Положение о порядке изъятия и предоставления земельных участков (первая часть)

Настоящим Положением определяется порядок изъятия и предоставления земельных участков, в том числе для государственных нужд, из всех категорий земель, независимо от цели использования земельных участков и вида вещного права на них...

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящим Положением определяется порядок изъятия и предоставления земельных участков, в том числе для государственных нужд, из всех категорий земель, независимо от цели использования земельных участков и вида вещного права на них, формирования земельных участков для проведения аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков (далее – аукцион аренды) и аукционов по продаже земельных участков в частную собственность (далее – аукцион продажи), продления срока пользования земельными участками, предоставленными во временное пользование.

2. Изъятие и предоставление земельных участков в г.Минске и областных центрах юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для строительства капитальных строений (зданий, сооружений) осуществляется в соответствии с настоящим Положением, если иное не определено Положением о порядке изъятия и предоставления земельных участков в г.Минске и областных центрах юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для строительства капитальных строений (зданий, сооружений).

Формирование земельных участков для размещения объектов недвижимого имущества в Республике Беларусь, за исключением г.Минска и областных центров, строительство которых предусмотрено решением Президента Республики Беларусь либо государственной программой, утвержденной Президентом Республики Беларусь или Советом Министров Республики Беларусь, а также при продаже в установленном порядке на аукционе недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности, осуществляется в соответствии с Положением о порядке формирования и предоставления земельных участков для размещения объектов недвижимого имущества, обслуживания подлежащего продаже недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности.

3. Земельные участки для строительства и обслуживания линейных сооружений (газопроводов, нефтепроводов, кабельных линий электропередачи, связи и других сооружений) в границах охранных зон (контролируемых полос) этих сооружений из земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, земель лесного фонда, не предусмотренных по условиям их эксплуатации для лесовыращивания, предоставляются юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям в постоянное пользование либо аренду.

4. Изъятие и предоставление земельных участков (за исключением земельных участков из земель лесного фонда, указанных в пункте 3 настоящего Положения) не требуется для строительства (реконструкции, капитального ремонта) линейных сооружений (газопроводов, нефтепроводов, кабельных линий электропередачи, связи и других сооружений), осуществляемого в границах охранных зон (контролируемых полос) этих сооружений в срок до полутора лет без вырубки древесно-кустарниковой растительности. Строительство таких сооружений осуществляется на основании земельно-кадастровой документации, указанной в пункте 18 настоящего Положения, акта выбора места размещения земельного участка в соответствии с утвержденной градостроительной документацией с возмещением убытков и потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства (если они имеют место).

5. Земельные участки предоставляются в аренду или в частную собственность по результатам аукционов аренды и аукционов продажи, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 6 Указа, утверждающего настоящее Положение.

6. Договор аренды земельного участка, заключаемый при его предоставлении, в том числе по результатам аукциона аренды, подготавливается местным исполнительным комитетом, принявшим решение о предоставлении этого участка, в соответствии с типовой формой, установленной Советом Министров Республики Беларусь.

7. Средства, полученные от проведения аукционов, направляются в соответствующие местные бюджеты, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, и используются на строительство (реконструкцию, ремонт) объектов инфраструктуры; финансирование работ (услуг), связанных с изъятием земельных участков для проведения аукционов, в том числе по государственной регистрации этих участков; проведение аукционов аренды и аукционов продажи.

Средства, полученные от проведения аукционов аренды для строительства автозаправочных станций, направляются в республиканский бюджет и используются для финансирования строительства и реконструкции автозаправочных станций на территории районов и проведения таких аукционов для строительства автозаправочных станций.

8. Земельный участок предоставляется после его изъятия у прежнего землепользователя, землевладельца, собственника или арендатора (далее – землепользователь).

При необходимости использования земельного участка, находящегося в частной собственности, для государственных нужд, указанных в пункте 10 настоящего Положения, право частной собственности на этот участок может быть прекращено с одновременным выкупом такого участка и передачей его в собственность Республики Беларусь по решению местного исполнительного комитета при наличии письменного согласия собственника земельного участка на его изъятие для государственных нужд, а при отсутствии такого согласия – по решению суда.

Выкуп земельного участка для государственных нужд производится по его кадастровой стоимости на момент выкупа в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

9. Размеры убытков, причиненных землепользователям изъятием у них земельных участков и сносом расположенных на них объектов недвижимости, устанавливаются организациями по перечню и в порядке, определяемых Советом Министров Республики Беларусь. Потери сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства возмещаются в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

При изъятии земельного участка и сносе находящихся на нем одноквартирного, блокированного жилого дома, иных строений, сооружений и насаждений при нем местный исполнительный комитет обеспечивает в соответствии с жилищным законодательством по выбору собственника реализацию его права на предоставление благоустроенной квартиры в собственность или строительство и (или) получение в собственность жилого дома, строений и сооружений при нем, равноценных сносимым по благоустройству и общей площади, перенос и восстановление жилого дома в ином месте, получение денежной компенсации вместо изымаемого земельного участка с расположенными на нем жилым домом, иными строениями, сооружениями, насаждениями.

В случае объективной невозможности (в том числе обусловленной градостроительными проектами, генеральными планами городов и иных населенных пунктов, градостроительными проектами детального планирования, утвержденными в соответствии с законодательством) предоставления собственнику сносимых одноквартирного, блокированного жилого дома, иных строений, сооружений и насаждений при нем права на строительство и (или) получение в собственность иного жилого дома, строений и сооружений при нем, равноценных сносимым по благоустройству и общей площади, либо на перенос и восстановление жилого дома в ином месте, местный исполнительный комитет обязан по выбору собственника обеспечить реализацию его иных прав, предусмотренных в части второй настоящего пункта.

Решение местного исполнительного комитета об изъятии земельного участка и сносе находящихся на нем одноквартирного, блокированного жилого дома, иных строений, сооружений и насаждений может быть обжаловано в суд. В этом случае выполнение решения местного исполнительного комитета приостанавливается до вынесения судом соответствующего решения.

10. Изъятие и предоставление земельных участков для государственных нужд осуществляется в целях обеспечения национальной безопасности, охраны окружающей среды и историко-культурного наследия,  размещения и обслуживания объектов социальной, производственной, транспортной, инженерной и оборонной инфраструктуры, разработки месторождений полезных ископаемых, реализации международных договоров Республики Беларусь, государственной схемы комплексной территориальной организации Республики Беларусь, схем комплексной территориальной организации областей, градостроительных проектов, генеральных планов городов и иных населенных пунктов, градостроительных проектов детального планирования, утвержденных в соответствии с законодательством, а также для размещения объектов недвижимого имущества, строительство которых предусмотрено решениями Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь либо государственными программами, утвержденными Президентом Республики Беларусь или Советом Министров Республики Беларусь.

11. Для изъятия и предоставления земельного участка требуются:

11.1. предварительное согласование места размещения земельного участка для строительства объекта (далее – предварительное согласование, если настоящим Положением не предусмотрено иное).

Без предварительного согласования предоставляются земельные участки:

гражданам Республики Беларусь – для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов, строительства (установки) временных индивидуальных гаражей, обслуживания принадлежащих на праве собственности или ином законном основании капитальных строений (зданий, сооружений) в границах сельского населенного пункта и поселка городского типа (при наличии утвержденного генерального плана населенного пункта), города (при наличии градостроительного проекта детального планирования), для ведения личного подсобного хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства, традиционных народных промыслов, огородничества, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных, а также свободные (незанятые) земельные участки, в том числе с расположенными на них неиспользуемыми объектами недвижимости, подлежащими сносу (далее – свободные (незанятые) земельные участки), которые могут быть предоставлены гражданам для строительства и обслуживания таких домов в населенных пунктах, либо свободные (незанятые) в дачном кооперативе, садоводческом товариществе;

гражданам Республики Беларусь, проживающим в населенном пункте и имеющим земельные участки во владении, пользовании для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов, ведения личного подсобного хозяйства, предоставленные им до 1 января 1999 г., при условии, что сведения о данных участках внесены в земельно-кадастровую документацию соответствующего местного исполнительного комитета до указанной даты;

юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям — для строительства и обслуживания многоквартирного жилого дома, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры в границах сельского населенного пункта и поселка городского типа (при наличии утвержденного генерального плана), города (при наличии градостроительного проекта детального планирования) либо незанятые и предназначенные для жилищного строительства в сельском населенном пункте, а также для ведения лесного, сельского, подсобного сельского хозяйства, реконструкции (капитального ремонта) объектов инженерной и транспортной инфраструктуры и строительства объектов (за исключением мест добычи общераспространенных полезных ископаемых открытым способом), необходимых для такой реконструкции (капитального ремонта);

резидентам свободных экономических зон – для строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества в границах свободных экономических зон (при наличии утвержденных в установленном порядке генеральных планов этих зон);

11.2. разработка проекта отвода земельного участка и принятие на его основе решения об изъятии и предоставлении данного участка;

11.3. установление границ предоставленного земельного участка на местности, государственная регистрация создания земельного участка и возникновения права на него.

ГЛАВА 2

ПОРЯДОК ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СОГЛАСОВАНИЯ МЕСТА РАЗМЕЩЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА

12. Предварительное согласование проводится с учетом градостроительной документации:

районными исполнительными комитетами – при предоставлении земельного участка из земель в границах районов, городов районного подчинения, сельских населенных пунктов, поселков городского типа, дачных кооперативов, садоводческих товариществ;

Минским городским исполнительным комитетом, городскими (городов областного подчинения) исполнительными комитетами – соответственно при предоставлении земельного участка из земель г.Минска и земель городов областного подчинения.

Выбор места размещения земельного участка для строительства объектов, решение о размещении которых принято Президентом Республики Беларусь, может осуществляться в ином порядке, предусмотренном Президентом Республики Беларусь или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь.

13. Для выбора места размещения земельного участка местный исполнительный комитет своим решением создает комиссию по выбору места размещения земельного участка (далее – комиссия), действующую на постоянной основе, определяет ее персональный состав, назначает председателя комиссии из числа заместителей председателя местного исполнительного комитета и утверждает регламент ее работы.

В состав комиссии включаются уполномоченные должностные лица областной (Минской городской) землеустроительной и геодезической службы Государственного комитета по имуществу (далее – землеустроительная и геодезическая служба), территориального органа Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, территориального органа (подразделения) по чрезвычайным ситуациям, государственного органа (учреждения), осуществляющего государственный санитарный надзор, территориального органа архитектуры и строительства (градостроительства) местного исполнительного комитета, сельского, поселкового исполнительного комитета, организации по землеустройству*, представители проектных организаций, которые будут осуществлять работы по проектированию объекта. В состав комиссии могут включаться представители других заинтересованных организаций (по решению местного исполнительного комитета).

14. Гражданин, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении им земельного участка (далее – заинтересованное лицо), обращаются в местный исполнительный комитет по месту нахождения испрашиваемого земельного участка с заявлением о предоставлении этого участка.

В заявлении указываются:

цель, для которой испрашивается земельный участок;

вещное право на испрашиваемый земельный участок;

характеристика объекта строительства, включающая его функциональное назначение и ориентировочные размеры;

намечаемое место размещения земельного участка и его примерная площадь.

В заявлении юридического лица, индивидуального предпринимателя дополнительно указываются объем планируемых инвестиций и источники финансирования строительства объекта (за исключением культовых строений, строительство которых осуществляется религиозными организациями).

В случае, если земельный участок испрашивается для государственных нужд, в заявлении указываются основания (одно или несколько), предусмотренные пунктом 10 настоящего Положения, и к заявлению прилагаются копии документов (либо выписки из них), подтверждающих эти основания.

К заявлению прилагаются без нотариального засвидетельствования копии устава, свидетельства о государственной регистрации юридического лица, документ с указанием его банковских реквизитов, или копия свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, или копии документов, содержащие идентификационные сведения о гражданине**, испрашивающем земельный участок.

15. Местный исполнительный комитет в течение 3 рабочих дней со дня поступления заявления заинтересованного лица рассматривает это заявление и при отсутствии оснований для отказа в предоставлении земельного участка, обусловленных градостроительными регламентами, природоохранными (с учетом требований по соблюдению установленного в соответствии с законодательством режима ведения хозяйственной деятельности в границах водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов, лесов с особым режимом лесопользования и особо охраняемых природных территорий) и другими требованиями законодательства поручает организации по землеустройству подготовить земельно-кадастровую документацию, необходимую для работы комиссии, и одновременно сообщает заинтересованному лицу о результатах рассмотрения его заявления. К поручению местный исполнительный комитет прилагает заявление заинтересованного лица и документы, поданные им в соответствии с пунктом 14 настоящего Положения. Поручение местного исполнительного комитета, направленное с нарушениями требований данного пункта, возвращается организацией по землеустройству в день его рассмотрения для внесения его не позднее 1 рабочего дня в соответствии с установленными требованиями.

При принятии решения об отказе заинтересованному лицу в предоставлении земельного участка местный исполнительный комитет в течение 3 рабочих дней после принятия такого решения сообщает об этом заявителю с указанием оснований отказа, соответствующих законодательству.

Решение об отказе в предоставлении земельного участка может быть обжаловано в вышестоящий исполнительный комитет и (или) в суд.

16. Подготовка земельно-кадастровой документации, необходимой для работы комиссии, осуществляется организацией по землеустройству на основании договора подряда, заключаемого данной организацией с заинтересованным лицом, за счет средств этого лица.

Договор подряда заключается в течение 3 рабочих дней со дня получения указанной организацией поручения местного исполнительного комитета о подготовке земельно-кадастровой документации. Этот срок продлевается организацией по землеустройству на период, в течение которого у гражданина имелась уважительная причина, препятствующая ему заключить договор подряда (болезнь, отсутствие в Республике Беларусь или иная уважительная причина). При неподписании договора подряда заинтересованным лицом в течение 7 рабочих дней или неоплате им предусмотренных в договоре работ (услуг) в срок, установленный таким договором, организация по землеустройству возвращает местному исполнительному комитету его поручение без исполнения с пояснением причин неисполнения и письменно информирует заинтересованное лицо об отсутствии оснований для подготовки земельно-кадастровой документации.

17. Место размещения земельного участка намечается организацией по землеустройству с участием заинтересованного лица с учетом требований, предусмотренных пунктом 2 Указа, утверждающего настоящее Положение.

При определении места размещения земельного участка для реконструкции и (или) расширения действующего объекта, требующего предоставления земельного участка большего размера, организация по землеустройству с участием заинтересованного лица проводит детальное обследование земельных участков, ранее предоставленных для строительства данного объекта (проверяются использование их по целевому назначению, состояние работ по рекультивации земель, выполнение других условий предоставления земельных участков).

На основании землеустроительной документации осуществляется сбор информации о предполагаемом месте размещения земельного участка: состав и качество его земель, ориентировочный размер убытков, которые могут быть причинены землепользователю, потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства, связанных с изъятием данного участка, условия снятия, сохранения и использования плодородного слоя почвы, право вырубки древесно-кустарниковой растительности и использования получаемой древесины, восстановления нарушенных мелиоративных систем, наличие ограничений (обременений) прав в использовании земельного участка.

Земельно-кадастровая документация, необходимая для работы комиссии и рассмотрения предложений о месте размещения земельного участка на ее заседании, должна быть представлена председателю этой комиссии организацией по землеустройству в течение 25 рабочих дней со дня заключения договора подряда на подготовку такой документации с заинтересованным лицом. В случае выполнения большого объема работ, необходимых для разработки земельно-кадастровой документации (предполагается изъятие земельных участков из земель пяти и более землепользователей), этот срок может быть продлен руководителем организации по землеустройству по согласованию с председателем комиссии, но не более чем до двух месяцев.

18. Земельно-кадастровая документация, необходимая для работы комиссии, включает:

18.1. заявление заинтересованного лица и прилагаемые к нему документы в соответствии с пунктом 14 настоящего Положения; 

18.2. письменное согласие (отказ) землепользователя на размещение земельного участка на  его землях и изъятие у него данного участка;

18.3. документы о составе и качестве земель этого участка, ориентировочный размер убытков, потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства;

18.4. заключения:

Департамента по геологии Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды о наличии (об отсутствии) в границах испрашиваемого земельного участка разведанного месторождения полезных ископаемых —  в случае согласования места размещения земельного участка вне границ территорий перспективного развития населенных пунктов, установленных утвержденной градостроительной документацией. При наличии в границах испрашиваемого земельного участка такого месторождения в заключении также отражаются возможность и условия застройки этого участка;

Белорусского государственного концерна по нефти и химии – в случае согласования места размещения земельного участка для строительства автомобильной заправочной станции и склада нефтепродуктов;

Уполномоченного по делам религий и национальностей – в случае согласования места размещения земельного участка для строительства культовых строений;

владельца автомобильной дороги – в случае согласования места размещения земельного участка в придорожной полосе (контролируемой зоне) автомобильной дороги общего пользования;

местного исполнительного комитета — в случае согласования места размещения земельного участка в пределах территории перспективного развития населенного пункта;

государственного производственного объединения по топливу и газификации ”Белтопгаз“ — в случае согласования места размещения земельного участка для строительства объекта хранения сжиженного углеводородного газа;

других организаций — в случае необходимости (по решению местного исполнительного комитета).

Организация по землеустройству в течение срока, указанного в части четвертой пункта 17 настоящего Положения, согласовывает земельно-кадастровую документацию по предполагаемому месту размещения земельного участка с названными в настоящем подпункте органами и организациями, которые представляют свои заключения в течение 3 рабочих дней со дня поступления к ним документов на согласование.

В случае, если заинтересованное лицо изъявит желание самостоятельно согласовать место размещения земельного участка с органами и организациями, указанными в настоящем подпункте, земельно-кадастровая документация передается этому лицу;

18.5. копию земельно-кадастрового плана (части плана) с нанесенными границами земельного участка, а также границами водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов, особо охраняемых природных территорий (при их наличии).

19. Комиссия не позднее 5 рабочих дней со дня получения от организации по землеустройству земельно-кадастровой док

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter