«Полосатый» рейд

В борьбу за безаварийность на белорусских дорогах вступают манекены-роботы Во время моего обучения в автошколе наш инструктор любил повторять: каждый пункт правил дорожного движения написан кровью. Всякий раз вспоминаю эти слова, когда вижу очередную аварию или встречаю на дороге самоуверенного лихача. Увы, несмотря на все усилия госавтоинспекции, нарушителей правил на наших дорогах не становится меньше. Кто виноват и что делать? Как изменить ситуацию? В поисках ответов на эти и другие вопросы корреспондент «Народной газеты» с сотрудниками госавтоинспекции Минской области отправился в профилактический рейд по маршруту Минск—Микашевичи. Именно эта автодорога считается одной из самых напряженных и проблематичных в регионе. То и дело встречающиеся вдоль трассы траурные венки и кресты убеждают в том лучше всякой статистики.

Обгон не должен стать тараном
Десять часов утра. Вместе с заместителем начальника УВД Минской области Сергеем Шутовым и начальником областной ГАИ Сергеем Масловским на служебном «Опеле» гражданского исполнения выезжаем на трассу. Пристегивая ремень безопасности, Сергей Викторович (Масловский. — Авт.), предвосхищая мой вопрос, лаконично заметил: «Правила дорожного движения одинаковы для всех».
Контроль за обстановкой на дороге планируется вести «скрыто». Для этого в машине установлен прибор измерения скорости «Искра-кадр», позволяющий не только выявлять, но и фиксировать на видео нарушения правил. Километрах в трех впереди нас движется еще один патрульный автомобиль, который и будет останавливать нарушителей.    
— От ручных радаров постепенно уходим, — поясняет Сергей Шутов. — Применяем более эффективные системы, оборудованные фото— и видеофиксацией, чтобы аргументы инспектора были неоспоримы. Недавно был организован тендер по закупке 30 приборов «Визир».
Первого «клиента» ждать долго не пришлось. Уже на пятом километре пути заприметили темно-синюю «Ауди», водитель которой, совершая обгон попутного транспортного средства, на скорости 135 километров в час лихо пересек сплошную линию разметки. Налицо два сразу грубых нарушения правил дорожного движения. 
Пока инспектор оформляет протокол, беседуем с нарушителем. Парня зовут Антон, живет в Мачулищах. К слову, это уже второе его нарушение за год. В свое оправдание ничего вразумительного сказать не может. 
— Знаю, что нарушил правила. Виноват, конечно.
Понятно, что мыслью о том, что подобный обгон часто заканчивается аварией с непредсказуемыми  последствиями, он себя не утруждал. Но теперь наверняка призадумается. Ведь по новому законодательству за превышение скорости водителей ждет штраф в размере от 1 до 10 базовых величин (до 310 тысяч рублей. — Авт.). Если скорость будет превышена повторно в течение года после наложения административного взыскания, размер штрафа может возрасти до 15 базовых величин. Велика вероятность вовсе лишиться водительских прав на срок до одного года.
День рождения с трагическим концом
Впрочем, сотрудники госавтоинспекции законодательные новшества считают все еще недостаточно жесткими, потому что водители не стали законопослушнее.
— Каждое третье ДТП происходит из-за несоблюдения скоростного режима, — говорит Сергей Шутов. — Особенно грешит этим молодежь, которой свойственно неадекватно оценивать реальную опасность и совершать необдуманные маневры. 
Другая распространенная причина ДТП — нетрезвые водители. В Минской области ежегодно происходит порядка 150 таких аварий, больше половины из которых приходится на темное время суток. Например, показательный случай произошел в Березино. Три семейные пары отмечали день рождения одного из друзей. Выпитого спиртного им показалось мало, решили ехать за добавкой. В пути водитель не справился с управлением и на большой скорости врезался в придорожное дерево. Удар был настолько мощным, что двое из пяти человек погибли на месте, остальные с многочисленными переломами в тяжелейшем состоянии попали в реанимацию. Водитель чудом остался жив, но, чтобы уйти от наказания,  скрылся с места происшествия. Впрочем, нашли его быстро.  
В ГАИ понимают, что только лишь репрессивными мерами нельзя обеспечить безопасность дорожного движения. Важнее не наказать за уже допущенное нарушение, а предотвратить его. И здесь в самый раз метод убеждения, так сказать, профилактика. Не все, конечно, зависит от инспекторов. Вспоминается история, когда врач-нарколог, проверяя попавшихся водителей на трезвость, выдавал «липовые» заключения. Несложно представить, чем может обернуться такая услуга. К слову, доктора того задержали и лишили свободы на пять лет.
Пока мы беседовали, передний патруль остановил еще одного любителя быстрой езды. Выяснилось, что водитель «девятки» к тому же еще не прошел и техосмотр.
— А что такого? Машина же исправна, всего лишь «ручник» не держит, — искренне недоумевает парень лет двадцати. — Да и выехал-то на полчаса, родственники попросили помочь.
Но инспекторы неумолимы: им лучше других известно, что мелочей в техническом состоянии автомобиля быть не может. 
Выходит на дорогу Робокоп
Буквально через пару минут останавливаем очередного «шумахера». Руслан умудрился поставить рекорд дня, выжав на своей «Тойоте»... 177 километров в час. Слышим все тот же «детский лепет»: вроде того, что «очень спешу, извините, впредь больше не повторится». Между тем возможные последствия такого спринта далеко не детские. На загородных трассах, да еще с хорошим дорожным покрытием многие водители забывают об осторожности. Но желаемый выигрыш во времени может обернуться реальной бедой, в том числе для окружающих.
На 39-м километре автодороги нас ждал очередной сюрприз. Здесь ведется ремонт, и этот участок является аварийно-опасным. Вот и решили сотрудники ГАИ поэкспериментировать, установив на трассе... робота-манекена в форме сотрудника ДПС. Признаюсь, даже вблизи я принял его за настоящего.   
— Раньше для профилактики мы использовали плоские манекены в виде сотрудника и служебного автомобиля, — разъясняют сотрудники ГАИ. — Теперь вывели на службу объемный манекен, начиненный электроникой. В руке у него муляж измерителя скорости. «Завидев» приближающийся автомобиль, пластмассовый инспектор методично поднимает правую руку, имитируя действия своего живого собрата. Водители моментально снижают скорость, потом предупреждают других морганием фар. Кто-то облегченно вздыхает, посчитав, что в очередной раз пронесло, и снова жмет на газ. Таких примерно в полукилометре от манекена останавливают настоящие сотрудники ГАИ. Эффект потрясающий.
— Мы сделали опытный образец будущего киберробокопа, который, быть может, лет через пятьдесят заменит настоящего инспектора ГАИ, — делится своими мечтами автор изобретения, директор компании ОДО «Торком» Александр Козлов. — Разработка уже побывала в Москве, где ею очень заинтересовались. При серийном производстве один такой робот обойдется примерно в триста долларов. К слову, аналогичная разработка японских специалистов «потянет» на две тысячи долларов. Так что, если эксперимент признают удачным, можно наладить его экспорт в другие страны.
И все же один небольшой недостаток у «чудо-гаишника» мы узрели. Очень уж он красивый и стройный получился, ему явно не хватает жесткости и уверенности. Оказывается, раньше этот манекен был предназначен для демонстрации одежды в супермаркете. Впрочем, разработчики уверяют, что внешность — дело поправимое.
«Урожайный» август
В августе прошлого года на дорогах только Минщины погибли 66 человек — в два раза больше по сравнению с другими летними месяцами. Почему именно август считается самым аварийным?
— Это связано с возрастанием интенсивности движения и активизацией пешеходов, — говорит Сергей Шутов. — К концу лета многие возвращаются к месту постоянного проживания. Кроме того, сокращается световой день, очень часты сильные туманы. Да и психологи подтверждают: август — самый «расслабленный» месяц. Кто-то вышел из отпуска и еще не вошел в привычный ритм жизни, а кто-то еще не отдыхал и чувствует себя усталым. Август — это еще и период интенсивных сельскохозяйственных работ. С началом уборочной кампании в оперативных сводках фигурируют дорожно-транспортные происшествия с участием комбайнов и другой сельскохозяйственной техники.
Несколько дней назад в 14 километрах от Минска фура-автовоз буквально снесла с дороги зерноуборочный комбайн. Представители ГАИ считают виновником водителя трейлера. Обгоняя комбайн на большой скорости, он неправильно оценил дистанцию и врезался в многотонную машину. Столкновение было настолько сильным, что комбайн выбросило в кювет. По счастливой случайности обошлось без жертв.
Так что волей-неволей сотрудникам ГАИ в эту жаркую пору приходится большое внимание уделять сельхозпредприятиям. Одно из них — СПК «Наша нива» — мы посетили во время рейда. Руководитель хозяйства Сергей Пенязь отмечает, что взаимопонимание с ГАИ у них на пять с плюсом. Работать они не мешают, только помогают.
По словам С.Шутова, сегодня за каждым хозяйством закреплен офицер ОВД, который следит не только за техническим состоянием транспорта, но и за условиями хранения ГСМ, зерна, товарно-материальных ценностей.

В ходе рейда выявлено 102 нарушения правил дорожного движения, в том числе 89 фактов превышения скоростного режима. Кроме лихачей к административной ответственности привлечены шесть водителей без прав, те, кто не был пристегнут ремнями безопасности и нарушал правила обгона, а также пешеходы, переходившие дорогу в неустановленных местах.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter