Витебляне борются за качество дорог

Полосы с препятствиями

С начала года в Витебский облисполком поступило около 100 обращений на плохое качество дорог. То есть примерно каждое пятнадцатое по общему счету. Много это или мало? С учетом того, что большинство жалоб по-прежнему касается жилищно-коммунальных проблем, такая цифра весьма значительна. В соцсетях пользователи регулярно выкладывают фото «полос с препятствиями», которые ведут не только в отдаленные деревни и дачные поселки, но и в пригородные населенные пункты. И уже традиционно подписывают снимки: за что автовладельцы сегодня платят так называемый дорожный сбор?

Фото Александра Кушнера

Недавно Комитет государственного контроля Витебской области озвучил неприятные факты использования средств дорожного фонда не по назначению. Законом прописано: эти деньги должны направляться исключительно на ремонт улиц, являющихся продолжением республиканских либо местных автодорог. Но никак не на приведение в порядок дворовых территорий и ремонт переулков. Вот только отдельные руководители, стараясь залатать прорехи и быстро отреагировать на замечания граждан, иногда об этом забывают. Таким образом за счет дорожных средств в Дубровно провели капитальный ремонт участка улицы, не являющейся продолжением местной дороги. После проверки пришлось возместить в бюджет около 14 тысяч рублей. Чуть раньше аналогичные нарушения зафиксированы в Сенненском и Городокском районах. 

Вроде бы понятна заинтересованность местных органов власти любым способом решить наболевшую проблему. Но что получается в итоге? Деньги «размыливаются» по мелочам, а стратегически важные автомобильные дороги и транзитные участки улиц приходят в запустение. А ведь это не только комфорт для автомобилистов, но и, в первую очередь, дорожная безопасность. 

С начала года областной Госавтоинспекцией в адрес обслуживающих организаций направлено уже свыше 500 предписаний о необходимости приведения в порядок того или иного участка небезопасных для проезда трасс. Но коренным образом ситуация все равно не меняется. Что делать и кто виноват? Поговорила на эту тему с представителями специальных служб. Начальник отдела содержания автомобильных дорог, мостов, сооружений и безопасности РУП «Витебскавтодор» Дмитрий Боровик не скрывает: проблема очевидна. Их организация обслуживает свыше 3 тысяч километров трасс республиканского значения, проходящих по территории области. Так вот по отношению более чем к 90 процентам этих трасс нормативные сроки проведения ремонтов уже просрочены. 

Не лучше ситуация и с дорогами местного значения — их протяженность свыше 15 тысяч километров. В «Витебскоблдорстрое», призванном контролировать состояние дорожного полотна, озвучили: в ремонте нуждается более 95 процентов всех дорог. По некоторым из них нормативные сроки межремонтной эксплуатации превышены уже в два-три раза…

Год назад в Беларуси утвердили Государственную программу по развитию и содержанию автомобильных дорог. Она рассчитана до 2020 года. Ее цель — повысить качество жизни населения за счет совершенствования транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования. Но на реализацию программы требуются очень большие деньги. Поэтому предусмотрена возможность ежегодной корректировки объемов финансирования с учетом возможностей республиканского и местных бюджетов, а также привлечения других источников.

Вот только пока, к сожалению, в некоторых регионах хорошую и очень нужную идею еще не прочувствовали. Просто ждут денег с небес, не утомляя себя поисками дополнительных вариантов. Будучи в командировке в Лиозно, услышала, как решают проблемы там. Ремонтируют нужные участки собственными силами. Потихоньку, используя любые возможности. 

Кстати, на так называемый дорожный сбор уповать особо не приходится — его сумма просто мизерна, если анализировать общую смету необходимых работ. А еще нам стоит помнить о том, что все познается в сравнении. Россияне, например, просто восхищаются белорусскими дорогами. Да, пусть они будут еще лучше и еще надежнее. Все можно сделать, но не сразу. И только общими силами на общее благо.

begunova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter