Новые подходы позволяют сделать говядину прибыльной

Положительная рентабельность и отрицательная температура

ХРОНИЧЕСКАЯ убыточность производства говядины в масштабах страны стала притчей во языцех. Даже специализированные комплексы с высокими привесами не могут похвастаться рентабельностью, не говоря уже об обычных хозяйствах. Производственники жалуются на низкие закупочные цены, но мясокомбинаты не могут их поднять из-за конъюнктуры рынка. Неужели так и будем бесконечно роптать, неужели выхода нет? Оказывается, есть.

Говоря военным языком, если крепость не взять лобовой атакой, надо искать маневр. Так и с производством мяса КРС: коль поднять цену невозможно, стоит сосредоточиться на снижении затрат.

Много десятилетий в отрасли исповедуется один подход. Строятся дорогие железобетонные животноводческие помещения. На кормление и содержание скота тратится много электроэнергии, топлива, техники. А как все это свести к минимуму?

На днях знакомый начальник управления сельского хозяйства и продовольствия райисполкома удивил: слышал, говорит, что появились технологии, снижающие затраты на производство говядины в разы, и отрасль из убыточной может превратиться в высокорентабельную. Затрат минимум, прибыли максимум. Честно признаюсь: не поверил. Оказалось, правда!

Одним из первопроходцев здесь стал СПК «Колхоз «Родина» Белыничского района. Совсем недавно себестоимость говядины здесь была 23,5 при закупочной цене 17 тысяч за килограмм. Явные убытки. Но руководитель сельхозпредприятия Александр Лапотентов не стал традиционно ныть, жаловаться на низкие закупочные цены, а попробовал посмотреть на проблему с другой стороны. Почему мы думаем, что телят надо оберегать  от холода, кто сказал, что они пропадут в морозы? Чем они хуже своих диких собратьев?

Посоветовались с учеными. Оказалось, ничего страшного. Потому решили строить простые дощатые здания для скота. Например, если одно железобетонное помещение стоило 13 миллиардов рублей, то деревянный сарай — всего 570 миллионов. В 20 с лишним раз дешевле! Телят поместили туда в январе, когда морозы приближались к 20 градусам. Все выжили.

К дешевому помещению приплюсовали опять же неразорительные дополнительные затраты — всего восемь ламп освещения и бульдозер для удаления навоза. Подсчитали  и оказалось, что себестоимость говядины — 10,5 тысячи рублей за килограмм. Прошу всех нытиков подсчитать рентабельность при закупочной цене в 17 тысяч.

Всем ли сразу по силам такие метаморфозы? Думаю, нет, ведь СПК «Колхоз «Родина» — хозяйство в некоторой степени уникальное. Там работает выдающийся руководитель. Но предложенная модель может использоваться в разных вариантах по всей стране.

Мой знакомый начальник управления сельского хозяйства и продовольствия, например, рассматривает такой подход. Можно возводить легкие навесы и помещать туда уже полугодовалых бычков в начале осени. К морозам они закалятся, зиму перенесут спокойно, а летом пойдут на мясо. При этом даже если привесы будут меньше, чем на привычных промышленных комплексах, овчинка стоит выделки за счет снижения затрат от амортизационных отчислений и обслуживания помещений.

При этом неизбежно возникнет такая проблема. Немало  хозяйств выращивают бычков себе в убыток ради того, чтобы в один прекрасный момент быстро продать их и получить деньги на топливо, удобрения и другие нужды. Отрицательная рентабельность при этом никого не волнует. Руководители таких предприятий вряд ли согласятся реализовать молодняк специализированным хозяйствам. К тому же, продавая даже невыгодное животное на мясокомбинат, они выполняют формальный показатель по валовому производству продукции. Где выход?

Думается, он в том, чтобы заинтересовать рядовые хозяйства продавать КРС специализированным. Учитывая прибыльность новых подходов, можно добавить цену на закупку молодняка. Одновременно надо рассмотреть морально изживший себя показатель валового производства. Ведь куда важнее прибыль, рентабельность, чем абстрактные, ничего не дающие трудовому коллективу цифры. 

gedroiz@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter