Гаджеты облегчают нашу жизнь или убивают живое общение?

Полцарства за смартфон

Спор о гаджетах: смартфоны и планшеты облегчают нашу жизнь или убивают живое общение?
В Минском метро одна из пассажирок рискнула прыгнуть на рельсы за упавшим телефоном. Житель американского штата Канзас не побоялся вбежать в полыхающий дом, чтобы спасти свою любимую игровую приставку. Российский малыш, увидев на окне бабочку, попытался увеличить ее размер, как привык это делать на экране планшета... Некоторые новости просто кричат: мир сходит с ума от гаджетов! Так ли все плохо?

Антон Костюкевич: Недавно немецкий паренек пробовал достать из пруда свой айфон. Разыскал где–то шланг и насос и принялся выкачивать воду в туалет близлежащего клуба рыбаков. Но не рассчитал объем — в итоге затопил всю автостоянку. С одной стороны, этот случай можно рассматривать как подтверждение: зависимость от гаджетов действительно существует. А с другой — у этого парня, видно, такой уровень интеллекта, что затеял бы свою «спасательную операцию» и по иному поводу.

Ольга Пасияк: Да уж, подвело парня отсутствие другого гаджета. Будь он у него под рукой, мог бы в два счета уяснить принцип работы канализации и не перегружать ее. Как любила отвечать преподавателям одна моя однокурсница: «Зачем что–то учить, если я могу погуглить?» И есть в этом большая доля правды: всевозможные технические устройства и интернет дают доступ к неограниченным знаниям и возможностям.

Юрий Бакеренко: Только пользуемся ли мы этими возможностями в полной мере? Порой кажется, что большинству все эти планшеты, нетбуки и айфоны нужны только для игрушек и посиделок в социальных сетях. Вроде как и создаются всякие «умные» штуки, чтобы высвободить наше время, а в итоге еще больше загромождают его всевозможной шелухой.

О.П.: Ой, не надо! У меня вот, например, после покупки электронной книги появилась возможность больше читать. Теперь незачем таскать с собой тяжеленные талмуды, искать по библиотекам, магазинам и знакомым нужную книгу.

Ю.Б.: Понятно, сейчас не каменный век. В современном мире невозможно отказаться от электроники, она облегчает жизнь и пользоваться ею нужно. Но многие просто не чувствуют меры — и это приводит к психологическим проблемам. Порой даже трагедиям. В Португалии муж и жена на глазах у своих детей попытались сфотографировать самих себя, стоя на краю скалы, и сорвались вниз. Один молодой мексиканец делал селфи с приставленным к голове пистолетом, который случайно оказался заряжен и выстрелил. А в Москве девушку убило током, когда она уронила в ванну подключенный к розетке iPad... Сколько в последнее время таких историй!

А.К.: Допустим. Но все это говорит лишь о том, что с электроникой нужно держать ухо востро. В ванну мог упасть и фен...

Ю.Б.: Недавние исследования в США говорят, что каждый десятый американец страдает зависимостью от различных электронных «друзей», а 70 процентов никогда не расстаются со своими телефонами. И не думаю, что у нас ситуация намного лучше. Живое общение вымирает. Посмотрите, что происходит в электричке или более–менее свободном автобусе. Все садятся как можно дальше друг от друга, погружаются в мобильники. И при этом еще стараются захватить как можно больше территории вокруг себя, например, поставив на соседнее сиденье сумку или заняв сразу два... Знаете, мне нравится идея руководства Британского национального парка Нью–Форест. С недавних пор там у посетителей при входе забирают всю электронику. Чтобы они не отвлекались на пустые фото, звонки или записи в Твиттере, а могли полностью пропустить через себя красоту природы и общались не виртуально, а реально.

А.К.: Телефоны убивают живое общение? По–моему, это глубокий стереотип. Раньше в транспорте сидели, уткнувшись в газеты, сейчас — в телефоны. Вот и вся разница — за последние сто лет прогресс изменил лишь способ получения информации. А плюсов у гаджетов значительно больше, чем минусов. Возьми хотя бы возможность быть на связи со всем миром. Раньше, когда человек уезжал в другой город, это фактически сразу становилось приговором отношениям. Сейчас же легко можно общаться с кем угодно, где бы этот кто–то ни находился.

О.П.: Причем не только общаться, но и дружить. У меня, например, есть друзья по переписке в Аргентине, Германии, Бразилии, Ливане. Современный человек без мобильного — это уже почти научная фантастика. Хотя... Одна моя подруга две недели назад потеряла свой телефон и покупать новый не спешит. Говорит: хорошо, никто не трезвонит, кому надо, связываются по домашнему телефону или в интернете.

Ю.Б.: Владелец одного из китайских ресторанов недавно прикупил около десяти роботов, которые теперь работают вместо сокращенных официантов, швейцаров и даже поваров. В одном из отелей Калифорнии нынче испытывают робота–посыльного. Среди любителей животных с недавних пор модно вместо живых кошек–собак заводить себе питомцев на батарейках... Неужели вам не кажется, что все это уже чересчур?

А.К.: Может быть. Но в любом случае, думаю, ты не будешь отрицать, что гаджеты здорово помогают людям. Водить машину, находить друзей, оплачивать всякие услуги, продавать, покупать, учиться... Даже правонарушителей задерживать! Скажем, недавно был представлен газовый баллончик со встроенной камерой, вспышкой, сиреной и модулем Bluetooth.

Допустим, нападает хулиган, хрупкая девушка, защищаясь, распыляет газ ему в глаза — и в этот же момент устройство делает фотографию нападавшего и через смартфон отправляет ее в полицию вместе с координатами места, где все происходит. Чем плохо?

Ю.Б.: Беда в том, что многие или не знают, или не хотят знать о возможностях того или иного устройства. Еще в школе нужно минимально объяснять ученикам, что планшеты, телефоны и компьютеры не ограничиваются Одноклассниками, их можно использовать гораздо шире и полезнее. То же самое должны вбивать в головы своих детей и родители. Увы, многие сами по уши в проводах. И в результате все грустно. Походите по школьным коридорам и послушайте, о чем сейчас разговаривают ученики. Как пройти очередной уровень популярной игрушки? Кто что «лайкнул» в соцсетях? Когда выйдет очередной айфон?..

О.П.: Кстати, в наших школах уже не первый год вводят электронные учебники. Школьникам они помогут хотя бы тем, что серьезно облегчат ранец и позволят сберечь осанку.

Ю.Б.: Только важно, чтобы таким учебником пользовались по прямому назначению, то есть учились с его помощью, а не закачивали туда всякие сторонние приложения.

О.П.: И не говори! Помню, в одной из престижных минских школ, где уже полным ходом шло «вооружение» электронными учебниками, запомнилась такая ситуация: когда преподаватель попросил открыть «читалки» на такой–то странице, едва ли не все дети спешно начали выключать разные игры — они уже успели подстроить планшеты под свои нужды. А недавно знакомая учительница рассказала: зашла в два часа ночи в интернет, а там ВКонтакте чуть ли не весь класс сидит, и это накануне сложной контрольной!

Ю.Б.: Не правила с формулами они там учили — это уж точно.

А.К.: На всякое действие найдется противодействие. Как способ решения проблемы неправильного использования электронных учебников надо исключить возможность установки на них сторонних, не относящихся к обучению программ. А за тем, чтобы ребенок соблюдал режим, вполне могут следить родители.

О.П.: Если уж продолжать тему учебы, то давайте обязательно вспомним, что благодаря интернету и гаджетам теперь можно дистанционно окончить университет, разнообразные курсы. И все это не выходя из дому! Красота!

Ю.Б.: Я бы так не радовался. Например, в Японии уже столкнулись с реальной проблемой сознательного затворничества — молодые люди отказываются выходить из квартир, а с внешним миром общаются исключительно через интернет и гаджеты. Явление даже получило название — «хикикомори», и как с ним бороться — до конца не ясно. Зачастую психологи здесь бессильны, ведь от социальной жизни во всех ее проявлениях эти люди в футляре отказываются обдуманно... А ты предлагаешь даже своих однокурсников в лицо не знать.

О.П.: Но ведь и те, кто учится на заочном отделении, не всегда могут узнать своих однокурсников, а уж о хорошем общении с ними речь тем более не идет. Другое дело, что разбалованный технологиями человек действительно становится уязвим в экстремальной ситуации больше, чем его товарищ, прогрессом не злоупотребляющий. Когда надо быстро принять решение, что–то срочно сделать — советоваться с телефоном некогда, приходится полагаться лишь на самого себя. А где ему, житейскому опыту, взяться, если до этого всегда ориентировался на подсказки «умного» телефона?

Ю.Б.: Надежда некоторых людей на электронику доходит до полного абсурда! Вот, например, в США сейчас много разговоров об убийце, который всерьез спрашивал у голосового помощника Siri, известного ироничными ответами на нестандартные вопросы, куда ему спрятать тело жертвы! Да что там злодеи... Кажется, чуть ли не каждый второй сейчас ленится лишний раз что–нибудь выучить или запомнить. На телефон надеется и уповает.

О.П.: Не поспоришь! В интернете есть ответы на большинство вопросов. Но ведь важно иметь и некое целостное представление о мире. Чтобы хотя бы не «гуглить» банальное вроде «когда началась Вторая мировая война?» или «кто открыл Америку?». Разумеется, у человека должны быть и определенные практические знания, которые через гаджет уж точно не получишь.

А.К.: Знаете, все делают свой выбор самостоятельно. И сколько бы мы тут ни спорили, каждый сам решает, в какой мере ему пользоваться гаджетами и как себя вести, например, в случае какого–то ЧП. Пройти мимо, снять ролик для YOUTUBE или позвонить в «скорую».


pasiyak@sb.by

bakerenko@sb.by 

akostyukevich@sb.by 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter