МАРТ — о некоторых итогах работы в первом полугодии

Полный порядок на прилавках

В стране сегодня функционируют более 127 тысяч торговых объектов. При этом за первое полугодие открыто 356 новых. На селе работает почти 16 тысяч магазинов и павильонов площадью свыше 750 тысяч квадратных метров. Общая торговая площадь, по данным на конец июня 2022 года, составила более 7 миллионов квадратных метров. Норматив обеспеченности населения торговой площадью выполняется: при норме в 610 квадратных метров на тысячу человек у нас около 700 «квадратов». При этом, помимо торговых объектов, в стране функционируют 569 торговых центров и 367 рынков. Ежегодно увеличивается и количество интернет-магазинов. Сейчас их уже свыше 28 тысяч. А удельный вес онлайн-торговли в розничном товарообороте превышает 6 процентов. В целом же розничный товарооборот в торговле в январе — июне составил 32 миллиарда рублей. Такие данные озвучила журналистам заместитель министра антимонопольного регулирования и торговли Нина Емельянова.

фото егора ермалицкого.

Она отметила, что в сопоставимых ценах названный показатель немного ниже, чем в первом полугодии 2021 года. 

— Темп роста — 99,6 процента. Мы видим, что немного упала продажа непродовольственных товаров, в то же время темп роста продаж продовольственных товаров составил более 102 процентов к аналогичному периоду прошлого года, — подчеркнула Нина Емельянова. 

Замминистра добавила, что в январе — июне 2022-го увеличилась продажа в торговле по 22 видам продтоваров из 54, учитываемых Белстатом, и по 15 видам непродтоваров из 22. 

— Так, выросли продажи строительных материалов по сравнению с первым полугодием 2021-го на 23,6 процента, холодильников и морозильников — на 13,6, стиральных машин — на 6,2, верхней одежды — на 16 процентов. Среди продовольствия выросла продажа растительного масла — на 8,9 процента, крупы — на 14,5, мясных продуктов — на 3,7, моркови — на 2,8, свеклы — на 9 процентов,
— привела примеры представитель МАРТ. 

Она напомнила, что в июне прирост индекса потребительских цен к декабрю составил 13,1 процента: 

— При этом надо отметить, что этот показатель в первом квартале составил 9,4 процента, во втором — только 3,4. Так что мы видим, что во втором квартале произошло существенное замедление инфляции. Поспособствовала этому проводимая в стране ценовая политика. Так, 7 апреля Совмин принял постановление № 214 «О регулировании цен», где аккумулированы все требования государства. Это и жесткие подходы, которые ограничивают ежемесячный рост цен в размере не более 1,2 процента к предыдущему периоду, ценовое регулирование на социально значимые товары и некоторые непродовольственные. Работа всех заинтересованных лиц привела к существенному замедлению инфляции. Кроме того, Правительство и КГК приняли программу по стабилизации цен. Мы работаем по ней и уверены, что выполнение мероприятий также приведет к снижению инфляции. Основная задача сейчас — это не допустить спекулятивного роста цен на ряд товаров, в числе которых, например, мясо, молоко, кефир, сметана и другие. 

Внимание и товарам школьного ассортимента. В их числе, например, одежда и обувь делового стиля, белье, чулочно-носочные изделия, ранцы, рюкзаки, портфели, сумки для учащихся, детские сумки, тетради, альбомы, дневники и обложки для них, канцелярские товары. В МАРТ вчера опубликовали рекомендации производителям и торговле по формированию цен на школьные товары. Необходимость такой меры прокомментировала Нина Емельянова: 

— В стране более 1,1 миллиона детей, которые учатся в школах, поэтому в июле — августе наибольший удельный вес в расходах домохозяйств будет занимать именно подготовка к школе. Чтобы не допустить повышения цен на школьные товары, МАРТ разработал рекомендации по всей цепочке товародвижения, начиная от производителя и заканчивая торговым объектом. Так, производителям рекомендуем придерживаться уровня рентабельности в 15 процентов. Если в прошлом году она была ниже, то допускается ее увеличение до 15 процентов. А для импортеров, субъектов оптового звена и розничной торговли возможно применение торговой надбавки (с учетом оптовой) не более 30 процентов. 

Замминистра подчеркнула, что перед тем как разработать рекомендации, которые выложены на сайте ведомства, изучались структура затрат, применяемые оптовые и торговые надбавки. 

— Надеемся, что все субъекты станут придерживаться данных рекомендаций, а мы будем отслеживать ситуацию по их соблюдению, — предупредила Нина Емельянова. 

В МАРТ призвали производителей, поставщиков и продавцов школьных товаров подходить к вопросам ценообразования взвешенно с учетом сложившейся экономической ситуации, а также помнить о высокой социальной ответственности. Изучать отношение к рекомендациям в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли будут пристально. Как и в принципе к подходам в части ценообразования. 

druk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter