Действующему президенту Польши Анджею Дуде удалось переизбраться на второй срок

Польша выбрала путь

Действующему президенту Польши Анджею Дуде удалось переизбраться на второй срок, но вряд ли удастся стать президентом всех поляков. Разница в голосах, отданных за Дуду и его соперника Рафала Тшасковского, представителя оппозиционной «Гражданской платформы», так мала, что тянет на статистическую погрешность: 51,21 процента за Дуду и 48,79 процента за Тшасковского. Партия «Право и справедливость» (ПиС) празднует победу: несмотря на то что формально Дуда беспартийный, все помнят, в какой партии он состоял до избрания на пост президента, и все знают, волю какой партии выполняет, находясь на этом посту.


До парламентских выборов три года, и ПиС потратит их на то, чтобы консолидировать власть и завершить реформу судебной системы, за которую партию жестко критикуют в Брюсселе. Из‑за этой реформы Европейская комиссия четырежды подавала жалобы на Польшу в Европейский суд. Но Польша реформы продолжает. У нее есть серьезный аргумент: поддержка США. Польшу часто называют самой проамериканской страной ЕС, и это заслуженная репутация. В нынешней избирательной кампании президент США Дональд Трамп играл на стороне Дуды: накануне первого тура принял его в Белом доме, а накануне второго заявил, что часть войск, которые США выведут к осени из Германии, отправятся в места, которые «этого заслуживают». Да, Польша именно такое место: президент Дуда давно приглашает американцев создать здесь военную базу и даже название придумал ей подходящее — «Форт Трамп». 

Прошедшие выборы были в том числе о выборе пути, по которому Польша будет идти в ближайшие как минимум три года (до парламентских выборов), а то и пять лет (до следующих президентских выборов). При Анджее Дуде политика останется проамериканской и дрейфующей в сторону авторитаризма — такой, какой и была. Если бы на выборах победил Рафал Тшасковский, Польша, вероятно, развернулась бы в сторону Европейского союза. Потому что согласно Конституции президент определяет внешнюю политику — это одна из очень немногих сфер его ответственности. 

Потому как в Польше президент — фигура скорее церемониальная. Но накал схватки между консерваторами (Дуда) и либералами (Тшасковский) подтверждает: не в одном моральном авторитете дело. Если президент наложит вето на какой‑либо законопроект, у ПиС не хватит голосов в парламенте, чтобы его преодолеть. Поэтому Ярославу Качиньскому (а именно он принимает основные решения в партии, а значит, в парламенте, а значит, и в стране) так важно иметь «своего» президента: за пять лет Дуда только один раз воспользовался правом вето, а во всех остальных случаях дисциплинированно подписывал законы, которые принимала ПиС. 

Кстати, явка на второй тур была близкой к рекорду: 67,9 процента. Больше (68,23 процента) была только во втором туре президентских выборов в 1995 году, когда соперничали Лех Валенса и Александр Квасьневский... 

plesk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter