Польские бизнесмены стремятся к сотрудничеству

С Польшей Беларусь связана не только общим участком границы, историческими вехами, но и тесными экономическими связями. И это принципиальный аспект в наших отношениях...

С Польшей Беларусь связана не только общим участком границы, историческими вехами, но и тесными экономическими связями. И это принципиальный аспект в наших отношениях. Ведь в каком-то смысле соседняя страна для нас — мостик на рынки Евросоюза. Тем важнее укрепить здесь свои позиции.

Встречаясь с представителями белорусских загранучреждений, Президент Александр Лукашенко обозначил европейский вектор экономического сотрудничества как один из приоритетных. 

О том, каких успехов удалось достичь в этом направлении,  рассказывает  Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Республике Польше Павел Латушко

— Определенные успехи, безусловно, есть. В настоящее время товаропроводящая сеть белорусских предприятий в  Польше представлена широко. Активно действуют на польском рынке представительства крупнейших белорусских банков: «Беларусбанк», «Белвнешэкономбанк», «Белинвестбанк», «Белпромстройбанк». Они постоянно расширяют партнерскую и клиентскую базу, сотрудничают с ведущими польскими и иностранными финансовыми институтами по привлечению кредитных линий.  Не случайно польская корпорация страхования экспортных кредитов «КУКЕ» всегда дает очень высокую оценку профессиональной деятельности белорусских банков в Польше. 

Следует отметить работу представительств крупнейших белорусских транспортных предприятий: «БЖД», «Бел-авиа», «Белтрансгаз», международной экспедиторской компании «Миртранс» (учредитель  БелЖД), специализирующейся на международных перевозках железнодорожным, автомобильным и морским транспортом на условиях «от двери до двери». Именно от их работы зависит оперативность выполнения торговых контрактов. 

— На территории Польши созданы  предприятия с участием белорусского капитала. Насколько результативна их деятельность? 

— Например, АО «Пронар-МТЗ» осуществляет экспортно-импортные операции в Польше и технический контроль за монтажом и качеством тракторов МТЗ, поставляемых для сборки в Польшу. С прошлого года возобновлены поставки готовых изделий. В 2006 году в Польше продано 1225 белорусских тракторов. Наши машины занимают 20—25 % польского рынка данной техники. Продвижением грузовой и автобусной техники РУП «МАЗ» занимается дочернее предприятие «МАЗ Авто Поланд». В 2006 году состоялась сертификация пассажирских и туристических автобусов, которые пользуются все большим спросом у польских потребителей. В дополнение к продаваемым с 2005 года грузовым автомобилям в прошлом году поставлено в Польшу 11 автобусов. Определенных успехов в продвижении белорусской технической продукции в 2006 году достиг эксклюзивный дилер БелАЗ в Польше — фирма «Польмарк-Кельце». Реализовано 16 автомобилей на сумму 3,5 млн. долларов. Техника БелАЗ занимает 96 % польского рынка карьерных самосвалов. В 2006 году при содействии нашего посольства  созданы дилерские сети по реализации  продукции производства РУП «Минск-Кристалл», открылись 6 торговых магазинов ОАО «Мiлавiца». Активную помощь в продвижении белорусской продукции на польский рынок оказывает Польско-Белорусская торгово-промышленная палата. В течение года ею проводится около 20 экономических мероприятий. В целом наш товарооборот увеличился за 4 года почти в 4 раза. При этом сальдо стабильно остается положительным для Беларуси. 

С 2003 года отмечаются ежегодный прирост белорусского экспорта в Польшу, расширение товарной номенклатуры продукции белорусского производства. В 2006 году сумма  поставок сюда впервые превысила 1 млрд. долл., продано белорусской продукции по 380 товарным позициям. Вместе с услугами белорусско-польский торговый оборот в 2006 году составил 2 млрд.400 млн. долларов при экспорте Беларуси почти 1,5 млрд. долл. 

— Какова роль посольства в установлении деловых контактов между отечественными и польскими предприятиями? 

— Загранучреждения Беларуси в Польше содействуют развитию белорусской товаропроводящей сети в этой стране. Наиболее перспективное направление — создание здесь в 2007 году торговой компании «Белнефтехим-Польша» и дилерской сети ОАО «Амкодор».  Оказание содействия белорусским предприятиям в поиске надежных партнеров  в Польше — наша приоритетная задача. 

Мы помогаем субъектам хозяйствования в получении различной информации, организуем переговоры и презентации, содействуем участию в выставках и т.д. Аналогичная помощь оказывается и польским предприятиям с акцентом на экспорт белорусской продукции и инвестиции в экономику нашей страны, в первую очередь посредством создания новых совместных предприятий. Посольство поставило перед собой задачу не ограничиваться только информационно-аналитической работой. Активно внедряется в практику проведение презентаций конкретных белорусских предприятий для целевых аудиторий. К примеру, в феврале  в Белорусском зале посольства, который создавался как современная презентационная площадка, состоялось представление продукции ОАО «Амкодор», РУП «МАЗ», уже вышедшей на польский рынок. По ее результатам руководством «Амкодора» проведен ряд двусторонних переговоров по сертификации техники и ее поставок на польский рынок.  Польша получает значительные средства из структурных фондов Евросоюза на дорожное строительство: в 2007 году только на постройку и модернизацию дорог в Польше предполагается направить около 2,5 млрд. евро, а всего в 2007—2013 годах — 24,56 млрд. евро. Это обстоятельство повышает спрос на дорожную и дорожно-строительную технику «Амкодора», МАЗа, БелАЗа, на строительные материалы БМЗ. 

Вскоре при содействии посольства пройдет презентация продукции ОАО «Стеклозавод «Неман» в Варшаве и польских регионах. Запланировано проведение аналогичных мероприятий с концерном «Белхудожпромыслы». Несмотря на определенные финансовые затраты, такие мероприятия — эффективная и адресная реклама. Одним каталогом продукции сейчас серьезных результатов не добиться. 

— Часто ли польские бизнесмены обращаются за помощью в установлении контактов с белорусскими предприятиями? 

— Они проявляют значительный интерес к развитию сотрудничества с Беларусью. Ежедневно в торгово-экономическую службу посольства поступает внушительное количество обращений польских бизнесменов, заинтересованных в налаживании деловых контактов с белорусскими предприятиями, инвестиционном сотрудничестве. Польские деловые круги в равной степени интересует сотрудничество как с государственными, так  и с частными предприятиями, главное, чтобы это было выгодно. Они отмечают высокую договорную ответственность и надежность белорусских партнеров. В настоящее время посольство курирует ряд инвестиционных предложений компаний из Польши, которые предлагают вложение в производственную сферу, энергетику, сельское хозяйство, сферу услуг в Беларуси от 500 тыс. до 100 млн. евро. В 2006 году польские инвестиции в белорусскую экономику достигли 61,3 млн. долл. США, что в 2 раза больше, чем в 2005 году. А наглядное подтверждение интереса польского бизнеса к сотрудничеству с Беларусью — около 400 предприятий с польским капиталом, действующих в Беларуси. 

— Как развивается сотрудничество в  сфере туризма? 

— Безусловно, это перспективное направление. В соответствии с правительственной программой развития туризма, белорусская сторона активно работает над рядом проектов. Наиболее значимый из них — совместная реконструкция приграничного участка Августовского канала. Канал интересен любителям туризма из Беларуси, Польши и других европейских стран. Белорусская сторона завершила работы на своей части летом 2006 года. Польская — планирует завершить реконструкцию своего участка в этом году. Прошлой осенью в Варшаве посольство провело презентацию туристических возможностей Беларуси, где также были представлены предложения по инвестированию в инфраструктуру Августовского канала. Признаюсь, мы рассчитывали на 50—60 заинтересованных в участии, а их прибыло более 120. Постоянно возрастающий интерес у зарубежных туристов вызывает Беловежская пуща. Общие периоды в белорусско-польской истории определяют интерес в Польше к Мирскому, Несвижскому, Косовскому замкам,  местечку Залесье, где родился композитор Михал Огиньский, домам-музеям Тадеуша Костюшко, Адама Мицкевича, Элизы Ожешко. В 2005 году были открыты два международных туристических перехода: Переров—Беловежа (в Беловежской пуще для пешего и велосипедного туризма) и Рудавка—Лесная (на Августовском канале для водного туризма). Посольство инициировало и активно содействовало работе по открытию этих переходов. Всего на белорусско-польской границе сейчас действует 12 погранпереходов. Растет интерес польских граждан к отдыху в белорусских санаториях. Еще пару лет назад в белорусские санатории выезжали исключительно люди пенсионного возраста,  сейчас данный вид отдыха заинтересовал  молодежь, представителей экономически активного населения Польши. Как показывает практика, будь то бизнесмен или турист, одной поездки в Беларусь обычно достаточно для формирования позитивного отношения к нашей стране и желания сотрудничества. 

— В каких областях экономики сотрудничество между нашими странами развивается наиболее динамично? 

— Буквально по всему спектру: от сельского хозяйства до машиностроения. Причем это сотрудничество обоюдно сбалансировано. В Польше собираются и продаются трактора «Беларус», в Беларуси — микроавтобусы «Люблин», белорусские телевизоры «Горизонт» и «Витязь» выходят с кинескопами «Томсон» польского производства. Подобных примеров можно привести немало. Мы заинтересованы в том, чтобы их стало еще больше. Именно поэтому в своих контактах с польским бизнесом делаем основной упор на инвестиционную составляющую сотрудничества. Из-за обострившейся конкуренции на рынке Евросоюза польские фирмы начинают выносить свои производства за его пределы. Существует реальная возможность привлечения серьезных инвестиций и в экономику Беларуси. Перспективные отрасли — жилищное строительство, энергетика, фармацевтика, машиностроение. Инфраструктура и сложнотехническая продукция — своеобразная визитная карточка страны, по которой судят об уровне ее развития. Нашу визитную карточку мы планируем продемонстрировать и «вручить» широкому кругу польских предприятий в ходе запланированной на 26—29 июня в Варшаве экономической выставки Беларуси. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter