Получилось!

Сердце на доброй ладони
На «отлично» оценили европейские эксперты работу белорусских кардиохирургов, которые первыми в СНГ провели имплантацию искусственных желудочков сердца. По плану Грегор Хейман и Гедриус Семетас должны были контролировать сами ход операции. Но в дело вмешались форс–мажорные обстоятельства. 23–летний Михаил Ларин угасал на глазах: счет шел на дни, дважды его пришлось подключать к искусственной почке и к искусственной печени. Нашим кардиохирургам ничего не оставалось, как рискнуть и, не дожидаясь помощи извне, взять на себя всю ответственность. Так две недели назад РНПЦ «Кардиология» вошел в когорту избранных — 30 крупнейших мировых центров, где устанавливают такие сердечные «насосы».

Последние три года семья Лариных живет в тревоге. С разбежкой всего в 10 дней у близнецов Саши и Миши медики обнаружили тяжелое заболевание — сердце фактически выходило на «финишную прямую». Саша ушел... Миша продолжал бороться. Два года назад ему выполнили первую операцию — пластику клапанов, однако болезнь не отступила. Дошло до того, что сердце билось уже только с поддержкой стимулирующих препаратов.

Так что риск, по словам заместителя директора по кардиохирургии РНПЦ «Кардиология» Вячеслава Янушко, был двойной — открыть новую эру в белорусской кардиохирургии предстояло, спасая одного из самых тяжелых пациентов. Более трех часов вживляла 300–граммовое искусственное сердце бригада под руководством хирургов Андрея Янушко и Вадима Шумовца... И сегодня Миша уже решает кроссворды и даже потихоньку делает гимнастику. Палата, которая изначально предназначалась специально для пациентов после трансплантации, надолго станет его домом. Ведь ритм сердцу теперь задает внушительных размеров стационарная установка. Медики говорят: наверное, это был самый волнительный момент операции, когда кардиохирурги сделали свое дело и все замерли — удалось ли правильно настроить новую систему? Грегор Хейман подтвердил — все получилось как нужно: «Более того, думаю, это первый шаг на пути к нашему долгосрочному сотрудничеству. Теперь Беларусь стала полноправным членом европейской программы».

О какой программе речь? Дело в том, что за последнее десятилетие за рубежом пересажено уже более 10 тысяч искусственных желудочков разной модификации. Каждый год, по словам Гедриуса Семетаса, около 1.000 больных получают шанс в еще недавно безвыходной ситуации, ведь пациентов кардиохирургов во всем мире гораздо больше, чем донорских сердец. Это переходный этап, предпоследняя ступенька, своеобразная операция– «мост», которая дает главное — выиграть время. От 3 до 7 лет. Мише трансплантация тоже предстоит в течение ближайшего года. РНПЦ «Кардиология» планирует начать переговоры с одной из зарубежных клиник, хотя стоимость операции фантастическая — более 300 тысяч евро. Гостившие в Минске эксперты, впрочем, настроены оптимистически: «Вы уже доказали, что вам все под силу. Не исключено, что уже к концу 2008 года можно будет думать и о первой трансплантации». Но, по мнению Вячеслава Янушко, у нас другой ориентир — конец 2009 — 2010 год: «Да, вся аппаратура есть, технологически бригады готовы, но вопрос упирается в организационные моменты. Потому что необходимо будет четко обеспечить сам процесс, начиная от поиска донора и заканчивая транспортировкой, поскольку сердце нужно будет доставить в клинику в кратчайшие сроки. В Беларуси же только в прошлом году на законодательном уровне появилось такое понятие, как «мозговая смерть». Ведь донором для наших пациентов может стать только тот человек, у которого мозг мертв, а сердце работает. Мы, медики, понимаем, что в этом случае процесс необратим, но родственники погибшего все равно продолжают надеяться!» А вот вторая пересадка искусственного сердца — более близкая перспектива. К системе, которая сейчас дает жизнь Михаилу Ларину, можно подключить еще одного больного.

Справка «СБ»

В пересадке сердца нуждаются около 100 белорусов. А всего, по расчетам ВОЗ, в нашей стране нужно делать 5 тысяч кардиохирургических операций ежегодно. Делается же, в Минске и Гомеле, 2 тысячи. С прошлого года кардиохирургические отделения начали открываться и в других регионах. Кадры — главный вопрос. Ведь, чтобы выполнить простейшую операцию, начинающий хирург должен ассистировать не менее трех лет. До недавнего времени кардиохирурги обучались на местах плюс проходили многократные стажировки за границей, а с февраля их начнут учить в стенах вуза — открывается кафедра кардиохирургии БелМАПО.

На снимке: Вячеслав Янушко и Михаил.

Фото ВИТАЛИЯ ГИЛЯ, «СБ».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter