Полоса отчуждения

Сворачиваешь на улицу Железнодорожную в Барановичах и сразу понимаешь: вряд ли есть в городе место более старое...

Сворачиваешь на улицу Железнодорожную в Барановичах и сразу понимаешь: вряд ли есть в городе место более старое. С этих невысоких домиков из красного кирпича когда–то начинался город. Здания у самых рельсов возводили для тех, кто обслуживал только что отстроенную железную дорогу.


Ясно, что на рубеже XIX — XX веков никто не думал о вредном воздействии шума и вибрации, о выхлопах и чистоте воздуха. Минуло столетие, а картина мало изменилась. Во всяком случае, на улице Железнодорожной.


Она словно «застряла» в прошлом веке: в 70 метрах от окон гудит железная дорога. Мчатся мимо старых домов поезда на Прагу, Варшаву, Берлин, бегут электрички на Брест и Минск. Между рельсами и окнами домов раскинулся фруктовый сад. За ним — дорога: без тротуаров, без асфальта — пыльная летом, грязная осенью, скользкая зимой.


В общем, людям, проживающим здесь, некомфортно. Одна отрада была — яблони да вишни, бережно высаженные жителями на земле так называемой полосы отчуждения. Сад защищал от грохота поездов, оберегал дома от пыли и грязи, да еще и плоды давал...


Гараж против сада


«Мы обращаемся к вам за помощью, так как напротив нашего дома спилили 13 фруктовых деревьев!» — так начиналась письменная жалоба жителей улицы Железнодорожной в редакцию. Под ним — 90 подписей...


Переписка между жителями улицы и городскими инстанциями началась еще в 2007 году. После того как стало известно о том, что гаражный кооператив «Путеец», расположенный в непосредственной близости от домов, планирует расширение. За счет земель, на которых растет сад. И пока «путейцы» бегали по инстанциям, согласовывая выделение понравившегося участка, жильцы улицы бегали по ним же с мольбами не строить гаражи под окнами их домов. От чиновников приходили ответы, на Железнодорожную приезжали ответственные работники, уговаривавшие горожан не волноваться. Мол, никто гаражи под окнами домов (в частности, дома № 12) строить не будет. Здесь и зона отчуждения, и высоковольтная линия электропередачи... Лучше бы жильцам взять эту землю в аренду и на законных основаниях растить здесь фруктовый сад.


«Выделение данного земельного участка для садоводства, огородничества, строительства и обслуживания жилого дома не представляется возможным». Это — цитата из письма заместителя председателя Барановичского горисполкома Валерия Лозицкого, датированного сентябрем 2007 года. Так что с арендой земли не получилось...


— Как же так? — возмутились жильцы. — Нам строить нельзя, даже садом и огородом заняться на этой земле не позволяют. А гаражному кооперативу, выходит, можно?


И принялись опять писать жалобы. В конце концов, защитники сада и городская власть вроде бы договорились. Было обещано, что гаражи построят на участке, где нет фруктовых деревьев, то есть — до границы дома № 12. Радостная весть прилетела на окраину райцентра в начале осени 2009 года в письме из Брестского облисполкома, подписанного заместителем председателя Николаем Кривецким: «Согласно проектной документации строительство гаражей напротив жилых домов №№ 8, 10, 12 по улице Железнодорожной в Барановичах не планируется».


Деревья рубят — щепки летят


Впрочем, радовались на Железнодорожной недолго. «Путейцы» затеяли расчистку земли под строительство, а вскоре началась и вырубка яблонь, вишен, слив...


«Кооперативу «Путеец» разрешен снос деревьев, попадающих под пятно застройки... — опять отвечал на письма заместитель председателя Барановичского горисполкома Валерий Лозицкий. — Учитывая сложившуюся конфликтную ситуацию, кооперативу предложено строительство гаражей производить до жилого дома № 12...».


— Ну как этому верить? — возмущается жительница дома Валентина Горбачевская, — если деревья вырезали как раз напротив дома № 12?


Кстати, дело обошлось 13 деревьями только потому, что жители дома буквально встали на пути рабочих местного ЖКХ.


Те в долгу не остались, обвинив жильцов улицы в... самозахвате земли. И соответствующее решение Барановичского горисполкома продемонстрировали. Так что жители улицы Железнодорожной теперь еще и нарушители. Непонятно только, почему в исполкоме забыли, что фруктовый сад люди высаживали по просьбе руководства железной дороги и того же исполкома. Правда, было это в далеком 1961 году. О появившемся вдоль железной дороги саде, говорят, тогда даже в газетах писали...


Дышите глубже


— Если нам тут еще и гаражи построят — мы задохнемся. Не позволим! Ляжем под бульдозеры! — жильцы улицы настроены решительно. Кроме железной дороги, рядом уже есть один гаражный кооператив — «Локомотив» — на 800 боксов. Неподалеку — вокзал, локомотивное и вагонное депо. В общем, выбросов, шума и грохота здесь и так полно...


Хотя реальный уровень шума, пыли и грязи в воздухе никому до сих пор не известен. Такие замеры Барановичский центр гигиены и эпидемиологии не проводил. В инспекции охраны природы тоже ничего по поводу экологической ситуации в этом районе города пояснить не смогли. На фоне отсутствия информации об экологической ситуации странно выглядит заявление главного архитектора города Болеслава Тумащика о том, что вновь построенные гаражи позволят значительно снизить уровень шума и вибрации на Железнодорожной...


Кстати, всего в 300 метрах от этой улицы есть огромный пустырь, засыпанный строительным мусором.


— Почему гаражи нельзя построить там? — спросила я.


— Это не пустырь, а котлован. Туда свозят лишний грунт со строек города, — объяснил специалист управления архитектуры и градостроительства Барановичского горисполкома Андрей Шустов. — По генплану там будет зеленая зона.


Похоже, жильцам Железнодорожной только и остается, что надеяться на эту зеленую зону, срок появления которой пока специалисты не называют. А еще на то, что кооператив «Путеец» вместо вырубленных яблонь высадит 32 клена, предусмотренных проектом строительства гаражей.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter