Полуночный курьер

Онлайн-магазины все еще грешат несвоевременной доставкой

Закажи товар в интернет-магазине утром — и тебе привезут его вечером. Эта истина за годы существования сетевой торговли незыблемо засела в нашем подсознании. Все проще простого: сайт, телефон, курьер, оплата. Не могла даже вообразить, что эта отлаженная разветвленная система потребительского комфорта может дать сбой. Причем в самый неподходящий момент: перед Новым годом. Что это — исключение из правил или правило?

Итак, мы решили подарить маме кухонный комбайн. Вбили в поисковую строку запрос — и моментально получили массу предложений. Глаз зацепился за солидное «Онлайн гипермаркет». Здесь продается все: от гвоздя до солнечного коллектора. И главное — 2—3-дневная экспресс-доставка по Беларуси. Подходит, ведь наш дорогой адресат живет почти в 100 километрах от столицы. Молодцы, ребята!

Позвонили, объяснились, заказали, назначили дату доставки — хотелось сделать чудо в предновогодний день. Но не вышло! Сначала о нас просто забыли, затем курьер начал звонить раз в неделю. Видимо, блуждая в заснеженных степях, он обычно объявлялся к полуночи: «Не будете ли вы против, если я подъеду через пару часиков?» Ну, конечно, против! Какой нормальный человек принимает гостей в такое время?!

Пытка ожиданием продолжалась месяц. Новый год оказался где-то посередине, подарок мы, конечно, сделали, но совершенно другой. А вот эпопею с полуночным курьером продолжили из принципа.

…Минск может гордиться: по данным аналитиков, практически 95 % всех сделок в интернет-магазинах (а это заказ, звонок, доставка, гарантия и т.д.) выполняются в установленные сроки. Да и больше 70 % всех интернет-магазинов (а в Беларуси их около 6000) сосредоточено здесь. Но что же делать тем, кто живет за кольцевой? Ведь сотни торговцев обещают доставку по всей стране или по отдельным регионам. И указывают четкие сроки. Вот тут-то и начинаются проблемы. Прочитав отзывы покупателей, отыскала немало товарищей по несчастью из самых разных городов... Да и в Минторге признают: сервис ряда интернет-магазинов оставляет желать лучшего. Не успевают, не привозят или привозят не то.

Резонный вопрос: почему магазины нарушают заявленные на сайтах условия и можно ли с этим бороться? Особенно когда никаких документов не подписано, но выбор сделан и заказ принят к исполнению.

В обществе по защите прав потребителей говорят, что подобная ситуация не редкость. Но как понудить нерасторопного курьера к действию или призвать к ответу, подсказать затруднились. Договорные обязательства ведь не оформлены, а телефонные обещания к делу не пришьешь. Либо ждать, либо искать другого поставщика.

Однако не все так безнадежно. В Министерстве торговли разъяснили, что продавец на странице интернет-магазина обязан довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах. В том числе и об условиях их доставки — так требует Закон «О защите прав потребителей». Информация на сайте — это, по сути, публичная оферта, то есть четко высказанная готовность заключить договор на указанных условиях. И если написано, что доставка осуществляется в течение двух-трех дней, то — будьте любезны. А если не так, то это далеко не простая безалаберность, а уже недостоверная информация о выполняемой деятельности. Следовательно, нарушены правила торговли со всеми вытекающими последствиями.

Так что все обиженные покупатели из райцентров и весей могут напрямую обратиться к субъекту хозяйствования за разъяснениями, оставить запись в книге замечаний и предложений или направить жалобу в исполком, где зарегистрирован субъект.

Усиление контроля Минторга за деятельностью интернет-магазинов многое расставило по своим местам. Заведомо неисправный товар, липовый гарантийный талон, отсутствующий касс-чек и далее по списку — с этим магазины уже давно не рискуют. Научили, наказали. А вот порядок с доставкой по регионам и «заблудившимися» курьерами, видимо, еще предстоит навести. Ведь за пределами кольцевой тоже живут люди, которые желают получать подарки в срок. Со всем прилагающимся к покупке сервисом.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter