Мы стали чаще пользоваться банковскими счетами: Нацбанк подвел итог программы повышения финграмотности населения и анонсировал новую

Положим знания на депозит

Сегодня недостаточно только зарабатывать деньги, ими нужно еще уметь распоряжаться. Ведь благодаря ухищрениям маркетологов потребление вышло на новый уровень, когда тратить больше хочется чаще, чем есть такая возможность. Чтобы правильно оценивать свои денежные поступления, доходы и расходы, планировать бюджет, нужно иметь минимальную финансовую грамотность. О том, какая она сегодня у наших граждан и как ее повысить, «Р» рассказала начальник отдела финансовой грамотности управления информации и общественных связей Национального банка Юлия Сакович.

Молодые белорусы заинтересованы в получении финансовых знаний.
journalok.ru

Знания выше, чем у соседей 

Чтобы понять, какой уровень финансовых знаний у белорусов, при участии Национального банка в 2012—2016 годах проводились исследования по финансовой грамотности и доступу к финансам. Их результаты свидетельствуют: наметилась тенденция к постепенному и устойчивому повышению осведомленности белорусов в этой сфере. К слову, как раз в это время воплощался в жизнь первый план по повышению финансовой грамотности. 

Так, число респондентов, владеющих финансовыми вопросами на хорошем уровне, в 2016 году по сравнению с 2013-м возросло вдвое. Уменьшилось число тех, у кого финансовые знания и умения были на очень низком уровне. Белорусы стали активнее пользоваться банковскими счетами (прирост — 6 процентных пунктов). Доля опрошенных, отказывающихся делать денежные накопления по причине недоверия финансовым институтам, по сравнению с 2013 годом снизилась на 6 процентных пунктов. 

Тем не менее большинство граждан не ведет учет своих доходов и расходов, не планирует свои финансы, придерживается стратегии остаточного сбережения (то есть сначала тратят, а только оставшиеся деньги сберегают). 

Кроме того, белорусы часто пользуются только базовыми финансовыми услугами, слабо интересуются изменениями на финансовых рынках, информацию о финансовых продуктах и услугах получают не из специализированных источников, а от друзей и знакомых. 

По результатам международного исследования ОЭСР «О компетенциях взрослого населения в области финансовой грамотности», проведенного в 2015 году, наша страна находится в нижней части общего рейтинга 30 стран — участниц обследования. Но если сравнивать Беларусь со странами постсоветского пространства, то ситуация более оптимистичная. По результатам исследования ОЭСР, проведенного в прошлом году, финансовые знания, осведомленность, вовлеченность белорусов по ряду позиций значительно превышают уровень граждан других стран СНГ. 

Переломить ментальность

Работу по повышению финансовой грамотности координирует Нацбанк, другие государственные органы также активно в ней участвуют. Однако без заинтересованности граждан подвижек ожидать сложно. По словам Юлии Сакович, белорусы понимают необходимость финансовых знаний и стараются постигать их основы, а Нацбанк в этом им помогает:

— В прошлом году Министерство образования поддержало наше предложение внедрить факультативные занятия по финансовой грамотности в учебный процесс. Разработана программа для учеников 8—9-х классов. Ученикам 10—11-х классов мы предлагаем участие в олимпиаде по финграмотности. Учителям тоже интересна эта дисциплина.

Что интерес у детей есть, подтверждают цифры: в прошлом году в олимпиаде на первом этапе участвовали 32 тысячи школьников.

Юлия Сакович.

Юлия Сакович констатирует: 

— Олимпиада пользуется популярностью среди молодежи. В прошлом году мы изменили формат и включили в программу дополнительный (четвертый) этап, который проводится в учреждениях образования, разработали методические рекомендации в помощь при подготовке. Ребята заинтересованы в том, чтобы получать финансовые знания. И на самом деле уже очень многое знают.

Но программа повышения финграмотности нацелена на работу со всеми, независимо от возраста или социального положения. Для чего, пояснила Юлия Сакович: 

— Создан Единый интернет-портал финансовой грамотности населения www.fingramota.by, на котором есть подробная информация по многим финансовым аспектам, ответы на возникающие у людей вопросы. Мы работаем над тем, чтобы граждане знали, как обращаться с деньгами, эффективно распределяли бюджет, рационально пользовались финансовыми инструментами.

Впереди новая программа

Сегодня в Нацбанке работают над редакцией новой программы по повышению финансовой грамотности, где учтут все нюансы предыдущей. В ее реализации будут участвовать органы государственного управления, банки, научно-исследовательские институты, учреждения образования, ассоциации участников финансового рынка, поставщиков финансовых услуг, СМИ, общественные организации.

Юлия Сакович поделилась деталями новой программы:

— Планируется, что основная работа будет проводиться по шести блокам: персональные финансы, финансовые продукты и услуги, налоги, страхование, осведомленность в плане своих прав и цифровая финансовая грамотность. Мы нацелены работать с учителями и преподавателями, которые, как мы считаем, в силу своей профессии являются важным звеном в передаче финансовых знаний детям. Обновления ожидают и портал: он станет более современным и удобным для пользователей.

В Нацбанке считают, что будущая программа поможет значительно повысить уровень финансовой грамотности белорусов. Учить отличать фьючерс от опциона, а также торговать на бирже, конечно, не будут. Но обещают рассказать, как планировать бюджет, рассчитывать свои доходы и расходы, а также рационально пользоваться основными финансовыми услугами, распознавать признаки финансового мошенничества.

kryzhevich@sb.by

Сохранять — приумножать

Финансовое образование детей проводили в Речицком районном лицее — учителя дополняли свои предметы вроде истории и литературы элементами финансовой грамотности. 

Элла Кучер.
Заместитель директора лицея по учебно-методической работе Элла Кучер рассказала об этом опыте:

— Дети учатся в нашем лицее два года — 10—11-е классы. Мы взяли курс в этом проекте на включение финансовых знаний в некоторые предметы. Например, на уроках математики и истории нашими учителями разработаны контекстные задачи по финансовой грамотности, решая которые ученики лучше понимают финансовые процессы.

Знания в сфере финансов можно на наглядных примерах связать с обществоведением, литературой, географией, что помогает лучше их усвоить. 

Наши дети умеют пользоваться интернет-банкингом, понимают, что такое кредит и зачем он нужен, могут планировать свой бюджет. Разбираются, как работать с банковскими услугами. Практические цели мы уже достигли. При этом учителя отмечают, что наиболее сложными вопросами для детей являются расчеты. В свою очередь, мы это видим и стараемся уделять им больше внимания.

Кроме того, учителя также узнают немало интересного для себя. Мы создаем сборники и пособия для них, ввели учительский семинар по финграмотности. Сотрудничество с банками также дало возможность получить актуальные знания.

Чем раньше у детей будут курсы финграмотности, тем быстрее они начнут сознательно распоряжаться деньгами.
Ru.freepik.com

Элла Кучер считает: чем раньше в школах начнут учить финансовой грамотности, тем раньше дети начнут понимать, как эффективно управлять собственными сбережениями, что они ответственны за свой бюджет и что от них зависит собственное благосостояние.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter