

Так что же имеют в виду, когда говорят об усовершенствовании школьных программ? Вовсе не упрощение, как думают многие. Как вы себе это представляете? На примере русского языка, что правописание «жи» и «ши» изучается, а «чу» и «щу» нет?
— Речь прежде всего идет об обеспечении доступности для учеников содержания образования, — говорит Василий Русецкий. — Мы должны изложить учебный материал в нужном объеме, но в доступной и интересной для школьника данного возраста форме.
Но возможно ли получить лишь часть знаний по предмету? Например, дойти в «Истории Беларуси» до изучения событий 1918 года и на этом закончить? Позвольте, а как же остальные почти сто лет? Новые программы подразумевают так называемую относительную завершенность на уровне 9-го класса, так что теперь ребята будут выходить из школы со знанием истории до начала ХХI века. Что же останется для 10—11-х классов? Тот же период от древности до современности, только уже на проблемно-теоретическом уровне.
История знает много перегибов в системах образования разных стран. Но нужны ли они? Достаточно вспомнить нашумевший финский опыт практико-ориентированной школы. Что получилось в итоге? Страна, которая еще совсем недавно в рейтингах качества образования, например PISA, занимала первые строчки, опустилась вниз.
— Должен быть баланс между фундаментальностью и практикой, — убежден Василий Русецкий. — Это было основополагающим, когда мы составляли новые учебные программы. Образование должно готовить человека и к реальной жизни. Например, помогать в выборе профессии.
Кстати, аспект практической, прикладной составляющей высоко ценится международными рейтингами при оценке качества образования.
Много нареканий звучит в адрес учебников: сложно написанные, неинтересные.

К 2016/2017 учебному году издано 8 новых учебников. Это «Літаратурнае чытанне» для 2-го класса (для белорусских и русских школ), «Искусство», «Человек и мир» для 5-го класса, «Искусство», «Всемирная история», «История Беларуси», «География» для 6-го класса.
— В базовом учебнике, который мы предлагаем школьнику, изложен необходимый объем учебного материала в соответствии с учебной программой, — говорит Валентина Гинчук. — Этого объема будет достаточно для получения качественного образования. Но дети в классах учатся разные. Для тех, кто захочет узнать больше, потренироваться в выполнении задач и упражнений, проверить свои знания и умения, авторы предлагают ссылки на другие компоненты учебно-методических комплексов по учебным предметам — атласы, хрестоматии, электронные образовательные ресурсы, которые размещены на Национальном образовательном портале. Такой подход к разработке учебных пособий позволит учитывать образовательные запросы учащихся и дифференцировать образовательный процесс.

Сегодня 428 учебников, которые используются на разных ступенях школы, имеются в электронном виде. Так, может быть, есть смысл отказаться от бумажных версий?
— Существует немало исследований, которые доказывают, что информация с бумажного носителя усваивается более качественно, чем с электронного. И что наибольший эффект в образовательном процессе — от параллельного использования бумажных и электронных учебников, которые дополняют друг друга, — говорит Валентина Гинчук.
К слову, в 2015/2016 учебном году изучалось отношение наших педагогов к введению электронных учебников. Так вот почти 70% опрошенных считают, что в образовательном процессе бумажные и электронные учебники должны использоваться параллельно, 28% — что школьный учебник должен быть только печатным, и только 4% учителей высказались за электронную версию. Есть еще и санитарно-гигиенический аспект, согласно которому электронный носитель разрешается использовать лишь в течение одного дня.
Сегодня многие с ностальгией вспоминают советский учебник, называя его самым лучшим. Можно ли повторить его успех?
— Советские школьные учебники, какими мы их помним, выдержали много переизданий, — говорит Валентина Гинчук. — Авторы учебников дорабатывали, совершенствовали, «оттачивали» параграфы, методический аппарат от издания к изданию. Думаю, существующие у нас механизмы экспертизы, рецензирования, опытной проверки учебных пособий позволят сделать учебники достойнее. Нашему учебному книгоизданию всего 25 лет, но у нас уже имеется собственный опыт. Сегодня мы готовы обсуждать все конструктивные предложения по совершенствованию новых учебных программ и пособий. На Национальном образовательном портале созданы интерактивные площадки.
А может, дело не только в учебнике, но и в преподавателе, который не всегда настроен на творческий процесс? Ведь программа и учебник — это всего лишь основа, на которой по кирпичикам можно выстраивать материал предмета.
— Эффективность использования новых учебных пособий будет зависеть от профессиональной компетентности педагогов, — говорит Валентина Гинчук, — их умения использовать разные компоненты учебно-методических комплексов по учебным предметам, учитывать в процессе организации образовательного процесса индивидуальные особенности учащихся.
Меркаваннi бацькоў
Наталля Сiвец:
— Мая дачка вучыцца ў 7-м класе. Вядома, многія ўрокі яна робіць сама, але ў чымсьці даводзіцца дапамагаць. І, адпаведна, адкрываць падручнікі. Дык вось, як медык магу сказаць: біялогія выкладзена занадта сумна і мудрагеліста. Зразумець гэта дзіцяці ў 12—13 гадоў цяжка, так што даводзіцца элементарна завучваць. Калі я сама паступала ў медыцынскую ВНУ і здавала іспыт па біялогіі, там і паловы не было таго, што зараз пішуць у падручніках. Гэта больш для студэнтаў каледжаў і ВНУ.
У падручніках па рускай і беларускай мовах не падабаецца фармуліроўка правіл: чытаеш — не запамінаецца. Шмат лішніх слоў, сказаў. Дачка скардзіцца на падручнік па інфарматыцы. Кажа, што ёсць задачы, прыкладаў рашэння якіх у падручніку няма. Як хочаш, так і рашай. Такая ж праблема з фізікай. Зноў жа напісана ўсё сухой навуковай мовай. А вось што тычыцца нагрузкі, колькасці ўрокаў у дзень — тут, на мой погляд, усё добра. Хіба што часу для заняткаў фізкультурай, а іх тры ўрокі ў тыдзень, можа, зашмат.
Таццяна Бабкова:
— У нас вялікія праблемы з замежнай мовай. Падручнікі, вядома, мяняюцца часта, але праблема застаецца адна — мала інфармацыі, а граматыкі наогул нуль. Трэба нешта дадатковае выкарыстоўваць. Нам, напрыклад, настаўнік патлумачыў: без дадатковага працоўнага сшытка, які таксама каштуе грошай, ведаў не будзе. Плюс выкладання адзін — накіраванасць на вымаўленне. Шмат заданняў на тое, каб нешта абмеркаваць, скласці дыялог і гэтак далей.
Антаніна Шацiла:
— Гэта не толькі маё меркаванне, што цяперашнія падручнікі трэба дапрацоўваць. Як выкладчык англійскай мовы, а мы працуем па падручніку беларускага аўтара Лапіцкай, магу сказаць: калі б быў выбар, мы аддалі б перавагу іншым падручнікам. Напрыклад, на заранку маёй кар'еры я выкладала па вучэбных дапаможніках расійскіх аўтараў. Гэта было нашмат зручней. У цяперашніх падручніках, на мой погляд, няўдалая падача матэрыялу. Няправільна размеркавана нагрузка — дзесьці ўрок перанасычаны, дзесьці занадта лёгкі. Нам бы хацелася абсалютна іншага.
Па іншых падручніках выказаць асабістае ўражанне больш складана. Маё старэйшае дзіця — выдатнік, і яно адвучылася па тых кніжках, якія ёсць. Але ведаю, што былі нараканні на падручнік матэматыкі для 5-га класа. Нават быў момант, калі нашым школьнікам даводзілася першую чвэрць насіць адразу дзве яго часткі. Вядома, адоранае дзіця вывучыць матэрыял па любым падручніку. І настаўнік бачыць, дзе дадаць матэрыялу, дзе зняць. Годная кніга многае палегчыла б. Хоць, вядома, усе мы разумеем, якая гэта глабальная праца — стварыць добры падручнік.