Источник: Знамя юности
Знамя юности

Художественная галерея Михаила Савицкого приглашает на выставку артефактов еврейской культуры, а Большой театр Беларуси – на концерт звезд мировой оперы

Полный шалом

Что такое цдака, зачем нужен киддушный кубок и как сервировали стол в семьях иудеев? 


О богатых многовековых традициях белорусских евреев расскажет проект «Тутэйшы Ерусалім» коллекционера Игоря Сурмачевского, который уже много лет кропотливо собирает артефакты еврейской культуры. Корреспонденты «Знаменки» заглянули на открытие выставки в Художественную галерею Михаила Савицкого и посмотрели на самые примечательные экспонаты.

Киддушные кубки

Коллекция Сурмачевского насчиты­вает более сотни серебряных киддушных кубков. Киддуш, вводит в курс дела Игорь Вячеславович, это особое благословение в иудаизме, которое произносится по праздникам и в Шаббат. Совершать киддуш следует непременно над бокалом вина. Один из самых примечательных киддуушных кубков из богатого собрания коллекционера датируется 1884 годом.

Свадебный киддушный набор. Кубок – мастер Израиль Заходер. Москва. 1883 г. Серебро (штихель)

– Это серебро, прорисованное штихелем. Кубок изготовлен в Москве, но мастером родом из Шклова Израилем Заходером. В 1851 году он открыл мастерскую в родном городе и проработал там 16 лет. Дела шли хорошо, производство расширялось, и спустя время Заходер переехал в Москву. Но в 1891-м московский губернатор издал указ о запрете нахождения евреев в городе. Мастер был вынужден переехать в Бердичев (сегодня это территория Украины), где он проработал до самой смерти. Дело перешло к зятю, Гиршу Равкину, который существенно расширил границы производства. Фабрика Заходера начала экспортировать изделия даже в Турцию и Австро-Венгрию!

Обеденный стол

Книга-гербарий

Книга-гербарий с травами и цветами Иерусалима

Такие небольшие книги под названием «Память из Иерусалима» (или «Цветы Иерусалима») привозили паломники из Святой Земли. Причем необязательно иудеи, добавляет Игорь Сурмачевский: 

– Например, экземпляр, датированный 1890 годом, попал ко мне из одной минской семьи, несколько поколений которой были православными священниками. Возможно, кто-то из их прадедов совершил паломничество в Иерусалим и привез оттуда эту книгу-гербарий. Кстати, в ХІХ веке было очень популярным такое развлечение: оставлять между страниц сухие цветы на память о каком-либо событии или встрече.

Тора 

Тора из коллекции Игоря Сурмачевского происходит из Волковыска. Свиток пергамента выложен на дорогую ткань, в данном случае это маката – восточный небольшой декоративный ковер, тканый из шелка с серебряной нитью. В культуру Речи Посполитой, объясняет коллекционер, маката пришла вместе с увлечением шляхты сарматской идеологией и использовалась в основном для декорирования стен и мебели. 

Тора

– Маката из моей коллекции – это отрез ткани из знаменитой мануфактуры графов Потоцких в Бучаче (современная Тернопольская область Украины), выполненный в 1880-х. Что интересно, в этой макате использована та же технология, что и в ткачестве наших слуцких поясов. Кстати, слуцкие пояса использовались в сакральных тканях в синагогах под названием парохет, за которыми хранилась Тора.

На стене за витриной с Торой можно увидеть атласную ткань с основным цветом выставки – глубоким синим с оттенком пурпура. И это не случайно, обращает особое внимание Игорь Сурмачевский: 

– Этот цвет, многократно упоминаемый в Торе, называется тхелет. Он использовался для одежд первосвященника в иудаизме. Вообще тхелет – это краситель животного происхождения, который давным-давно применялся для окрашивания ткани в синий цвет. Однако секрет изготовления тхелета был утрачен еще в древности.

Открытка с видом Иерусалима

Керамическая цдака 

По сути цдака – это небольшая копилка, которая обычно использовалась для пожертвований на добрые дела. На выставке представлены две цдаки: из красной керамики и чернодымленная. Последняя была изготовлена в начале ХХ века в Гродненской области.

– Также ее дарили мальчику по достижении возраста бар-мицва (это 13 лет и один день), когда он уже мог отвечать за свои поступки. Использовалась копилка по назначению: для сбора заработанных денег на дальнейшее обучение. Потому что без науки, как говорили еврейские цадики (мудрецы), нельзя хорошо устроиться в жизни. 

Особый раздел экспозиции посвящен бытовой культуре минских евреев: медная посуда, украшения для столов и прочие интерьерные мелочи. Увидеть и почувствовать еврейский Минск можно в галерее Михаила Савицкого до 28 февраля. 


В три голоса

29 декабря на сцене белорусского Большого – концерт солистов, которым аплодируют зрители самых шикарных оперных площадок мира. Примы Оксана Волкова и Надежда Кучер, а также победитель «Опералии» Павел Петров вместе с дирижером Дмитрием Матвиенко представят программу, которую давно ждали обожатели сложных партитур и ценители топовых концертов.


Так, например, тенор Павел Петров исполнит арию Рудольфа из «Богемы» Джакомо Пуччини, с которой два года назад стал триумфатором престижного международного конкурса «Опералия», возглавляемого Пласидо Доминго. 

– Если вы любите красивую музыку, которая не так часто звучит со сцены Большого театра, приходите! Еще я обязательно исполню арии из опер «Ромео и Джульетта» Шарля Гуно, «Лючия ди Ламмермур» Гаэтано Доницетти, «Галька» Станислава Монюшко и песню Андрейки из «Свадьбы в Малиновке» Бориса Александрова. Считается, что оперетта – жанр легкий, но я готов с этим поспорить.

Надежда Кучер, в свою очередь, споет в концерте «Арию Саламбо» из кинофильма «Гражданин Кейн». Напомним, победительница весомых международных конкурсов (в том числе проекта ВВС «Певец мира – 2015»), лауреат двух «Золотых масок» в начале апреля была зачислена в труппу белорусской оперы. 

Помимо прочего, артистка также исполнит арию Амины из оперы «Сомнамбула» и вместе Оксаной Волковой – дуэт Нормы и Адальджизы из «Нормы» Винченцо Беллини. 

К слову, режиссером концерта стала сама Оксана Волкова. Заслуженная артистка порадует слушателей новинкой – композиций Ave Maria Леонида Гурвича. Это произведение белорусский композитор, который сейчас живет в Германии, написал специально для певицы. 

leonovich@sb.by 

Фото из личного архива Игоря Сурмачевского и предоставлены Большим театром Беларуси
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter