Чем славится Сморгонь

Полонез в старинной усадьбе

В Сморгонь всегда хочется вернуться. Маленький районный городок вблизи литовской границы подкупает удивительным сочетанием старины и современности

В Сморгонь всегда хочется вернуться. Маленький районный городок вблизи литовской границы подкупает удивительным сочетанием старины и современности. На днях он ожил и заиграл новыми красками. В соседнее Залесье приехали работники культуры, ценители музыки, представители областной администрации и многочисленные гости со всей республики. Событие, безусловно, стоило такого внимания — после долгой реставрации в усадьбе знаменитого композитора, повстанца, политика и мецената Михала Клеофаса Огинского снова зазвучала музыка.


усадьба.png



В усадьбе впервые за долгие годы было многолюдно. Приглашенные застыли, кто сидя, кто стоя, слушая музыкантов Национального оркестра под управлением Михаила Финберга. Сам он, в черном пальто и кепи, тихонько прогуливался по дорожкам усадьбы мимо старых лип и кленов. Наверное, это действительно волнительно исполнять музыку там, где она была написана.

В этой усадьбе Михал Огинский прожил 11 лучших лет своей жизни, по крайней мере, так он писал в своих воспоминаниях. В день открытия обновленного дома сам композитор, а вернее, актер в его образе передал скрипичный ключ тем, кто сейчас будет жить в имении. Но не просто жить, а принимать в этих стенах музыкантов, ценителей музыки, истории — всех, кто любит музыку и родную землю так, как любил ее Огинский.

В 1927 году наследники Михала Огинского продали усадьбу по частям, и с тех пор она медленно разрушалась. Сады, оранжереи и само здание были в жутком состоянии. Но сюда продолжали приезжать люди, чтобы поклониться таланту и найти вдохновение. Большую часть денег на восстановление музея-усадьбы выделил Евросоюз, немалую долю внесла и область. Перед архитекторами стояла непростая задача: по старым фотографиям и архивным документам приблизить современный облик имения к прежнему. Поскольку интерьеры почти не сохранились, их восстанавливали по инвентарным описаниям и воспоминаниям. Сегодня здесь можно увидеть старинный кафель, воссозданный по рисункам и гравюрам. Потолки украшают замечательные люстры ручной работы, мебель также изготовлена на заказ и повторяет ту, что стояла здесь при бывшем владельце. Пока ее немного, мало и предметов интерьера, но, как говорят музейные работники, это дело наживное.

Если кому-то из посетивших усадьбу Огинских покажется, что реставрация не удалась (а таких будет немало), можно ответить, что она просто не завершилась. Хранители музея и сами реставраторы не скрывают: предстоит еще много работы, чтобы придать этому месту законченный вид. Но и сделанное впечатляет: восстановлен кабинет композитора, где он творил и решал политические задачи. Готовы к приему гостей большая и малая гостиные, бильярдная. Под старину оборудован музыкально-театральный зал. Все правое крыло здания отдали под гостевые комнаты для туристов, музыкантов и молодоженов. А внутренний дворик обустроен для проведения концертов под открытым небом.

Директор музея-усадьбы Огинских Людмила Гродицкая поделилась планами: «Сейчас все наше внимание приковано к обустройству оранжереи, в следующем году займемся садово-парковым комплексом. Пока остается открытым вопрос о заполнении усадьбы музейными экспонатами, но со временем мы рассчитываем приобрести на заработанные деньги личные вещи владельца усадьбы, которые могут находиться в разных уголках России и Европы».

Есть к чему стремиться, это понятно. Но все увиденное порадовало, приобщило к высокому и вечному. По-другому и быть не могло. Все, кто приехал в тот день в Залесье, слушали стоя самое известное произведение композитора — полонез «Прощание с родиной».

Татьяна КОНДРАТЬЕВА
tanula.K@mail.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter