Дистанционные покупки: кот в мешке или бальзам на душу?

Получите — распишитесь

На этой неделе «СБ. Беларусь сегодня» в подробностях рассказала о мошеннической афере двух торговых предприятий из Пинска («Конвейер обмана остановлен», номер за 25 апреля). Ворованные базы персональных данных, звонки «вы выиграли приз!», обещания дорогих подарков — а по итогу: посылка с дешевой подделкой и с дикой переплатой. Так и веру в услугу «товары почтой» можно убить, если не вообще в дистанционные покупки. А один из участников сегодняшнего спора — их ярый адепт. Преимуществ видит массу, главное из которых — комфорт для потребителя. Может, ему просто пока везет? Это позиция его оппонентки, ратующей за покупки «глаза в глаза», «из рук в руки». Как же не ошибиться в выборе?

ФОТО NADKAAR.AE

Плохое видится на расстоянии

Людей, конечно, Рома, очень жалко. Но каким же надо быть наивным и доверчивым, чтобы рассчитывать на крупный выигрыш на пустом месте! Разве мы все это не проходили еще в 1990-х? Помню, как в 1995 году в Москве прохожих отлавливали симпатичные девушки с просьбой принять участие в розыгрыше бесплатных турпутевок на Кипр, заполнив анкету. И конечно, через день я услышала в трубке радостную весть, что мне очень повезло. И конечно, было только одно маленькое условие — прийти с деньгами, причем немалыми, на собрание таких же счастливчиков. И конечно, я никуда не пошла. Потому что достаточно уже слышала историй о том, как люди на этих сборищах лишались и средств, и надежд на поездку, и последних иллюзий. Схема та же, согласись. И результат один. Печальный. 

«В плохой покупке всегда каешься, потому особенно, что это укор хозяину в его глупости» (Плиний Младший).

А разве не из той же оперы онлайн-продажа БАДов по 1 рублю, «только здесь и сейчас», на деле оборачивающаяся аховым счетом? Хуже того, уже и «оздоравливающие» пищевые концентраты начали по этой схеме толкать! Три упаковки травки — 92 рубля. Хорошенькие аппетиты? Мне звонят вот читатели, спрашивают: брать — не брать? Разумеется, нет, опять старая-старая сказка.

Знаешь, у меня с установкой «товары почтой» как-то в принципе не складывается. Да и у моих близких и друзей, похоже, тоже. Сплошные коты в мешке! Уже три пришедших из Китая фонарика мужем безжалостно забракованы. На свалку после двух недель эксплуатации отправились все собачьи поводки-рулетки. Дочка получила футболку из неведомого материала — страшно стирать, подруга — кучу пластиковой белиберды для кухни, которая тут же дуба дала. А как все прекрасно выглядело на компьютерном экране! И это только вершина айсберга отвратительных товаров, которых ждали больше месяца...

Может, я, Роман, и птеродактиль, но с развитым защитным рефлексом. Мне вовсе претят дистанционные покупки с некоторых пор. А именно после попытки приобрести в интернет-магазине новый диктофон — главное оружие журналиста. О, сколько же пришлось побегать за продавцом, чей курьер вручил мне это чудо-юдо техники со словами: «Я с мороза, проверить его пока невозможно, но еще никто не жаловался»! И теперь я практикую рациональный «крестьянский подход» наших предков, которые к любым приобретениям всегда примеривались да приценивались. Предпочитаю синицу в руках, а не журавля в небе. Рассматриваю воочию, а не онлайн. Проверяю сразу, а не через часок-другой. На слово не верю. Расстояниям не доверяю. И вообще щупаю, кручу-верчу, даже принюхиваюсь. Во-первых, так куда надежнее. А во-вторых, в нашем мире одноразовых вещей это дело увлекательное — выбор хорошего, качественного товара. Тем более для нас, девочек.

Считается, дистанционная торговля освободила человека от пут, от лишних телодвижений. Спору нет, удобная позиция, чтобы подогревать «гонку приобретений». И очень выгодная для продавца, который о нас типа печется аки отец родной. А мы и подыгрываем. Кому же хочется признать, что это все она, лень-матушка? Нам просто уже влом ходить по магазинам и готовить на собственной кухне. Вот и получаем на дом в перерывах между баталиями в соцсетях сомнительный товар и зубодробительный фастфуд. Не на кого жаловаться… Ну что, убеди меня, если сможешь!

Людмила ГАБАСОВА.

gabasova@sb.by

Будь как профессор

Как раз я и писал эту страшную историю о массовом обмане по почте, с которой начался наш спор. Писал и мысленно возмущался: деятельность мошенников можно считать подрывной — они дискредитировали саму идею удобных и экономичных дистанционных покупок по почте или через интернет. Лет 20 назад, когда эта система только-только делала первые шаги, я радовался как ребенок! Наконец-то не надо тащиться в магазин, согласовывая свое рабочее время со временем работы торговой точки. Вдумчиво, не спеша, выбрал, заказал и затем подошел на почту, когда она сообщит о приходе посылки. Или просто сиди — жди звонка курьера. Удобно. Плюс экономия денег: магазины, которые торгуют через интернет и почту, не тратятся на аренду торговых площадей и зарплату консультантов, поэтому не закладывают эти затраты в стоимость своих товаров. Плюс широкий ассортимент и полная информация о товаре, а еще масса отзывов других покупателей. Сплошная польза, короче.

«Покупай не то, что нужно, а то, что необходимо» (Марк Порций Катон).

Впрочем, о каких 20 годах я говорю? Все началось гораздо раньше. Точно помню, что в 1981 году я листал толстый каталог «Товары почтой СССР» и поражался, сколько вещей, считавшихся дефицитными, можно было заказать через этот журнал. Там был миниатюрный телевизор «Электроника» на аккумуляторах — мечта любого автомобилиста! И даже — ты не поверишь — микроволновая печь, которая стоила под 300 рублей. Но так как мне тогда было 11 лет, больше всего интересовал, конечно, раздел для детей. Настоящий, хоть и маленький, токарный станок всего за 11 рублей! Настольный бильярд за 3 рубля! В магазинах мы таких чудес не видели, но посредством почты их вполне можно было заказать. А сейчас, в наше время, через систему посылок, оказывается, просто дурят людей. Я считаю, это возмутительно.

Но от покупок по почте не откажусь. Просто потому, что еще ни разу не получил кота в мешке, то есть в бандероли. Что китайские, что наши магазины четко и честно высылают мне именно то, что заказываю. Почтовое отделение стало родным, я его посещаю 2 — 3 раза в месяц уже много лет, и еще никогда визит на почту не становился поводом для разочарований. Очки для ребенка, коврики в машину, украшения для жены, сумки и телефоны, корм для попугаев и даже пылесос — что я только не приобретал! В результате окончательно убедился в надежности дистанционной торговли. А после появления возможности расчета по банковским карточкам, моя убежденность стала просто железной. Теперь я хожу в обычный магазин только после того, как проверю, что искомый товар невозможно приобрести через интернет. Ну и еще за батоном с кефиром.

Важно, на мой взгляд, просто видеть разницу между лично заказанным и кем-то навязанным изделием. Если в тебе самом созрела мысль о необходимости покупки — это одно дело. А вот если ты и не думал что-то приобретать, но тебе настойчиво советуют это сделать — уже повод прекратить разговор с неведомым абонентом. Думаешь, мне не звонят с предложениями купить чудодейственные матрасы или какие-то особенные кастрюли? Два раза в неделю как минимум! Тихо горжусь, что ни на одно из этих предложений я не купился. Хотя допускаю, что вещи вполне качественные и меня, может быть, не обманут. Но не хочу: так и объясняю девушкам с милыми голосами. Помнишь тот эпизод из «Собачьего сердца», когда профессор Преображенский отказался от покупки журналов «в пользу детей Германии»?

— Но почему вы отказываетесь?

— Не хочу.

— А, полтинника жалко?

— Нет.

— Так почему же?

 — Не хочу.

Думаю, немудреная тактика профессора Преображенского должна стать примером общения с любыми представителями торговых компаний, навязывающих свой товар. Тогда и спор о том, стоит ли доверять покупкам по почте, будет беспредметным.

Роман РУДЬ.

rud@sb.by

Брейк!

День, когда я первый раз получила на почте увесистый пакет с вещами, заказанными по иностранному каталогу, буквально перевернул мое представление о шоппинге. Джинсы, майки, юбка, купальник — все оказалось точно таким, как на презентационной картинке. Цвет, размер, состав ткани, да и сели вещи соответственно размеру. И к чему эти утомительные походы по магазинам, когда все, что нужно, — включить компьютер, и вот все мировые прилавки перед глазами. Лет пять в магазины я, Роман, как и ты, ходила разве что за молоком и ветчиной к завтраку и была ярой поклонницей дистанционной торговли. Посуду, книги, одежду и даже дорогущий холодильник заказывала, не отрываясь от экрана компьютера. Все закончилось в один день, который, увы, никак не назовешь прекрасным. Открыв очередной пакет, доставленный мне из-за пределов родной страны, вместо красивого кожаного плаща цвета охры, за который заплатила не то  чтобы маленькую сумму, я достала какое-то ужасное изделие из дерматина жутко-коричневого цвета, на этикетке которого значилось «экокожа». Хотя в каталоге было написано «leather». Усилий на то, чтобы вернуть деньги за неподходящий товар, было затрачено куда больше, чем понадобилось бы на походы по торговым центрам. И представь, Роман, мою реакцию, когда через пару месяцев приятельница рассказала о том, что из семян, полученных по почте, взошли совсем не розы экзотического сорта, о которых она мечтала, а банальная петрушка…

Поэтому, Роман, хоть и не считаю себя консерватором, но, как и Людмила, я теперь за приценки и примерки на месте. Во всяком случае, так всегда будешь застрахован от неожиданностей.

Лилия ХЛЫСТУН.

sob@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter