Положение обязывает

На предстоящей весенней сессии белорусские парламентарии планируют обсудить в первом чтении поправки в закон о военном положении

На предстоящей весенней сессии белорусские парламентарии планируют обсудить в первом чтении поправки в закон о военном положении

О том, чем вызвана такая необходимость и какие принципиальные новшества будут внесены в законодательство, «СВ» рассказал член Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Зыгмунд ВАЛЕВАЧ.

Технологическая эволюция породила принципиально новые угрозы миру

– Зыгмунд Антонович, обеспечение национальной безопасности – это наипервейшая задача любой власти в любом государстве. Для этого существуют правоохранительные органы, спецслужбы, вооруженные силы, и их деятельность регулируется законодательством. Жители и гости Беларуси по достоинству оценивают социальную стабильность, мир и согласие в стране. На нас никто не собирается нападать. В свою очередь у Беларуси нет геополитических амбиций, территориальных претензий к другим государствам. Зачем же на законодательном уровне вдруг понадобилось поднимать вопрос о военном положении? Уж не события ли в соседней Украине стали тому причиной?

– Данный проект закона был включен еще в прошлогодний план подготовки законопроектов, когда Майдана не было и в помине.

Со дня принятия действующего закона о военном положении прошло уже одиннадцать лет. За это время ситуация в мире заметно изменилась. Характер современных угроз и вызовов диктует необходимость постоянного совершенствования законодательства, направленного на защиту суверенитета и территориальной целостности государства.

– Иными словами, вы не отрицаете, что новый законопроект связан с растущей нестабильностью на мировой арене?

– К сожалению, история человечества – это история войн. И в XXI веке война как способ разрешения конфликта не ушла из сознания людей. Продолжающийся переход от однополярного к многополярному мироустройству, активное формирование и становление новых центров силы обостряют соперничество государств и конкуренцию моделей будущего развития. Стремление ряда стран использовать военную силу, экономические и ресурсные преимущества для продвижения своих интересов остается источником напряженности. А технологическая эволюция породила принципиально новые угрозы миру. Понятия «кибервойны» и «киберпреступность» стали в современном лексиконе уже обыденными.

Прошли те времена, когда национальную безопасность рассматривали только лишь с точки зрения военного и экономического аспектов. В 2010 году в Беларуси появилась новая Концепция национальной безопасности, включающая в себя восемь видов безопасности, в том числе демографическую, социальную, научно-технологическую и информационную. В концепции сказано, что «национальная безопасность – это состояние защищенности национальных интересов Беларуси от внутренних и внешних угроз». Все это потребовало доработки действующего закона о военном положении.

Государство всегда должно быть готово к отражению любых внешних угроз

– Общественные активисты и правозащитники уже вовсю критикуют новый законопроект. Дескать, с его принятием силовики во время чрезвычайного положения смогут безнаказанно применять оружие против мирного населения...

– Во-первых, давайте разберемся с понятиями. Чрезвычайное положение вызвано негативными внутренними процессами в стране. Военное положение вводится при наличии угрозы извне или нападения на страну. И мы сейчас говорим исключительно о военном положении и его правовом регламентировании. Закон о военном положении должен обеспечить деятельность государства при угрозах извне и военной интервенции.

В частности, во-первых, законопроектом уточняется понятие «военная угроза», в случае которой в стране может быть введено военное положение. Речь идет о действиях другого государства, экстремистских или религиозных  организаций, направленных на инициирование в Беларуси массовых беспорядков, сопровождающихся применением вооруженной силы против независимости, территориальной целостности и конституционного строя Беларуси. Чего греха таить, ведь все революции и гражданские конфликты в Египте, Ливии, Сирии, в странах постсоветского пространства получили свое развитие благодаря прямому или косвенному вмешательству извне. А кто готовил национал-радикалов в Украине? Как у этих людей оказалось современное оружие? Кто первым начал стрелять? Сегодня вопросов по-прежнему больше, чем ответов. Ясно одно: государство, власть всегда должны быть готовы к отражению любых внешних угроз.

Во-вторых, прежде чем утверждать о якобы безнаказанном применении оружия силовиками, надо внимательно прочитать законопроект. Да, в нем появился раздел о возможном использовании оружия. Но эти вопросы оговариваются в других действующих правовых актах, в том числе в законе об оружии, в законе о милиции. В новом законопроекте все это просто систематизировано в отдельную главу. Причем документ четко определяет случаи применения оружия военнослужащими и сотрудниками госорганов, привлекаемых для обеспечения режима военного положения. Речь идет, например, об отражении нападения на военные объекты, военнослужащих и других физических лиц, а также о пресечении сопротивления, сопряженного с опасностью для их жизни, освобождении заложников, захваченных охраняемых объектов, транспортных средств и грузов. Это общемировая практика, и каждое государство в первую очередь стремится обеспечить свою национальную безопасность. 

– Законопроект, с одной стороны, предлагает в условиях военного положения запрет на выпуск средств массовой информации, за исключением тех, что указаны в перечне, определяемом Министерством информации. Но, с другой стороны, недостаток информации всегда способствует распространению слухов и домыслов.

– Почему возникла такая норма? Вы же понимаете, что в условиях военного положения любой информационный вброс, любая непроверенная информация, передергивание фактов могут еще больше раскачать ситуацию, изменить общественное мнение. Но я согласен с вами: это очень непростой вопрос, и парламентарии будут над ним еще думать. Необходимо соблюсти баланс интересов и принять оптимальное решение, поскольку сохранение плюрализма мнений, безусловно, важно, но еще важнее оградить общество  от дезинформации, клеветы, деструктивных идей и лозунгов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter