Полцарства за билет и один автобус в день...

Не проходит и дня, чтобы ни звучали призывы активнее «оптимизироваться и окупаться». Перед каждой отраслью, предприятием и организацией ставится задача, уменьшая затраты и повышая эффективность, стать, наконец, рентабельными

Эту сложную задачку с тремя неизвестными лихо  решают транспортники — повышают оплату за проезд с одновременным уменьшением подвижного состава. В районах для сельских жителей ее решили вообще элементарно, как говорится, на раз — один автобус в день. И то не всегда и не везде. Ибо дорого и затратно.

Неужели постоянное подорожание проезда в общественном транспорте — неизбежное, бесконечное и единственно возможное решение? В прошлом году стоимость проезда повышалась четыре раза: с 700 рублей до 1300, в нынешнем — два. По данным Белстата, за год стоимость проезда пассажирским транспортом увеличилась до 110 процентов. В последний раз это произошло 3 октября: талончик в Минске вместо прежних 1500 рублей стал стоить 1700. Практически одновременно изменились тарифы и в других регионах. Скажем, в Минской области с 1 октября проезд подорожал с 1300 до 1400. Разница в 300 рублей по сравнению со столицей, — это достаточно много. Неужто климат и дороги в Минске существенно отличаются от Марьиной Горки или Борисова?

Мингорисполком при каждом подорожании напоминает, что себестоимость проезда в городском общественном транспорте — более 5 тысяч рублей, и что поэтапное подорожание неизбежно. Хотя еще в декабре 2011 года, по словам директора учреждения «Столичный транспорт и связь» Валерия Шкуратова, эта самая себестоимость в среднем составляла 3600 рублей, а талон тогда стоил 1300.

Какой выход видят транспортники? По-моему, никакого, кроме повышения тарифов. Но планы строят грандиозные. Нам обещают, что обычные талончики вскоре исчезнут, Минск переходит на электронные проездные. По словам Валерия Шкуратова, первый этап этого проекта будет реализован в метрополитене. Магнитные карты изымут из оборота, пассажиры начнут пользоваться электронными билетами. Нововведения ждут и наземный транспорт, подвижной состав оснастят специальным супероборудованием. При этом штат контролеров… увеличат в три раза.

Нетрудно предположить, что окупаемость уменьшится еще больше. Транспортники убеждают, что проезд в Беларуси остается одним из самых дешевых в мире. И планируют, чтобы пассажиры оплачивали 70 процентов себестоимости проезда. Правда, какой будет себестоимость к тому моменту — одному транспортному богу известно.

Так может, пришла пора взяться за снижение себестоимости? Вспомнить, что 2013-й объявлен Годом бережливости, да и начать сокращать, а не уповать только на повышение оплаты за проезд.

Конечно, эта задачка посложнее будет. Это не с Минэкономики договориться. Только вот окупаемость перевозок во многом от работы транспортников зависит. А не только от того, какой процент за проезд платят пассажиры.

Ирина ГЕРМАНОВИЧ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter