Опухоль тает на глазах: как при помощи йода лечат онкологию щитовидной железы

Положительно заряженные частицы

Рак щитовидной железы, пожалуй, единственный вид онкологии, который наверняка связывают с последствиями аварии на Чернобыльской АЭС. Вместе с тем это как раз та ситуация, когда радиацию из организма вышибают радиацией. Чтобы убрать возможные остатки опухоли после удаления щитовидки, пациентам проводят радиойодтерапию. Для этого больных со всей страны, кроме Гомельской области, направляют в крупнейшее в Европе отделение ядерной медицины Минского городского онкологического диспансера. 

Сестринский пост наблюдения за пациентами. Контакт сведен к минимуму.

Без права на прогулки и посещения. Еда через окошко в свинцовой двери из одноразовой посуды. Быстрые визиты в палату медперсонала в спецодежде. Наблюдение за пациентами по мониторам с сестринского поста. Такие порядки бытуют в отделении ядерной медицины, где за неделю проходит до сорока пациентов. Каждый на время лечения, в среднем пять дней, находится в изолированной палате. Пациент, принимающий йод, становится источником радиоактивного излучения. До тех пор, пока радиоактивный изотоп полностью не распадется. 

Датчик контроля радиации.
— Больные вынуждены находиться в изоляции, поэтому у нас созданы для них комфортные условия,заведующий отделением ядерной медицины Дмитрий Клименко показывает нам пока еще свободную палату. — Есть доступ к интернету, кабельное телевидение, санузел. Связь с медсестрой — по внутреннему каналу. 

Радиоактивный йод-131 пациент принимает в капсуле. При соблюдении всех правил радиойодтерапия безопасна. И это лечение скорее профилактическое, ведь большинство опухолей щитовидной железы успешно оперируются, а йод назначается, чтобы убрать остатки ткани щитовидки вместе с возможными остатками злокачественных клеток. А также в тех случаях, когда опухоль ничтожно мала и захватить ее хирургическими инструментами невозможно. Опухолевая ткань вбирает радиоактивный изотоп и погибает. 

— Как клетки щитовидной железы, так и клетки высокодифференцированного рака активно накапливают йод, — поясняет заведующий отделением. — Если мы даем йод с изотопом, то можем увидеть клетки щитовидки и рака, метастазы, если остались, с помощью диагностического оборудования. А дальше решаем, как лечить. Один-два курса терапии йодом — и клетки убираются полностью. При метастазах даем большую дозу, проводим несколько курсов. В 98 процентах случаев лечение успешное. 

Очаги онкоклеток.
Доктор Клименко обращает внимание, что пациенты с раком щитовидной железы, проходящие радиойодтерапию, не выглядят как люди, изнуренные болезнью. 

— От йода побочный эффект ощущается редко, только у тех, кому вводятся большие дозы. Остальные испытывают дискомфорт от тревоги и временной отмены гормонов щитовидной железы. Это делается для того, чтобы йод накопился. Без гормонов работа всех органов замедляется, и пациент это ощущает. Однако у нас зарегистрировали тироген — тиреотропный гормон. В случае его применения отмена лекарств на время радиойодтерапии не требуется. Лечение радиоактивным йодом не новое, но постоянно улучшается качество диагностических аппаратов. Сегодня 10—15 минут — и мы получаем высококачественное изображение. С одной стороны, даем йод, чтобы лечить. С другой — на диагностических аппаратах видим, как он распределяется. Каждый раз можем оценить эффект терапии. У нас на учете более 2,5 тыс. пациентов, которые нуждаются в радиойодтерапии или исследовании с применением радиоактивного йода.

kasiyakova@sb.by

Фото автора.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter