали осваивать китайский рынок. С учетом сложившейся ситуации экспортные поставки сюда могут оказаться ниже прошлогодних. В Европе все чаще встает вопрос: куда девать свою продукцию? Поэтому на сыр, масло, другие продукты для нас там установлены высокие заградительные пошлины. И только на сыворотку — небольшая. Эта продукция достойно конкурирует с аналогами. Правда, цена на нее в странах СНГ и России гораздо выше. 

К 2020 году соотношение экспортных поставок сельхозпродукции должно составлять примерно 30—30—30 процентов. То есть треть должна приходиться на страны ЕАЭС, еще треть — на ЕС и столько же — третьи страны. В Китай, например, экспорт должен составлять 10 миллионов долларов ежегодно. В прошлом году на эту страну сертифицировано 17 предприятий. В этом их количество планируется увеличить за счет птицефабрик и мясокомбинатов.

 На последней стадии ратификации находится договор о зоне свободной торговли с Вьетнамом. Большой рынок для нашей продукции может открыться в Пакистане, где в ближайшее время планируется провести бизнес-форум. На нем будут обсуждаться вопросы взаимной торговли, создания совместных предприятий, торговых домов, инвестиционных соглашений. Предприятия АПК свою продукцию поставляли уже в Иорданию, Саудовскую Аравию, Сингапур, Панаму, Филиппины, Македонию, на другие перспективные рынки. Этот список должны пополнить Афганистан, Корея, Сирия, еще несколько стран. 

АГРАРНАЯ отрасль стала уже валютной. Удельный вес сельхозпродукции в общем объеме экспорта постепенно увеличивается и в прошлом году составил 16,5 процента. Правда, значительная часть поставляемой продукции предназначена для промышленной переработки, а не розничной сети. Хотя многие страны, особенно ЕС, экспортируют около 70 процентов ее с высокой добавленной стоимостью.

— На этот год задание по экспорту сельхозпродукции на новые перспективные рынки увеличено до 3,2 миллиона долларов, — говорит заместитель начальника главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Тамара Усачева. — Определены 24 приоритетные страны Юго-Восточной, Центральной Азии, Ближнего Востока, страны Африки, Северной Америки, Балканского полуострова. Таможенные пошлины на некоторые товары там невысокие, что делает их конкурентоспособными. Но окончательный выбор стран остается за переработчиками и экспортерами продукции.

zybulko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter