Обгон не должен стать тараном
Десять часов утра. Вместе с заместителем начальника УВД Минской области Сергеем Шутовым и начальником областной ГАИ Сергеем Масловским на служебном «Опеле» гражданского исполнения выезжаем на трассу. Пристегивая ремень безопасности, Сергей Викторович (Масловский. — Авт.), предвосхищая мой вопрос, лаконично заметил: «Правила дорожного движения одинаковы для всех».
Контроль за обстановкой на дороге планируется вести «скрыто». Для этого в машине установлен прибор измерения скорости «Искра-кадр», позволяющий не только выявлять, но и фиксировать на видео нарушения правил. Километрах в трех впереди нас движется еще один патрульный автомобиль, который и будет останавливать нарушителей.
— От ручных радаров постепенно уходим, — поясняет Сергей Шутов. — Применяем более эффективные системы, оборудованные фото— и видеофиксацией, чтобы аргументы инспектора были неоспоримы. Недавно был организован тендер по закупке 30 приборов «Визир».
Первого «клиента» ждать долго не пришлось. Уже на пятом километре пути заприметили темно-синюю «Ауди», водитель которой, совершая обгон попутного транспортного средства, на скорости 135 километров в час лихо пересек сплошную линию разметки. Налицо два сразу грубых нарушения правил дорожного движения.
Пока инспектор оформляет протокол, беседуем с нарушителем. Парня зовут Антон, живет в Мачулищах. К слову, это уже второе его нарушение за год. В свое оправдание ничего вразумительного сказать не может.
— Знаю, что нарушил правила. Виноват, конечно.
Понятно, что мыслью о том, что подобный обгон часто заканчивается аварией с непредсказуемыми последствиями, он себя не утруждал. Но теперь наверняка призадумается. Ведь по новому законодательству за превышение скорости водителей ждет штраф в размере от 1 до 10 базовых величин (до 310 тысяч рублей. — Авт.). Если скорость будет превышена повторно в течение года после наложения административного взыскания, размер штрафа может возрасти до 15 базовых величин. Велика вероятность вовсе лишиться водительских прав на срок до одного года.
День рождения с трагическим концом
Впрочем, сотрудники госавтоинспекции законодательные новшества считают все еще недостаточно жесткими, потому что водители не стали законопослушнее.
— Каждое третье ДТП происходит из-за несоблюдения скоростного режима, — говорит Сергей Шутов. — Особенно грешит этим молодежь, которой свойственно неадекватно оценивать реальную опасность и совершать необдуманные маневры.
Другая распространенная причина ДТП — нетрезвые водители. В Минской области ежегодно происходит порядка 150 таких аварий, больше половины из которых приходится на темное время суток. Например, показательный случай произошел в Березино. Три семейные пары отмечали день рождения одного из друзей. Выпитого спиртного им показалось мало, решили ехать за добавкой. В пути водитель не справился с управлением и на большой скорости врезался в придорожное дерево. Удар был настолько мощным, что двое из пяти человек погибли на месте, остальные с многочисленными переломами в тяжелейшем состоянии попали в реанимацию. Водитель чудом остался жив, но, чтобы уйти от наказания, скрылся с места происшествия. Впрочем, нашли его быстро.
В ГАИ понимают, что только лишь репрессивными мерами нельзя обеспечить безопасность дорожного движения. Важнее не наказать за уже допущенное нарушение, а предотвратить его. И здесь в самый раз метод убеждения, так сказать, профилактика. Не все, конечно, зависит от инспекторов. Вспоминается история, когда врач-нарколог, проверяя попавшихся водителей на трезвость, выдавал «липовые» заключения. Несложно представить, чем может обернуться такая услуга. К слову, доктора того задержали и лишили свободы на пять лет.
Пока мы беседовали, передний патруль остановил еще одного любителя быстрой езды. Выяснилось, что водитель «девятки» к тому же еще не прошел и техосмотр.
— А что такого? Машина же исправна, всего лишь «ручник» не держит, — искренне недоумевает парень лет двадцати. — Да и выехал-то на полчаса, родственники попросили помочь.
Но инспекторы неумолимы: им лучше других известно, что мелочей в техническом состоянии автомобиля быть не может.
Выходит на дорогу Робокоп
Буквально через пару минут останавливаем очередного «шумахера». Руслан умудрился поставить рекорд дня, выжав на своей «Тойоте»... 177 километров в час. Слышим все тот же «детский лепет»: вроде того, что «очень спешу, извините, впредь больше не повторится». Между тем возможные последствия такого спринта далеко не детские. На загородных трассах, да еще с хорошим дорожным покрытием многие водители забывают об осторожности. Но желаемый выигрыш во времени может обернуться реальной бедой, в том числе для окружающих.
На 39-м километре автодороги нас ждал очередной сюрприз. Здесь ведется ремонт, и этот участок является аварийно-опасным. Вот и решили сотрудники ГАИ поэкспериментировать, установив на трассе... робота-манекена в форме сотрудника ДПС. Признаюсь, даже вблизи я принял его за настоящего.
— Раньше для профилактики мы использовали плоские манекены в виде сотрудника и служебного автомобиля, — разъясняют сотрудники ГАИ. — Теперь вывели на службу объемный манекен, начиненный электроникой. В руке у него муляж измерителя скорости. «Завидев» приближающийся автомобиль, пластмассовый инспектор методично поднимает правую руку, имитируя действия своего живого собрата. Водители моментально снижают скорость, потом предупреждают других морганием фар. Кто-то облегченно вздыхает, посчитав, что в очередной раз пронесло, и снова жмет на газ. Таких примерно в полукилометре от манекена останавливают настоящие сотрудники ГАИ. Эффект потрясающий.
— Мы сделали опытный образец будущего киберробокопа, который, быть может, лет через пятьдесят заменит настоящего инспектора ГАИ, — делится своими мечтами автор изобретения, директор компании ОДО «Торком» Александр Козлов. — Разработка уже побывала в Москве, где ею очень заинтересовались. При серийном производстве один такой робот обойдется примерно в триста долларов. К слову, аналогичная разработка японских специалистов «потянет» на две тысячи долларов. Так что, если эксперимент признают удачным, можно наладить его экспорт в другие страны.
И все же один небольшой недостаток у «чудо-гаишника» мы узрели. Очень уж он красивый и стройный получился, ему явно не хватает жесткости и уверенности. Оказывается, раньше этот манекен был предназначен для демонстрации одежды в супермаркете. Впрочем, разработчики уверяют, что внешность — дело поправимое.
«Урожайный» август
В августе прошлого года на дорогах только Минщины погибли 66 человек — в два раза больше по сравнению с другими летними месяцами. Почему именно август считается самым аварийным?
— Это связано с возрастанием интенсивности движения и активизацией пешеходов, — говорит Сергей Шутов. — К концу лета многие возвращаются к месту постоянного проживания. Кроме того, сокращается световой день, очень часты сильные туманы. Да и психологи подтверждают: август — самый «расслабленный» месяц. Кто-то вышел из отпуска и еще не вошел в привычный ритм жизни, а кто-то еще не отдыхал и чувствует себя усталым. Август — это еще и период интенсивных сельскохозяйственных работ. С началом уборочной кампании в оперативных сводках фигурируют дорожно-транспортные происшествия с участием комбайнов и другой сельскохозяйственной техники.
Несколько дней назад в 14 километрах от Минска фура-автовоз буквально снесла с дороги зерноуборочный комбайн. Представители ГАИ считают виновником водителя трейлера. Обгоняя комбайн на большой скорости, он неправильно оценил дистанцию и врезался в многотонную машину. Столкновение было настолько сильным, что комбайн выбросило в кювет. По счастливой случайности обошлось без жертв.
Так что волей-неволей сотрудникам ГАИ в эту жаркую пору приходится большое внимание уделять сельхозпредприятиям. Одно из них — СПК «Наша нива» — мы посетили во время рейда. Руководитель хозяйства Сергей Пенязь отмечает, что взаимопонимание с ГАИ у них на пять с плюсом. Работать они не мешают, только помогают.
По словам С.Шутова, сегодня за каждым хозяйством закреплен офицер ОВД, который следит не только за техническим состоянием транспорта, но и за условиями хранения ГСМ, зерна, товарно-материальных ценностей.
В ходе рейда выявлено 102 нарушения правил дорожного движения, в том числе 89 фактов превышения скоростного режима. Кроме лихачей к административной ответственности привлечены шесть водителей без прав, те, кто не был пристегнут ремнями безопасности и нарушал правила обгона, а также пешеходы, переходившие дорогу в неустановленных местах.