Полоса препятствий

Хозяйственный аспект пограничной службы
Хозяйственный аспект пограничной службы

...Когда прочитала письмо, которое отправили в редакцию из Пинского погранотряда, каюсь, приняла его за очередной рапорт об успехах. Подумаешь, мост через речку построили. Кого теперь этим удивишь? Да и зачем мост в таком месте, где всего один поселок — Дзержинск Лельчицкого района, а вокруг болота — Красное и Гало. «К концу ноября мы и гать сдадим», — с гордостью сообщили мне по телефону пограничники. Гать? Для меня болото — это топи из фильма «А зори здесь тихие...». Непроходимая, страшная трясина. Шаг влево — утонул, шаг вправо — пропал. А гать — что–то вообще невообразимое. «Болотная дорога, что ли?» — понимаю, что задаю совершенно глупый вопрос. На том конце провода смеются: «Приезжайте...»

К мосту мы не поехали. Это 235 километров от Пинска, на реке Ствига, которая разделяет Брестчину и Гомельщину. Гать строят неподалеку — в болоте, которое местные называют Мохнаха (часть болота Гало). С тех пор как граница между Беларусью и Украиной обрела статус государственной и ее стали охранять, военнослужащие Пинского погранотряда узнали все прелести «болотной» жизни. Потому они и радуются обычному на первый взгляд мосту, той же гати, которую абсолютное большинство белорусов видело разве что в кино...

В этом году, как никогда, уродила клюква. Для полешуков — ягода–кормилица. В сезон цена за килограмм доходит до полутора долларов, а чуть погодя, зимой, за витаминную ягоду скупщики дают целых два «бакса». Один человек в силах собрать за две недели 30 — 40 ведер — почти 300 килограммов. Считайте...

— Жители приграничных украинских деревень Познань, Дроздынь и Березовое, где высок уровень безработицы, идут в наши болота семьями. А семьи у них большие — 10 — 15 человек. Группами по 2 — 3 человека нарушители просачиваются через заболоченные участки в обход пограничных нарядов, потом объединяются и на удалении 15 — 20 километров от границы разбивают палатки и шалаши. Там живут недели по две, собирают клюкву, — рассказал старший офицер отдела идеологической работы и морально–психологического обеспечения Пинского погранотряда Сергей Шумейко.

Собранный урожай соседи–нарушители потом потихоньку вывозят, а часть — в мешках опускают в болото, где она набирает вес и отлично хранится, даже когда замерзнет вода. Через заготовительные пункты, которых по нескольку в каждой из украинских деревень, белорусская клюква попадает в Европу.

Клюква — это не все. Украинцы, большей частью жители Дроздыни, вывозят с болота строевой лес. Браконьеры вырубают его на расстоянии два, пять, а кое–где и 20 километров от границы. С нашей сосной они обходятся не по–человечески. От корня дерева бензопилой отделяют самое–самое — 4,5 метра ствола диаметром не менее 28 сантиметров, остальное бросают на месте порубки, за что им, наверное, очень благодарны насекомые–вредители. Рубят лес днем, вывозят ночью... И это еще не все. Летом украинцы пасут коров на белорусских лугах, заготавливают сено. В общем, «все вокруг колхозное, все вокруг мое...».

Только на участке вдоль Мерлинского военного полигона в этом году пинские пограничники задержали почти полторы тонны незаконно заготовленной клюквы. Вместе с ягодой, которую украинцы хотели вывезти в обход положенных в таких случаях погранично–таможенных формальностей, изъяты 7 гужевых повозок и 54 велосипеда. 64 гражданина Украины оштрафованы за незаконное пересечение границы. С середины сентября, как созрела клюква, наши пограничники пресекли 11 попыток перехода границы, их коллеги из Луцкого погранотряда тоже стараются: завернули 35 своих земляков–нарушителей.

— На границе с Украиной у нас нет инженерных сооружений в виде колючей проволоки, как на польской. Да и не протянешь проволоку через болото, пограничников тоже через метр на дежурство не поставишь, —

объясняет заместитель командира погранотряда по идеологической работе Александр Макаревич. — Так что мост и гать нам были жизненно необходимы. Теперь границу будем охранять надежнее.

В районе Мерлинского полигона пограничники работают в усиленном режиме. Чтобы добраться на место службы, приходилось через Ствигу переправляться на лодках. Со снаряжением, продовольствием и личным составом. Так было проще, потому что старый мост через речку прохудился, и проехать по нему можно было только порожней машине, без военнослужащих. А дальше — очередная «полоса препятствий»: более двух десятков километров по старой гати, проложенной еще «за польским часом». На «дорогу» пограничники тратили до двух часов. В общем, весной и осенью пограничные наряды к месту службы добирались в экстремальных условиях. Не позавидуешь «зеленым фуражкам».

— Теперь все будет по–другому, — заверил меня Александр Макаревич. — И местное население нас за мост отблагодарило, и Полесский военный лесхоз, на территории которого болота расположены.

Местное население — жители поселка Дзержинск Лельчицкого района. Им тоже теперь можно пользоваться мостом. Более того, местное хозяйство «На страже» вместе с МЧС помогало пограничникам всеми силами — технику выделяли, материалы подвозили, словом, общее дело делали...

Фото автора и из архива Пинского погранотряда.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter