Насколько реальна аннексия Польшей Западной Украины

Польские интриги. Очередные

Директор российской Службы внешней разведки Сергей Нарышкин нанес упреждающий удар. По планам Польши. Он предал гласности намерения Варшавы аннексировать значительную часть Западной Украины. При этом поляки готовы использовать как военно‑политическую зависимость киевского режима, так и память о Волынской резне 1943 года. Насколько реалистичен такой сценарий?

Ян Матейко. «Люблинская уния».

Гиена принюхивается

Сразу небольшой исторический экскурс. Правящая в Польше партия «Право и справедливость» одержима разного рода фантомами из прошлого. Озвученный план почти детально совпадает с тем, по которому была образована первая Речь Посполитая в 1569 году. Тогда Великое Княжество Литовское, подстрекаемое польским правящим классом, по уши увязло в войне с зарождающейся Россией. Несмотря на локальные успехи, выпутаться из этого противостояния самостоятельно ВКЛ не могло. Вот именно тогда поляки и предложили свою помощь. В обмен на государственную самостоятельность литовско‑русских земель. Тамошняя знать поначалу возмутилась. В ответ Польша стала открыто и нагло прибирать к рукам территорию соседей. Так под польский контроль отошла вся Украина, а затем была заключена Люблинская уния. Обернувшаяся для наших предков этноцидом. Клика Качиньского и не скрывает, что те далекие времена служат для них источником вдохновения.
За время проведения боевых действий в Украине неоднократно проходили утечки о планах поляков ввести войска на территорию соседней страны. Официальная Варшава опровергала их не очень активно. Да и как можно это опровергать, если факты говорят о прямой политической экспансии Польши. А она вполне может сопровождаться и военной.

Удушение в объятиях

В мае две страны стали обсуждать более тесное «добрососедство и европейские перспективы Украины». 4 мая в Киеве подписана соответствующая декларация — и сразу же была проведена историческая аналогия. Церемонию приурочили к очередной годовщине Конституции Речи Посполитой, принятой 3 мая 1791 года. Как известно, она учреждала унитарное устройство и не оставляла никаких исторических шансов для развития непольских народов на территории этого государства.

1 июня правительства Польши и Украины подписали ряд соглашений о более тесном сотрудничестве в различных сферах, в том числе обороне и энергетике. Опять не обошлось без отсылок к прошлому: припомнили Гадячский договор 1658 года. Он означал фактический отказ от политики гетмана Богдана Хмельницкого и дал начало одному из трагических периодов в украинской истории — Руине.

В июле был подписан и одобрен Верховной радой законопроект № 7550 об особых гарантиях для польских граждан на территории Украины. Он предусматривает привилегированные права на трудоустройство без специального разрешения, государственную регистрацию в качестве налогоплательщиков, свободное ведение хозяйственной деятельности, получение образования, социальных выплат, медицинского обслуживания на условиях граждан Украины.
Фактически поляки становятся особым сословием на территории соседней страны. Украинцы аналогичных прав на территории Польши не имеют. А в ноябре начались переговоры о совместном таможенном и пограничном контроле с возможностью делегировать соответствующие полномочия друг другу.

Расплата за гостеприимство?

Итак, перед нами полная картина быстрого установления польского протектората над Украиной. В Варшаве его оправдывают той военной помощью, которую оказывают киевскому режиму. Речь идет не только о создании крупнейшей логистической базы в Жешуве по переброске натовского вооружения и техники на восток.

Имеется и немало свидетельств прямого участия польских граждан в боевых действиях. Кроме того, польские политики всячески превозносят помощь, оказанную украинским беженцам. Мол, теперь настало время расплачиваться за гостеприимство.

Мы писали о том, что в Польше развернулась кампания критики правительства за невнимание к памяти жертв Волынской резни 1943 года. Заговорили даже о бандеризации Польши. Оказалось, что не все так просто. Никто ничего не забыл — выдерживали паузу. Уже подготовлена масштабная политическая и пропагандистская кампания с целью обосновать территориальные претензии Польши.
Планируется, что потомки жертв геноцида будут предъявлять прямые претензии украинским властям. А польское государство встанет на защиту своих граждан. Что же, отличный ход накануне избирательной кампании 2023 года. Нет сомнений, что поляки полностью поддержат такое развитие событий.

Протекторат сателлита

Сейчас в Варшаве всерьез опасаются, что США решат договориться с Россией, пренебрегая мнением Польши и киевского режима. Там хорошо знают повадки заокеанских боссов. Но не просто знают, а научились пользоваться изменением настроения в американском истеблишменте. Очевидно, сейчас польские руководители решили, что настал удобный момент для собственного политического (а если понадобится, то и военного) наступления: Киев никакого сопротивления оказать не может. Тамошний национализм агрессивный сейчас только в отношении всего русского. По отношению к полякам сторонники Зеленского, как и он сам, полностью смирились с ролью ведомых. Так сказать, младший парт­нер младшего партнера США. Ну, или протекторат сателлита.

Демарш СВР с преданием гласности этих планов, очевидно, направлен на их срыв. России невыгодна подобная польская экспансия. Она же напрямую угрожает и национальным интересам Беларуси: в случае успеха такой экспансии на наших границах образуется агрессивный альянс с большими геополитическими амбициями. Однако вне зависимости от того, смогут ли польские политики прямо сейчас достичь своих целей, они сделали ставку на эскалацию в регионе. И оставляют всю международную обстановку стабильно напряженной.

Вадим ГИГИН, кандидат исторических наук.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter