70-летие разделения Британской Индии: кто виноват в трагедиии

Полный оборот колеса сансары

Ровно 70 лет назад, в августе 1947 года Британская империя перестала существовать, а в Южной Азии появились два новых государства, которые тотчас же стали врагами, — Индия и Пакистан.

фото Rr.world2018.website

К моменту раздела Британская Индия напоминала лоскутное одеяло, состоящее из множества княжеств (их было около 600). Пока англичане крепкими нитками сшивали это полотно, играя на противоречиях кланов, князей и князьков, все шло более-менее стабильно, и Индия числилась жемчужиной британской короны. Но в 1920-х годах в индийских провинциях империи развернулось мощное освободительное движение, лидеры которого сформировали две партии — Индийский национальный конгресс (ИНК) и Всеиндийскую мусульманскую лигу (ВИМЛ). 

Вторая мировая война серьезно истощила ресурсы Великобритании, в том числе и по управлению колониями. Постепенно росли противоречия между лидерами мусульман и индуистов по поводу целей освободительной борьбы. Еще 23 мая 1940 года ВИМЛ приняла резолюцию о создании в Индии мусульманского государства, тогда как ИНК выступал за единство страны и отклонял любые предложения о разделе. В 1942 году началась кампания гражданского неповиновения, а сам ИНК раскололся по вопросу сотрудничества с державами «оси». Мусульманская лига для демонстрации своих возможностей на 16 августа 1946 года назначила в Калькутте День прямого действия. Демонстрация переросла в трехдневные индуистские погромы. 

К этому времени на послевоенных выборах на Островах победили лейбористы — сторонники ухода из восточных владений. В Лондоне понимали, что две общины в одном государстве не уживутся. Кроме того, многие представители правящих кругов сочувствовали мусульманам. Посему в Лондоне было решено разделить страну на две части — мусульманскую и индуистскую. А провести границу между странами поручили английской комиссии сэра Сирила Рэдклиффа. Рэдклифф все делал практически единолично, поскольку члены его комиссии, представлявшие ИНК и ВИМЛ, слишком ненавидели друг друга, чтобы о чем-то договориться. В итоге «линия Рэдклиффа» протяженностью около 7 тыс. километров, официально объявленная в августе 1947 года, разделила бывшую колонию на два государства — Индию и Пакистан. Последний состоял из двух частей — Западной и Восточной (нынешняя Бангладеш). Но уже в октябре того же года между только что образовавшимися государствами вспыхнула война.

Эти события 70-летней давности до сей поры влияют на международные процессы. Обратим внимание на аспект, который периодически появляется при обсуждении историками и публицистами проблем распада Британской империи. Это — вина британцев в трагедии народов, разделенных в 1947 году.

Обвинять империализм было модным всегда, это и тренд, и хороший тон. «Создание и увековечение индуистско-мусульманского антагонизма было самым значительным достижением британской имперской политики», — пишет индийский политик Шаши Тарур. Но так ли уж были виноваты англичане? 

В результате раздела Индии от 200 тыс. до 2 млн человек стали жертвами беспорядков, а более 14 млн сорвались с насиженных мест. Но ведь не англичане убивали индусов в погромах 1946—1947 годов, это политики не могли остановить убийц и договориться о будущем страны. 

Для некоторых историков воплощением британского империализма стал Сирил Рэдклифф. Его вина состояла в том, что он никогда не был в Индии и не знал тамошних обычаев, но взялся проводить границы. Кандидатура Рэдклиффа, с точки зрения Лондона, была удобна тем, что обеспечивала максимальную непредвзятость — он не знал индусов вообще. Он вынужден был один за пять недель выполнить решение, принятое в Лондоне. И выполнил. Поговаривают, что перед отъездом из Индии Рэдклифф сжег все бумаги, касающиеся работы комиссии. Но узнав о беспорядках, творящихся в стране после раздела, бывший глава индийской комиссии отказался от своего гонорара, честно положенного от правительства (а гонорары у британского правительства, надо полагать, были довольно большие). Британский чиновник сделал то, что от него требовал Лондон, а Лондон — то, что хотели туземные подданные. Раздел был единственным возможным решением для англичан, которые пытались уйти достойно. Другое дело, что в Лондоне не всегда понимали, как достойно избавиться от империи. И еще. В своем отечестве никогда нет пророков. Когда мусульмане и индусы убивали друг друга, Махатма Ганди настаивал на том, что проявление насилия бессмысленно. Его никто не слышал. В январе 1948 года «полуголый факир», чтобы остановить убийства, объявил о начале голодовки. А 30 января его убил Натхурам Годзе, недоученный брахман со средним образованием. 

shavialiou@bsu.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter