Польша больше чем соседка

Интеллигентские кухни

У всемирно известного режиссера Кшиштофа Занусси большое поместье в пригороде Варшавы. Когда я, сойдя с пригородного автобуса, прошагала километра полтора вдоль кромки поля, наслаждаясь прекрасным летним днем и радостно удивляясь, что вот же совсем рядом с бурлящей столицей, а тут тебе тишина и покой, толкнула дверь, работавшие в саду люди уточнили: а ждет ли вас пан Занусси? Надеюсь, что да. Впустили. Жена его Эльжбета, не говорящая в отличие от мастера по–русски, объяснила, где найти режиссера, и махнула рукой в глубь дома. Я пошла закоулками и лесенками. Дом впечатлил своей схожестью одновременно со сказочным лабиринтом и средневековым замком: тут лестница, там башенка, здесь собака рычит (у Занусси, как потом выяснилось, девять собак). Поднимаясь по лестнице, вижу внизу зимний сад — как объяснит позже хозяин, в нем он частенько устраивает репетиции спектаклей. Кабинет режиссера... Мечтала бы я иметь когда–нибудь хотя бы подобие такого кабинета! С огромным столом, полками, заставленными книгами и бумагами, с неизбежными ввиду высоты этих книжных полок лесенками. И вот посреди этого творческого беспорядка и великолепия он — седовласый, мудрый, с живыми глазами, глубоким голосом, прекрасно говорящий по–русски, физик и философ по образованию, кинематографист по призванию. Но не о кинематографе будем мы с ним говорить. Начали с терминологии, потому что термины для философов (а по образованию я тоже философ) имеют значение.

Варшава. В Старом городе.

— Вы родились еще в независимой Польше, но ваши молодость и становление произошли при социалистической Польше.

— Коммунистической.

— Вы предпочитаете называть ее коммунистической?

— Не только мы называем, весь мир так называет, кроме коммунистов (усмехается). На Западе социализм там, где социалистическая партия у власти. А у нас не социалистическая партия была у власти, а коммунистическая, так что это было время коммунизма. Скандинавские страны, Германия была социалистической, но это другие слова. Социализм для шведов — это не то, что для советских. Мы употребляем одни и те же понятия, но они другое обозначают.

— А мы говорим «социалистическая».

— Но это ошибочно. Это вы говорите по–советски.

— Экономика Польши из всех бывших социалистических, простите, коммунистических стран...

— (Смеется.) Спасибо.

Кшиштоф Занусси.

— ...Выглядит лучше, чем у остальных.

— Как кажется. Партия, которая сейчас при власти, говорит, что сейчас будет хорошо, а было плохо. Я боюсь, будет наоборот. Но в любом случае у нас создался средний класс, и это самое главное. И что Польша стоит на среднем и малом производстве. Это огромное достижение «Солидарности», что этого добились. Я больше скажу, потому что это полезно напоминать. Если считать Польшу за последние 25 лет успешной страной, мы этого успеха добились частично и потому, что уже в 1970–е годы интеллигенция сидела и болтала: а что бы мы сделали, если бы у нас была власть? Мы в это не верили и думали, что при нашей жизни этого не произойдет. Мы говорили о том, чего бы мы хотели — какой закон, как построить школу, как построить университет, как построить министерство культуры, чем оно должно заниматься, а как оно выглядит в разных странах. Кто поехал во Францию, Великобританию, Италию, тот привозил нам новости, привозил законы, переводили — как это устроено. Сколько власти отдать местным людям, чтобы не было, как на юге Италии, где на 50 лет один мэр и та же самая мафия. Значит, центральная власть должна быть в состоянии снять мэра маленькой деревни. А с другой стороны — как его сделать независимым от центральной власти, чтобы он решал, местные жители знали, кому позвонить, если дырка в шоссе, и сказать: «Я за тебя голосовать не буду, если эта дырка до зимы не будет заделана». То, что у нас не появились олигархи, это тоже огромное достижение, и это не случайно. Просто принципы приватизации были другими. К счастью, на этих кухнях мы такие способы придумали, что они там лучше или хуже, но все–таки это прошло в пользу среднего класса, а не в пользу десяти очень богатых людей.

Интересно, что несколько дней спустя я встретилась в Варшаве с одним из самых известных польских художников Леоном Тарасевичем, этническим белорусом, и у нас зашел разговор о среднем классе. Тарасевич сказал как отрезал (художники в Польше, что Занусси, что Тарасевич, люди резкие, поняла я тогда, но твердо стоят на своих принципах): 

— Трэба было зрабiць такiя законы, каб гэты сярэднi слой мог iснаваць, бо ён утрымоўвае галерэi, ён утрымоўвае мастакоў. А дзяржаўна не можна гэтага стварыць. Нiяк.

— Тры днi таму назад я сустракалася з Кшыштафам Зануссi, i ён гаварыў, што ў Польшчы ёсць сярэднi класс i што гэты сярэднi класс ёсць выснова дэмакратыi.

— Няма. Яму так здаецца. Ён, можа, не жыве адкрыта, ён ужо старэйшы чалавек. Але гэта такая сярэдняя... Няма такой энергii, якая тварыла бы гэты слой сярэднi. Гэта людзi, якiя штось пачынаюць, прадпрымальнiкi — машыны пакупаюць, дамы будуюць сабе.

Леон Тарасевич

И тут я поняла, что Занусси и Тарасевич средний класс, который, несомненно, есть основа демократии не только в Польше, но и в любой другой стране, понимают по–разному. Занусси радуется тому, что есть большой слой людей со средними доходами, хорошим образованием, своим, пусть небольшим, бизнесом и определенным уровнем материального достатка. Люди, которым есть что терять, а потому они будут отстаивать демократию и либеральные свободы — личные, политические и экономические. Средний класс, который нужен Тарасевичу (и наверняка другим художникам) — это люди, которые, имея достаток, за который так ратует каждое польское правительство, начиная с Леха Валенсы, интересуются искусством, ходят в музеи и галереи, покупают картины. Пока, верю я Тарасевичу, такого среднего класса в Польше нет. Хотела бы я знать, в какой из бывших социалистических стран (пока меня не слышит пан Занусси, вернусь к привычной терминологии) такой класс есть. Леон Тарасевич с... не знаю даже, как описать выражение его лица (брезгливость, может быть?), рассказывал, как соседи в деревне Валилы, где он живет, показывали ему только что построенную баньку. Гордились: красавица! Ему это отвратительно: «А кожны там паказвае, якiя грошы ў гэта ўсадзiл, якая кафля, гэтыя ўсе прылады–непрылады. Гэта не ёсць сярэднi клас. Сярэднi клас — гэта каторы сутнiчае ў стварэннi iдэяў, гэта не ёсць людзi...», которые хвастаются банями, заканчиваю я его мысль. — «Так». Вспоминая этот разговор с Леоном Тарасевичем, человеком колоритным (полное интервью с ним читайте в следующих материалах польского цикла), я думаю о том, что, наверное, это и хорошо, что они понимают средний класс по–разному. То, как его видит Занусси, — это первый этап, то, каким его хочет видеть Тарасевич, — следующий шаг. И когда–нибудь он будет сделан. А я возвращаюсь к разговору с Кшиштофом Занусси.

— Несколько лет назад вышел фильм Анджея Вайды «Валенса». Лех Валенса приезжал в Карловы Вары на кинофестиваль представлять этот фильм. Он сказал тогда интересную вещь, что в Польше есть вся структура демократии, но сама демократия находится под угрозой.

— Я бы сказал, что демократия всегда находится под угрозой. Это правда, я думаю, что Валенса сам как президент... он признал потом, что боролся за демократию, жизнью для нее рисковал, а потом, когда ее добился, уже как президент часто хотел сам все решать и никого не спрашивать. И не уговаривать своего избирателя.


В доме кинорежиссера.

— Это природа власти?

— Я думаю, что природа человека.

— Часто говорят, что власть портит.

— Да.

— А абсолютная власть портит абсолютно.

— Абсолютно.

— Это тот случай?

— Нет. Валенса абсолютной власти никогда не имел. Но это опасно, если человеку дать такую абсолютную власть. Не знаю примеров, чтобы это было в пользу. Это только в крайних моментах, когда война, когда решительный момент, бывает, что без сильной, абсолютной власти страна теряется. Но как принцип общество сильно не сильной властью, общество может быть сильным только консенсусом, согласием.

Адам Михник, один из лидеров «Солидарности», учредитель и главный редактор одной из самых популярных в стране «Газеты выборчей» говорил: «Мы оказались не слишком готовы к власти, она пришла неожиданно: еще в мае 1989 года ничего не было, а в августе Мазовецкий уже стал премьер–министром. Мы упустили этот момент».

Возвращаюсь к разговору с Кшиштофом Занусси.

— В Польше было движение «Кино морального беспокойства». Почему польские режиссеры беспокоили тогда и продолжают до сих пор беспокоить общество? И почему в коммунистической Польше такое кино было возможно, а в СССР нет?

— Знаете, это имеет теологические корни. В православии напряжение между реальностью и идеалом гораздо более сильное, чем в средиземноморском католицизме. Поэтому у нас романтизм возможен, а Россия романтизма никогда не имела. Романтики — это юродивые, они как будто имеют вид сумасшедших, потому что идеал так далеко, так высоко надо подняться, что это человечески невозможно. На Западе у нас есть эта наивная вера, что человек может очень высоко подняться, мы больше в это верим, и поэтому романтический герой — это тот, кто борется, даже если ему придется проиграть. Но для идеала он пожертвует собой.

— А мы, значит, больше циники? — спрашиваю я, вспоминая героя Никиты Михалкова в «Персоне нон грата».

— Нет, это не цинизм, это ошибка, это, может быть, даже более реалистичный подход, который знает, что идеал недоступен. А мы надеемся, что он чуть–чуть доступен. Мы много говорили об этом с Андреем Тарковским, это было одним из главных сюжетов наших разговоров. Но я думаю, что романтизм был мечтой, чтобы все–таки соблюдать мораль. Американцы в этом смысле романтики, у них вера, что можно жить по принципам Евангелия, очень сильна. Европа столь сильно в это уже не верит. Мне кажется, что на востоке даже надежды на такую жизнь уже почти нет, это только если святой, юродивый.

— В Советском Союзе все польское было очень популярно — от духов «Пани Валевска» до кино. Чем, на ваш взгляд, это можно объяснить? Или это была привлекательность внутренней польской свободы, которой у нас не было?

— Говорили тогда, что из всех бараков соцлагеря самый веселый — это Польша. У нас с цензурой было легче, все советские экскурсии когда приезжали, бежали смотреть американские кинокартины, они первыми появлялись у нас. Покупали джинсы — у нас были джинсы, которые в Союзе трудно было тогда найти. Так что были такие моменты, которые добавляли нам немножко этих аттракционов, мы были более аттрактивные.

* * *

Услышав про «самый веселый барак», сначала я подумала о том, а знаком ли режиссер Занусси с бывшим членом Политбюро ЦК ПОРП Станиславом Чосеком, который говорил мне эту же фразу, причем и у Занусси, и у Чосека она прозвучала одинаково — с веселой иронией по отношению к себе и долей превосходства по отношению к почившему Советскому Союзу. Но принадлежит эта фраза любившему Польшу и часто сюда приезжавшему Булату Окуджаве: «Из всего социалистического лагеря Польша — самый веселый барак». Кстати, несколько лет назад в городе Гайновка недалеко от границы с Беларусью, в котором две белорусские гимназии, три православные церкви и лишь один костел, а 70% населения — этнические белорусы, начали проводить музыкальный фестиваль, посвященный Булату Окуджаве. Я на этом фестивале была, мне понравилось: пели барды из России и Беларуси, Польши и Чехии, вдова Булата Окуджавы выпускала в небо воздушные шарики («Девочка плачет, а шарик летит»). Поэтесса и бард из Беларуси Ольга Залесская, не говорящая по–польски, обращалась к до краев наполненному амфитеатру: «А вы понимаете по–русски?» По–русски в Гайновке понимают все. И песни Окуджавы поют все. Лидия Саевич, мама польского коллеги, с которым я много лет дружила в Пекине, прошептала мне на ухо: «Да у нас тут по–русски если не говорят, то понимают все, даже католики». Разницу определяет не национальность, а религия, поняла я в этот момент.

Анджей Вайда на съемках «Катыни».

И, конечно, идеология. Отношение к Советскому Союзу когда–то, отношение к России (да и к Беларуси тоже) сейчас, особенно у польской творческой интеллигенции, — это потрясающая смесь любви и... мягко говоря, нелюбви (а более сильных слов я не хочу употреблять). Анну Герман обожали и продолжают любить в странах бывшего СССР и почти не знают в Польше, считая «советской» певицей. Или вот, например, еще один всемирно известный польский режиссер — Анджей Вайда. Живший, кстати, по соседству с Кшиштофом Занусси. Последовательный антикоммунист, сын расстрелянного в Катыни офицера, сенатор польского сейма, председатель Совета по культуре при президенте и... кавалер российского ордена Дружбы. Он прославился снятым в 1958 году фильмом «Пепел и алмаз», в котором рассказывал, как «проклятые солдаты» (о них речь пойдет в нашей следующей публикации) убили коммуниста, а в 2007–м показал посвященный памяти отца фильм «Катынь». «Мы хотели, чтобы этот фильм был обращен к друзьям, с открытостью и надеждой на взаимное понимание. Этот фильм выступает только против одного — против советской системы, которую воплощал Сталин. Почему мы должны обо всех советских людях, которые воевали, думать плохо?» — говорил режиссер. Между прочим, орденом Дружбы Россия наградила его уже после «Катыни» — в 2010 году, с формулировкой «за большой вклад в развитие российско–польских отношений в области культуры». И режиссер эту награду принял.

Как задолго до режиссера Вайды принял советский орден Дружбы народов активно у него снимавшийся и в СССР очень популярный актер Даниэль Ольбрыхский. Впрочем, снимался Ольбрыхский не только у польских режиссеров, но и у советских. Что не мешало ему быть в душе антикоммунистом и антисоветчиком, в чем он и признавался позднее: «В советское время я был активным членом «Солидарности», в самом ее эпицентре — Гданьске, подписывал письма против власти. Мы дружили с Лехом Валенсой, когда еще он был рабочим и никто подумать не мог, что он станет президентом. В 1980–х в Польше для меня не было работы. По телевидению меня не показывали. Мои зарубежные фильмы — «Жестяной барабан» и «Диагональ слона» — получали «Оскаров», а на родине об этом не написали ни слова. Только когда Элем Климов (тогда председатель Союза кинематографистов СССР. — И.П.) позвал меня на Московский кинофестиваль в 1989 году, в Польше для меня все запреты кончились».

2007 г. Даниэль Ольбрыхский и Никита Михалков на Московском кинофестивале

Вот эта, скажем так, полная противоречий внутренняя жизнь польской творческой интеллигенции занимает меня чрезвычайно. Кшиштоф Занусси признавался, что с самого детства отец учил его, что нельзя верить тому, что в школе рассказывают на уроках истории, например. Тяжело ли было жить такой двойной жизнью? «Конечно, была такая шизофрения. Но удавалось с этим жить, потому что большинство так жили. Это была определенная сложность, но это была борьба, чтобы вообще прожить», — признался Занусси.

Борьба, которая, кажется, в Польше никогда не закончится. «Зло никуда не исчезает, — говорит актер Даниэль Ольбрыхский, который сегодня активно выступает против правительства. — Это демократически избранный ужас. Надеюсь, что его также демократично можно будет и убрать со временем (помните, именно об этом говорил бывший член Политбюро ЦК ПОРП Станислав Чосек? Никаких майданов — только выборы.). Сегодня правит партия, чья политика основана на ненависти к людям, которые думают иначе, чем они. Они яростно настроены против интеллигенции, глубоко националистичны и шовинистичны». Когда я прислушиваюсь к хору голосов польской творческой интеллигенции, я понимаю, что они — плоть от плоти истории яростно борющегося народа. С одной стороны, это хорошо: интеллигенция и должна быть неуспокоенной, должна нащупывать проблемы и пытаться находить для них решения. С другой — ее яростное размежевание — показатель болезненно разделенного общества. Мысли об этом настраивают меня на философский лад, и я предлагаю Кшиштофу Занусси (нет, я еще не покинула его кабинет, похожий на сказочный замок) вернуться к истокам — к философии.

1971 г. Даниэль Ольбрыхский, Барбара Брыльска и Анджей Вайда.

— Что важнее: обрести смысл жизни или быть счастливым? И всегда ли человек, обретающий смысл жизни, счастлив?

— Счастье — это благосостояние (состояние благости. — И.П.). Лучше всего этого добиться с помощью наркотиков, я иногда с издевкой советую всем молодым: берите наркотики, будете счастливы, умрете рано. Для общества это удобно: не нужно платить пенсию. И это простой ответ, что есть счастье. А если не та дефиниция счастья, не благосостояние, значит, надо сказать другое. Нужно догадаться, к чему в жизни я призван. Меня могло не быть, а я есть. И выполнять свою роль. А по дороге будешь счастливым, несчастливым — это не самое главное. Смысл в жизни — это самое главное. Если я знаю, почему я живу, или чувствую, что это чему–то служит, однажды буду счастливым. Потом не буду — будет болеть зуб, я буду несчастным. Но это часть жизни. Опасно так концентрироваться на счастье, потому что это ведет к гедонизму, чтобы мне было приятно. Ну так бери наркотик. Или водку.

— Какая самая большая радость в вашей жизни и самое большое разочарование?

— Боже мой... О разочаровании трудно говорить, потому что, знаете, я в такой степени дитя войны, что для меня вообще то, что я жив, это не само собой разумеется. Это чудесно, это дар. Могло так не быть, я с самого детства знаю, что мир мог существовать без меня. И поэтому это самое великое.

И, конечно, я не могла удержаться, чтобы не спросить у Кшиштофа Занусси — поляка с итальянскими корнями, много раз бывавшего в нашей стране, — о нас.

— Как поляки относятся к Беларуси и белорусам? Замечают ли они нас?

— Чуть–чуть замечают. Знаете, всем нациям... Для нас, поляков, неприятно то, что я сейчас скажу. Но всем нужен кто–то, от кого можно отличаться и сказать: хотя у нас плохо, но не так, как на Беларуси. А это глупо. Мне за это стыдно.

— Многие в Беларуси и не были никогда.

— Это прежде всего! Но думают, что там гораздо беднее и гораздо хуже. А это не так.

— Что вы думаете о белорусском кино?

— Знаете, в советские времена мы вообще не обращали внимания, потому что все картины показывали в дубляже. Так что для нас разницы не было, это был советский экран. В вашей стране снимают много фильмов о Второй мировой войне. А я все жду картины, которая мне расскажет о чем–то другом... Я думаю, что это проблема идентичности. Какая может быть белорусская картина, чтобы она касалась Беларуси и отличалась от польской, русской и чешской? От всех соседей чтобы чем–то отличалась.

...Это был замечательно насыщенный разговор, за который я благодарна Кшиштофу Занусси. Не со всем, им сказанным, я согласна, кое–что мне трудно принять (наверняка сказывается советское воспитание). Потом мы пили кофе с его женой Эльжбетой, а она говорила о своих опасениях, о России и В.Путине. И в этих разговорах для меня было все: и традиционная польская русофобия (да простят меня поляки, которые ей не поддались), и некоторое внутреннее нежелание (пусть даже только в подсознании) признавать Беларусь отдельной страной: ну какое мне дело до России, если мы о ней не говорим? Не только мы, россияне или украинцы относимся к Польше эмоционально, поляки относятся к нам так же. Между родственниками такое случается чаще, чем между знакомыми.

А потом пан Занусси сел за руль и отвез меня к метро. И это был очень польский джентльменский жест. С режиссером можно, конечно, не соглашаться, но это было бы слишком просто. Над многими его словами я продолжаю думать. Они учат меня выходить из привычной системы координат и смотреть на мир и историю с позиции другой стороны.

sbchina@mail.ru

Фото Михаила ПЕНЬЕВСКОГО.

Следующая публикация будет еще более дискуссионной, чем сегодняшний разговор с Кшиштофом Занусси. Об истории правильной и неправильной я буду говорить с человеком, который в современной Польше во многом определяет ее официальное видение — директором Института национальной памяти Лукашем Каминьским.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
ТЕГИ:
Версия для печати
Дмитрий
Уважаемая Инесса,хотелось бы услышать от поляков,как они воспринимают экономическую помощь Запада,только за последние десять лет ЕС направил в Польшу более 100 миллиардов долларов,а США в свое время подарила им 40 миллиардов долларов и 41 миллиард на переоснащение их армии по натовским образцам.Я это к чему,постоянно слышим от наших оппозиционеров и от многих польских политиков,политологов,что Польша одна из немногих стран,где экономика растет семимильными шагами,а вот мы намного отстаём от них.  
Россия тоже вбухала в Беларусь почти 100 миллиардов за 2 десятилетия и каков результат?
Вот удивляюсь.....олигархов нет, экспорт в Россию - огромный, весь транзит с Украины и авиаперелеты - через нас, а мы- бедные, пенсия ниже чем в России, которая под санкциями....
Мало того, что Россия под санкциями, так она нас ещё и кредитует!!!
Ну что мы совсем тупые. что не можем сами ни как жить....
Петр,пенсионер
Уважаемая Инесса,хотелось бы услышать от поляков,как они воспринимают экономическую помощь Запада,только за последние десять лет ЕС направил в Польшу более 100 миллиардов долларов,а США в свое время подарила им 40 миллиардов долларов и 41 миллиард на переоснащение их армии по натовским образцам.Я это к чему,постоянно слышим от наших оппозиционеров и от многих польских политиков,политологов,что Польша одна из немногих стран,где экономика растет семимильными шагами,а вот мы намного отстаём от них.  
Дмитрий
Уважаемая Инесса,хотелось бы услышать от поляков,как они воспринимают экономическую помощь Запада,только за последние десять лет ЕС направил в Польшу более 100 миллиардов долларов,а США в свое время подарила им 40 миллиардов долларов и 41 миллиард на переоснащение их армии по натовским образцам.Я это к чему,постоянно слышим от наших оппозиционеров и от многих польских политиков,политологов,что Польша одна из немногих стран,где экономика растет семимильными шагами,а вот мы намного отстаём от них.  
Россия тоже вбухала в Беларусь почти 100 миллиардов за 2 десятилетия и каков результат?
Вот удивляюсь.....олигархов нет, экспорт в Россию - огромный, весь транзит с Украины и авиаперелеты - через нас, а мы- бедные, пенсия ниже чем в России, которая под санкциями....
Мало того, что Россия под санкциями, так она нас ещё и кредитует!!!
Ну что мы совсем тупые. что не можем сами ни как жить....
Иван г.Кричев
Да имея таких соседей как Польша да Литва, врагов не нужно, они уже здесь под боком.
Минчанин
Петр,пенсионер, на душу населения Россия вбухала в Беларусь в три-четыре раза больше чем ЕС/США в Польшу. А результат?
swiniopas, 70, Kustovnitsa nad Pripiat'iu
Госпожа, Занусси можно быть сам забыл но напечатал в культурном варшавском еженедельнике Литератрура,в годах1971-73, замечательное интервю,которое я прочитал и запомнил. Там было об его любви к беларусам-нежным,согласимым людям которые не желают другим нечегого плохого. И это в магазине красного принза Путрамента и со сознанием что между поляков владствует почти всеобщая ненависть ко всему по восточной стороне границы. Я, в эти время почти нечего про Беларусь не знал, был крайне удивлен и потому написанное харашо запомнил.
Иван г.Кричев
swiniopas, 70, Kustovnitsa nad Pripiat'iu, только почему через 40 лет отношение Польши к Беларуси поменялось абсолютно?
Почему все больше со стороны Польши выдвигаются агрессивные и вовсе не дружественные высказывания и действия?
Петр,пенсионер
Минчанин, По Польше я опирался на официальные источники,а Вы,видимо,на свои личные подсчёты и почему в четыре раза больше,а не в 6-8 раз.
swiniopas, 70, Kustovnitsa nad Pripiat'iu
[USER=]Петр,пенсионер[/USER],
Позволте мне ответить за злобных ляхов-еим очень понравится всё что случилось после 1989г.Т.н.Парижский клуб снял половину государственного долга накопленого режимом Герека чтоб усмирить смолящее восстание поляков с времени массакры докеров в Гданске/Стетине,Декабрь 1970г. Потом т.н. Лондонский клуб полегчил ситуацию польских банков,сделал их респектабельными. Ляхы круто выкупывали долг этих банков в Ню Йорке, через подставленых еврейских  лиц, уплачивая 3-4 центы в каждом доларе долга. Долг погашался в аритметическом пюорядке ну а кредитовая спосоность страны росла геометрически. Я понимаю что вам плохо когда приходится узнать вам что беларусы сегодня ездят за картошкой в Белысток,так как там подешевлее, но так работает свободный рынок. Мне нечего с этом сделать.
Александр,54,Бобруйск
Дмитрий, я вам поясню сей феномен---это неэффективность всего и вся,банальное воровство,распил,создание огромной чинов-ничьей массы,которую надо кормить. Вот как пример,существование департамента по энергоэффективности,эффективность работы которого из года в год практически нулевая и так по многим позициям.Очень мало в стране профессионалов своего дела,катастрофически мало,а президент вроде,как и не в курсе,ему не докладывают...... Насилие над национальной системой образования продолжается,Болонский процесс торжествует........
А ведь больше уже и не ваша повариха вовсе (((((

Прочитала все комментарии к материалам Инессы Плескачевской про Польщу и вот что я вам скажу мои дорогие. Самые большие ненавистники  других стран живущих лучше, именно нищие люди. Они дошли до такой низости, что ненавидят другие народы только за то, что те хотят жить лучше. Это очень ярко проявилось в ненависти моих бывших земляков к украинскому Майдану. Наш нищий народ возненавидел украинцев только за то, что те стремились войти в ЕС. Внешне это проявлялись в том, что они смеялись над украинцами, говорили, что тех в Европе никто не ждет и денег им никто не даст. На самом же деле это в белорусах говорил собственный комплекс неполноценности: они считали, что их бы в Европу не взяли, а поэтому нечего со свиным рылом лезть в калашный ряд. При этом белорусы были уверены, что украинцы – такие же, как и они, если не хуже. Но вдруг их картина мира была нарушена: украинцы посмели попроситься в Европу! А вдруг их возьмут? То есть, что же это получится: украинцы лучше нас? Обидно, да? У Польши же, как мы видим, отличная динамика роста уровня жизни людей. Вот разные там  «Петры, пенсионеры», да «Иваны из Кричева» и ненавидят поляков за то что у них минималка больше в пять раз  нашей, ну а пенсии  соответственно в три раза, при ценах  там  у  них куда как ниже ваших! А ведь наши города были побратимами и с польскими и с литовскими. Так вот я говору что искренне желаю счастья и процветания свободной, активно развивающейся нашей сестре Польше!  Вы нам не враги!!!

swiniopas, 70, Kustovnitsa nad Pripiat'iu
[USER=]А ведь больше уже и не ваша повариха вовсе ((((([/USER],
Повариха, я политический беженец из Польши 42 года тому назад. Обращался  к своим детишкам на английском языке, даже сообразить себе не смог в  эти время что эта страна будет теперь в Европе, будет богатеть и  развиваться так харашо как она теперь это делает.
Вчера отобрал из  аеропорта мою супругу на 3 недели Божерожьдества здес со мною. Она  прилетела с тяжелом багажом, как верблуд-мяся всякие, уже готовы,  конфеты кровки-я запомнил еих вкус ребёнком и тепер на них настаиваю.  Водка Зубровка, мед для питья Тройняк-всё что нам надо чтоб радоваться  вместе.
У поляков теперь новая забота-что им поделать когда украинцы  сбегут дальше в европу, на Запад. Сотни тысячь украинских гастарбайтеров  в польше, они уже не тупые рабы. Работать в Теско за почти ничто больше  не хотят, надо улучшить зарплату. Так она быстро улучшается ну а поляки  за еду вынуждены побольше уплачивать. Оттуда и крики в местных  СМИ-пригласить беларусов! Открыть еим границы! Ну и харашо, по моему.
Александр,54,Бобруйск
А ведь больше уже и не ваша повариха вовсе (((((, осмелила попроситься---знать попрошайка,а к таким и отношение соответ- ствующее...... и нас хотели бы записать в попро-шайки??? Не выйдет,только на равных.
Vitaut, 46, Вараноўшчына
Я прафесійны географ, таму ў мяне няма філіяў-фобіяў да іншых соцыюмаў. Ліцьвін-беларус. Вучыўся ў Варшаве ў дактарантуры на Варшаўскім Універсітэце.Ведаю польскую і летувіскую  мовы.
Як і наша Бацькаўшчына Польшча -- розная. Ёсць выдатныя навукоўцы з Варшаўскага Ўніверсітэту і Інстытуту Геаграфіі ПАН. Ёсць эліты і марыгіналы. Як і ў нас.
Перачытаў працы выдатных польскіх навукоўцаў Пётра Эберхардта, Марыюша Кавальскага, Флёрыяна Пліта і мн. інш.
У палякаў нам трэба павучыцца будаваць будучыню. Ня гледзячы ні на што! Проста мы прызвычаіліся жыць светлым мінулым, а патрэбна жыць будучыняй. Ня трэба звысока ставіцца да суседзяў. Той хто выкіне свае стэрыятыпы да суседзяў узятыя з мінулага -- той падымецца на прыступку вышэй. Варта ў іх узяць лепшыя дасягненні.
Як кажуць польскія географы: "Свет -- каляровы!" Мы ж зачаста апранаем акуляры і фільтруем колеры. Ідэалогіі былі аформлены на Захадзе як частка плюралістычных соцыюмаў. На Ўсходзе яна сталіся таталітарнымі, г. зн. усеагульнымі, усеахопнымі. Цывілізацыйна мы -- еўрапейцы, значыць плюралісты. Можа быць так, а можа і інакш.
Тое ж і дэманструюць палякі. У іх розныя думкі. Яны розныя і таляруюць адзін аднаго.
пенсионер, за 60, Россия
Можно ничего не комментировать, достаточно прочитать комментарий поварихи и зайти на украинские сайты. В Киеве пенсионерам не хватает пенсии на оплату ЖКХ, а эта мадам рассуждает как белорусы завидуют украинцам после майдана. Украинские СМИ пишут о снижении производства, а повариха рассуждает об отличной динамике роста их благосостояния. Ей невдомек что 90% украинцев желали бы жить как при Януковиче. Впрочем, что с нее возьмешь, она всего навсего повариха. А комплекса неполноценности в белорусах быть не может. Чисто визуально, почти в каждом дворе нашего городка стоит машина. Торговый центр, сетевые магазины. И это в 100 км от областного центра. Сотовая связь, интернет. В чем же их жизнь хуже, чем у этой самой поварихи? Или перцовку или зубровку с кровянкой в Белоруссии никто не кушает?  А может цукерок никто не бачит? Нашли перед кем плакаться. Было бы там сладко,  не ездили бы поляки на работу в Англию или Германию. На этом и кончается их динамичное развитие экономики.  
Андрей К
Замечательные слова: не сильная власть делает общество сильным, а общество может быть сильным только согласием, консенсусом.
Руслан Зголич с фб и Анна
Это только в крайних моментах, когда война, когда решительный момент, бывает, что без сильной, абсолютной власти страна теряется
А ведь у Беларуси (да и у Мира) сейчас именно такой момент! Ведь именно сейчас решается - быть миру или не быть. Только сейчас звучат призывы к ядерной войне... И кто то ещё будет говорить, что Лукашенко А.Г. "диктатор"? Центр Миров должен стоять не только на Страже Мира, но и на Воспитании его в рамках своей Культуры - дабы не повадно было развязывать войны и губить человечество!.. Только беларуский менталитет позволяет церквям разных конфессий стоять на одной площади, только беларусы способны оправдывать даже своих врагов...
Руслан Зголич с фб
Наверное, лучшее Интервью из мною прочитанных вообще! Хотелось бы много цитировать... Но только вот это от моего - с позволения сказать, друга более чем 20-ти лет Кшиштофа -
В вашей стране снимают много фильмов о Второй мировой войне. А я все жду картины, которая мне расскажет о чем–то другом... Я думаю, что это проблема идентичности. Какая может быть белорусская картина, чтобы она касалась Беларуси и отличалась от польской, русской и чешской? От всех соседей чтобы чем–то отличалась.
Как же так, пан Занусси? Сколько лет назад я передал Вам диск с "Гостями" с предложениями стать сопродюсером и даже сопостановщиком? Сколько раз звонил Вам по этому и другим вопросам... А Вы всё не желаете замечать современную Тему в Беларуском Кино...

С другой стороны, очень жаль, что в разговорах с Вами так и не поднял такие Глубокие Темы как смогла Инесса Плескачевская! Мудрейшие вы Люди!!..
swiniopas, 70, Kustovnitsa nad Pripiat'iu
[USER=]Иван г.Кричев[/USER],
Не знаю так как поживал последнее сорок лет во Великобританйи. Но  сказать могу что большинство "старых" поляков я встречал по польским  клубам, побывал в еих домах, это по сути польские беларусы ну а Евгений  Толкач , уроженец штетля-во Ню Йорке был как отец ко мне. Они солдаты  Генерала Андерса или детишки спасены из Ада. Ляхы из центральной Польши  для еих это совсем другие люди были.
swiniopas, 70, Kustovnitsa nad Pripiat'iu
[USER=]Иван г.Кричев[/USER],
Спросил у моей супруги которая у меня на Божерождество приехала из  Варшавы. Она мне сказала что встретила беларуса на работе, одиного  человека из этой страны в своей жизни. Все на работе относились к ему  очень харашо. Она вычислила много элементов помощи ему указали её  научные сотрудники Института. На много больше чем надо было это сделать.
Наконец  ему помогли найти работу докторскую(Postdoc) во США и он там уехал с  женой и ребёнком-уроженцом Варшавы. Думаю, это вам хароший ответ.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?