Визитом милиции закончился приезд бригады скорой помощи в Гродно

Получи в лоб, волшебник в в белом халате

Выезжая по вызову, работники “скорой” не могут предугадать, с чем им придется столкнуться. Иногда и самим врачам требуется медпомощь
Визитом милиции закончился приезд бригады скорой помощи в Гродно. Пациент, отказавшийся ехать в больницу, начал угрожать медработникам пневматическим оружием, шантажируя их тем, что покончит с собой. А когда приехали милиционеры, он открыл стрельбу и ранил одного из них.


Случай, конечно, из ряда вон выходящий. Но, увы, не единственный — широкую огласку получают лишь самые вопиющие факты.

— Проблема в безнаказанности наших пациентов, — убежден заведующий 3-й подстанцией Минской городской медицинской скорой помощи Виталий Грузер. — Приезжая на вызов, мы оказываемся у человека дома, на его территории, где он ведет себя несколько иначе, чем на глазах у многих людей. Но и мы приходим не в гости на блины, а выполнить свой долг.

Сталкиваясь с унижениями, работники “скорой помощи” уже научились “не замечать” нецензурной брани, которая нередко сыплется в их адрес. Тут как в известной шутке: у нас матом не ругаются, у нас матом разговаривают.

Врач и пациент сегодня в разных “весовых категориях”, хотя в законе прописаны права и обязанности и тех и других. Доктора должны вежливо относиться к пациенту, и это правильно. Но и к медработникам нужно проявлять уважение, с этим тоже не поспоришь. Когда доктор хамит, у пациента всегда есть возможность реализовать свое право: пожаловаться и добиться, если все подтвердится, чтобы врача или фельдшера наказали, в том числе и рублем. А если пациент распоясался? Куда жаловаться медработнику?

— А никуда, — грустно замечает Виталий Грузер. — Когда пациент матерится в присутствии милиционера, составляется протокол, и нарушителю грозит административное наказание. Но я не за то, чтобы по каждому случаю составлялся протокол, иначе и работать будет некогда. Однако что-то в этом плане надо менять.

Не от хорошей жизни бригады скорой помощи стали выезжать на вызовы с диктофонами. Медики признают: это вынужденная мера. Если пациент жалуется на горячую линию, что с ним грубо обошлись, диктофон помогает установить, так ли это на самом деле.

94,1% врачей признались, что в своей работе сталкивались с агрессией пациентов. Причем более 16% терпят подобное хамство постоянно, почти 62% — время от времени. А 4% опрошенных отметили, что страдали от рукоприкладства больных и их родственников. Такие данные приводит Республиканский комитет Белорусского профсоюза работников здравоохранения совместно с Институтом социологии Национальной академии наук

Насмотревшись телевизионных сериалов о службе спасения, многие стали относиться к врачам несколько иначе, чем прежде. И хотя былого уважения не проявляют, тем не менее не перестали обращаться к докторам за помощью. И не дай бог “скорая” припозднится, тогда конфликт назревает едва ли не с первого слова. Уже на пороге бригаду встречают в штыки. Хотя медики стараются и этому найти оправдание: мол, когда родному человеку плохо, минуты в ожидании помощи превращаются в часы. Некоторые пациенты кричат на врачей, другие распускают руки.

В Минске один такой инцидент закончился потасовкой фельдшера с вполне здоровыми агрессивными родственниками. Медработник получил легкую черепно-мозговую травму. Он подал в суд, и процесс завершился в его пользу. Главный обидчик был осужден на три года условно и заплатил большой штраф.
Пришлось лечиться и молоденькой фельдшерице. После увесистой оплеухи, которую пьяный пациент во время оказания ему помощи (у него было сильное кровотечение из-за полученной раны) отвесил этой хрупкой девушке, ее саму госпитализировали с сотрясением мозга. Медработник тоже выиграла этот судебный процесс, а проспавшийся пациент угодил в тюрьму на три года.


Только в 2014-м таких случаев в Минске было шесть (это официально зарегистрированных). Из них лишь два закончились судебным разбирательством. Но что удивляет: закон, в котором прописано наказание за нанесение телесных повреждений лицам, находящимся при исполнении служебных обязанностей, на медработников почему-то не распространяется. Поэтому и в суд обращались не организации, где работают потерпевшие сотрудники, а сами медики — как частные лица. Но ведь травмы эти люди получили во время дежурства, оказывая помощь пациентам.

Когда читаешь форумы в интернете, где на докторов обрушивается далеко не праведный гнев, становится стыдно и грустно. Ведь врачам и фельдшерам “скорой” приходится постоянно терпеть унижения и оскорбления. Они не ропщут, если родственники накачавшегося алкоголем пациента закрывают их в квартире и настаивают, чтобы того вывели из запоя. Медикам приходится возиться с грубыми и пьяными пациентами — врач обязан лечить больного в любом случае, даже если он ему неприятен. А вот пациент вправе отказаться от помощи доктора, который ему не нравится.
И только в крайних случаях медработники вызывают милицию.

Доктор — не робот. Он и сам иногда болеет, теряет близких, страдает, бывает не в духе, переживая из-за семейных неурядиц. Все как у всех, только требования к врачам почему-то завышены. Мы ждем, что доктор будет каждый день совершать подвиги. Однако и большинство из нас к этому не готово

— Мой коллега был под прицелом ружья всего один раз за 30 лет работы на “скорой”, — вспоминает Виталий Грузер. — Тогда пьяный мужчина застрелил свою девушку. Она скончалась еще до приезда “скорой”, а он, угрожая расправиться с бригадой с помощью оружия, приказал оживить бездыханное тело подруги. Опасаясь за свою жизнь, медикам пришлось “возвращать к жизни” девушку. Но, как выяснилось позже, бригаде почти ничего не угрожало, потому что все патроны пылкий любовник сразу выпустил в свою жертву. Врачей освободили, когда приехала милиция.

Недавно после вызова “скорой” Виталию Грузеру позвонила рассерженная пациентка и прокричала в трубку:

— Доктор вела себя просто отвратительно!

— Чем она вас обидела? — поинтересовался руководитель подстанции.

— У нее были стальные глаза...

Работать на “скорой” дано не каждому. Некоторые сразу понимают, что это не их дело, и уходят. Те, что остаются, трудятся 15—20 лет и потом тоже уходят. Они подвержены эмоциональному выгоранию, потому что работают в постоянном стрессе.

К слову, и медиков многое в нас тоже раздражает: отвлекаем от серьезных случаев, вызывая при незначительном повышении температуры, занозах, зубной боли и других мелочах. Наша страна, видимо, очень богатая, коль “скорая” спешит на каждый такой звонок. Имейте в виду, если она иногда запаздывает, в этот момент может возить пьяного “инвалида”, которого в вытрезвитель не берут, в больнице он не нужен, а на улице его не оставишь. И таких случаев немало. В Минске каждый пятый вызов “скорой” связан с пациентами под хмельком. Когда человек разгорячен спиртным, он не церемонится с докторами и фельдшерами, крушит оборудование в карете скорой помощи, пускает в ход кулаки. Тогда и мат может показаться соловьиной трелью.

— Можно часто услышать: врачи знали куда шли. Но мы-то шли в медицину не для того, чтобы получать оплеухи и слушать нецензурную брань, а чтобы оказывать медицинскую помощь, — напоминает Виталий Грузер. — И разве в клятве Гиппократа написано, что врача могут оскорблять, а он должен терпеть?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter