Полпред дружбы

Сегодня — 9 дней, как ушел из жизни Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в России Владимир Григорьев

Взгляд из Москвы


Ядвига Юферова

yuferova@rg.ru


Сегодня девять дней, как не стало Владимира Викторовича Григорьева — одного из самых известных белорусов в России. Похоронили его на центральном кладбище в Витебске со всеми высокими государственными почестями. Попрощаться с ним пришли многие люди, приехали со всех концов Беларуси и те, с кем он работал и дружил. 70 лет — еще жить бы да жить, но кто там наверху у нас спрашивает...


Жизнь этого человека всегда с трудом укладывалась в официальные биографии, как сегодня его уход с трудом укладывается в официальный некролог, хотя, казалось бы, это идеальная анкета функционера.


Он родился на Могилевщине. Первая профессия после школы — помощник комбайнера (практически как у Горбачева). Потом была учеба, райком, обком комсомола, ЦК ВЛКСМ, ЦК КПСС. С 1980 года — на самых высоких должностях в Бресте, Витебске, Москве, в командировках в Афганистане. Когда рухнула партия и СССР, Григорьев стал генеральным директором Витебского производственного объединения «Доломит». Кстати, Владимиру Григорьеву принадлежит идея «Славянского базара в Витебске», который вошел в число достойных международных музыкальных фестивалей.


Его жена Антонина мне рассказывала: «Володя в комсомоле много лет занимался международной деятельностью, принимал делегации со всего мира. Иногда вызывал меня в аэропорт, как «скорую помощь». Самолет раз отложили, два отложили. Символические представительские, строго подотчетные, уже давно кончились, а ему теперь надо иностранцев непредвиденным обедом или ужином покормить, чтобы Родина в грязь лицом не ударила... Вот я и мчалась со своей зарплатой (я уже пошла в Москве работать), чтобы авторитет страны и мужа незаметно спасти, когда он и переводчик уже вытрясли на кофе последние завалявшиеся пятаки. Я десять лет проработала в отделе оргпартработы ЦК КПСС, а его раз пять за это время переводили на разные работы в Беларусь. Ради других он последнюю рубашку снимет...»


Биография Григорьева — это непрерывная карьера, его никак не могли поделить Москва и Минск, везде на него делали ставку. Семнадцать переездов в связи со сменой работы — это уникальный рекорд семьи Григорьевых. И везде у них оставались друзья.


Может, поэтому, когда он стал в 1997 году послом Беларуси в Москве и проработал на этой должности более девяти лет, его фигура стала универсально объединяющей. Вся политическая элита Москвы ходила на приемы в белорусское посольство не только, чтобы выразить лучшие чувства братскому народу накануне национального праздника. Личность и обаяние посла, его компетенция, его связи и дружба — несомненный государственный капитал. Белорусский народ вообще потрясающе дружелюбен, хлебосолен, а Григорьевы — его лучшие представители, сделали дом на Маросейке особо притягательным для тысяч людей.


Среди венков — от Президента Республики Беларусь, от Госсекретаря Союзного государства, от нынешнего белорусского посла в Москве, был и венок от «Российской газеты». В такие минуты все смыслы обнажаются: среди всех талантов Владимира Викторовича был еще один — умение при любых коллизиях держать достойный диалог с российской прессой. Он был доступен журналистам, не отгораживался пресс–секретарями. Естественное дружелюбие и доброжелательность делали самых строптивых журналистов его единомышленниками.


Какие бы времена ни переживала идея строительства Союзного государства, какие бы горячие дискуссии ни возникали вокруг цены на газ — Владимир Викторович Григорьев всегда оставался самым искренним и самым серьезным строителем моста между нашими экономиками.


Говоря сегодня слова прощания, высказывая слова соболезнования Антонине Александровне и сыну Игорю, надо признать: дар дипломата — это дар личности.


Владимир Викторович был уникальным человеком в истории наших двух народов. Помнить Григорьева — значит беречь этот мост, строить и достраивать его. С любовью и уважением друг к другу.

 

 

Взгляд из Минска


Лариса Раковская

ADMIN@SB.BY


Уход из жизни людей масштабных, значительных всегда кажется преждевременным — сколько еще можно было успеть. Вот и с Владимиром Григорьевым мы не раз говорили, что разобрать бы архивы, взяться за книгу воспоминаний о событиях, непосредственным свидетелем и созидателем коих был Владимир Викторович. Ну пусть не писать, говорила я при встречах, но надиктовать–то можно! А он улыбался и отвечал, что, да, что надо бы, но когда–нибудь потом, потом...


Вся жизнь Владимира Викторовича, его карьерные вехи — это зеркало времени, это новейшая история Беларуси, опыт новой постсоветской интеграции Беларуси и России, создание Сообщества, Союза и, наконец, Союзного государства.


Я познакомилась с Владимиром Григорьевым в 1996 году, когда в Верховном Совете Беларуси он возглавлял фракцию «Согласие».


Тогда фракция, преодолев политический кризис в парламенте, помогла Президенту удержать стабильность, недопустить танков на улице и кровопролития — кризис разрешили путем переговоров. Заслуги Владимира Григорьева в этом переоценить трудно: его политические авторитет и вес, дипломатический подход к проблемам выделяли всегда среди коллег и оппонентов, заставляли прислушиваться.


Интересен нам, журналистам, он был и в качестве сенатора. Ну а когда Владимир Викторович стал Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Беларусь на самом переднем крае белорусской дипломатии — в Москве, тогда каждое его слово стало частью большой международной политики.


В одном из своих интервью он рассказал, что возглавлять белорусское посольство в Москве для него — огромная честь и колоссальная ответственность. «От непродуманных действий, а то и просто высказываний посла может пострадать не какой–то единичный проект, а отношения двух государств! Я об этом всегда помню и руководствуюсь этим в своей каждодневной работе». Я знаю, что для Владимира Викторовича это были не просто слова, он так думал и так действовал.


Помню, когда пять лет назад готовила интервью c Владимиром Григорьевым по случаю его 65–летия, поинтересовалась, из чего состоит рабочий день дипломата. Ведь не секрет, что у некоторых непосвященных людей есть ошибочное представление о работе посла, что это сплошные приемы, светские рауты, встречи с красивыми и приятными людьми. Он ответил тогда, что на первом месте для каждого дипломата, а уж тем более посла — защита и продвижение экономических, политических и иных интересов своего государства, его граждан на территории страны пребывания.


То есть, проще говоря, каждый белорус, приезжающий в Россию или живущий здесь, может рассчитывать на помощь посольства в разрешении тех или иных трудностей. Он тогда пояснил, с какими проблемами к нему обращаются люди — с разновеликими вопросами, начиная от утерянных документов, проблем с правоохранительными органами из–за пребывания на российской территории без соответствующих документов до экспертизы на предмет государственной целесообразности каких–либо экономических сделок. «Но для сотрудников посольства, — подчеркнул тогда он, — не важно, кто просит о помощи: простой человек или солидная организация».


Действительно, Владимир Викторович многое мог простить сотрудникам, он вообще был человек ироничный и отходчивый. Но людей, способных проявлять чванство, высокомерие, он попросту «вычеркивал».


Вспоминаю о его какой–то «корчагинской» требовательности к себе и понимаю, что этого ждал и от своих сотрудников, — работать в полсилы он не умел. И говорил об этом просто, считая жизнь «на разрыв аорты» единственно возможной:


— Мне трудно говорить о минусах своей работы, — размышлял он. — Наверное, скорее имеются некоторые издержки профессии. К примеру, из–за непредсказуемой продолжительности рабочего дня не всегда есть возможность уделить достаточно времени семье, чтобы не просто выслушать «отчеты» супруги и внуков о том, как у них прошел день, а пообщаться, обсудить, к примеру, телефильм, который бы вместе посмотрели. Такое неспешное общение для меня — роскошь...


В том памятном для меня интервью в качестве примера своего распорядка Владимир Григорьев предложил обычный рабочий день посла. Тот очень точно отражал специфику дипслужбы — день, когда все посольство работало по графику однодневного рабочего визита Премьер–министра Беларуси в Москву.


Тогда послу предстояло встретить высокого гостя в аэропорту и сопровождать на протяжении всего визита. Но до поездки во «Внуково» Григорьева, впрочем, как всегда, еще ждали дела в посольстве. «Подъем, как обычно, в 6 утра. Обязательно стараюсь захватить какой–нибудь утренний выпуск новостей — по телевизору или радио. Работа с документами начинается в машине, потому что первая встреча у меня по традиции была назначена на 8 утра. В тот день я встречался со строителями, ведущими реставрационные работы в посольском комплексе», — Владимир Григорьев шутил, что он переквалифицировался в прораба, контролируя строительные и ремонтные работы на территории посольства.


Между тем именно благодаря ему и его неформальным отношениям с руководством Москвы, в первую очередь с Владимиром Ресиным, белорусская территория посольства значительно расширилась за счет переданных московским правительством соседних зданий. А это самый центр Москвы, Маросейка, — десять минут от Кремля!


— После встречи со строителями, — продолжал Григорьев, — у меня обязательная планерка с сотрудниками–дипломатами, ведущими блок экономических вопросов белорусско–российского сотрудничества. Ничто так не отражает динамику развития двусторонних отношений между нашими странами, как показатели товарооборота.


По дороге в аэропорт опять документы, телефонные переговоры с Минском. Ну а после встречи премьерского самолета — целый день работа по программе главы белорусского Правительства: церемония подписания документов, переговоры, знакомство с наиболее интересным строительным опытом москвичей, который полезен нам, белорусам. И все это не просто так — поговорили, руки друг другу пожали, поулыбались для телекамер и — разошлись. За всеми переговорами стоят контракты, взаимовыгодные проекты, которые в конечном итоге дают новые рабочие места гражданам наших стран, приносят прибыль в бюджет, позволяя повышать пенсии и стипендии, строить новые дороги и ремонтировать старые. Вечером снова посольство, потому что нужно проанализировать прошедшие накануне в Санкт–Петербурге заседания Высшего Госсовета Союзного государства и ЕврАзЭС.


— Я ведь «родом» из комсомола, — улыбаясь, пояснял он. — Работа в ЦК ВЛКСМ, партийных органах, на предприятии стала для меня школой нравственного отношения к работе, государственного подхода ко всем вопросам, которые приходилось решать на любом доверенном мне посту.


Владимир Григорьев успевал всюду — будучи послом, он по совместительству был еще и постоянным представителем Беларуси в Евразийском экономическом сообществе, а еще — дуайеном в «пуле» аккредитованных в Москве послов стран СНГ. Мне думается, Владимир Викторович всегда торопился жить — он вместил в свои годы столько действия, поступков, работы, которых с лихвой хватило бы на несколько судеб.


Наверное, он многое не успел из того, что задумывал. Но есть внуки, как символ его личного бессмертия, живет и развивается фестиваль «Славянский базар в Витебске», у истоков которого когда–то стоял Владимир Викторович; на месте рва, где организовывал первые субботники, теперь красавец амфитеатр. Успехи строительства Союзного государства тоже во многом были определены последовательной и кропотливой работой Владимира Григорьева — ему не по должности, а по жизни довелось стать человеком, благодаря которому не только Минск и Москва стали ближе друг другу, но и понятие «братские народы» наполнилось живым и животворным смыслом.

 

Помним и скорбим


Пришла печальная весть — ушел из жизни Владимир Григорьев. Владимир Викторович всю свою жизнь был последовательным и неравнодушным человеком. На каждом этапе своей жизни, в любой должности и на каждом государственном посту он все силы и знания отдавал для повышения престижа страны, улучшения жизни простых ее граждан.


Владимир Викторович один из тех, кто стоял у истоков создания новой интеграции на месте распавшегося СССР. Его работа в качестве Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Беларусь в Российской Федерации — это образец служения народам Беларуси и России. Успехи строительства Союзного государства во многом были определены последовательной и кропотливой работой Владимира Григорьева.


Светлая память другу и коллеге, учителю и гражданину. Помним и скорбим.


Госсекретарь Союзного государства Павел Бородин, члены Постоянного Комитета Союзного государства.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter