Полный колос

Первая неделя массовой уборки зерна подтвердила прогноз: нынешний хлеб легким не будет.
Первая неделя массовой уборки зерна подтвердила прогноз: нынешний хлеб легким не будет. Дело не только в недоборе зерна из–за засухи, оцениваемом специалистами в 500 тысяч — 1 млн. тонн. Жатва ожидается как никогда сложной в технологическом плане: из–за легковесности колоса, полеглости посевов и большой массы соломы потери зерна возможны и при уборке полей. Как собрать урожай в полном объеме? Актуальную тему в конференц–зале «СБ» обсуждают заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Василий Павловский, начальник главного управления контроля за работой агропромышленного и природоохранного комплекса Комитета госконтроля Владислав Цыдик, директор НИИ земледелия и селекции НАН Беларуси, доктор сельскохозяйственных наук, профессор Михаил Кадыров и генеральный директор УП «Агрокомбинат «Ждановичи» Григорий Чуйко.

«СБ»: 8 миллионов тонн зерна, о которых было заявлено в начале лета, страна не соберет, об этом уже сказали специалисты. На что же нам стоит рассчитывать?

В.Павловский: Прогноз — дело неблагодарное, особенно в сельском хозяйстве. Действительно, все было сделано для того, чтобы получить 8 млн. тонн зерна. Они у нас и были. В начале лета на корню стояло 34 — 35 центнеров зерна с гектара, не меньше. Однако в конце июня и первой десятидневке июля, когда шли цветение, налив и созревание, запас влаги в почве из–за засухи уменьшился до критического уровня. В результате уже после 10 июля местами произошли отмирание верхних колосков зерновых культур и сброс листьев, что, естественно, уменьшит урожайность. 400 — 500 тыс. тонн зерна мы потеряли. Думаю, что во всех категориях хозяйств соберем 7.200 тысяч тонн зерна. В бункерном весе. Больше прошлогоднего уровня ожидается урожай в Витебской, Могилевской и Минской областях. Примерно таким же — в Гродненской и Гомельской. Ниже — на Брестчине, где посевы местами очень сильно подгорели.

Пенять на то, что погода внесла существенные коррективы, не имеет смысла. Надо полностью убрать тот урожай, который есть. А он хороший. По результатам убранных вчера 21 процента площадей урожайность составляет 29,2 центнера с гектара. Это на 2,7 центнера меньше, чем в прошлом году, но ведь мы убираем сейчас подгоревшие и полегшие участки. Когда перейдем на высокоурожайные поля, 30 центнеров с гектара у нас будут.

М.Кадыров: Конечно, прошедшие в середине июля почти повсеместно дожди значительно улучшили ситуацию. Тем не менее необратимым следствием засухи явилось снижение уборочных площадей зерновых культур примерно на 100 — 110 тыс. гектаров, а также снижение прогнозных показателей формирующейся урожайности и валовых сборов зерна.

В.Цыдик: В целом, по нашему прогнозу, в общественном секторе ожидается около 6 млн. тонн хлеба, не считая кукурузы, убранной на зерно. С учетом, что крестьяне и фермерские хозяйства дадут еще 500 тысяч тонн, реально получить 6,5 млн. тонн зерна в бункерном весе. Из–за того, что посевы очень покрученные, лежат на земле, уборка ожидается как никогда тяжелой. Зерно легковесное, обмолот колосьев может быть неполным. Есть проблемы и с качеством зерна. Чтобы сохранить хлеб, надо сосредоточиться на качестве уборки. Это — главная задача жатвы. Сегодня вокруг комбайна нужно ходить и проверять, есть ли зерно в соломе, на земле, знать, какие нужно сделать регулировки машины. Так можно устранить ряд недостатков. Отмечу, что со стороны Комитета госконтроля качество уборки ныне будет проверяться очень тщательно. Надо не допустить потерь тех 2 — 5 центнеров зерна с гектара, которые у нас ежегодно отмечаются при уборке.

М.Кадыров: Важнейшей особенностью нынешней жатвы является не естественное, физиологически полноценное, а вынужденное, ускоренное под воздействием высоких температур созревание соломы и колоса, что делает их более ломкими, хрупкими, менее устойчивыми к перестою на корню. Особенно после выпадения дождей, при последующем намокании и высыхании. Оптимальные сроки уборки важны как никогда. Тем более что недавние ливни активизировали рост сорняков «второй волны», а жара до предела обострила проблему противопожарной безопасности. Пересохшая солома может вспыхнуть, как порох. Поэтому сегодня обязательны наличие и исправность противопожарных средств в хозяйствах.

Г.Чуйко: И главное в организации и проведении качественной уборки, как и в любом, собственно говоря, деле, — человек. В этом году, помимо общего собрания, я накануне жатвы с каждым комбайнером встретился лично. У каждого спросил, какие проблемы его волнуют, чем ему может помочь хозяйство — денежной ссудой, квартирой, общежитием, решением других бытовых вопросов... Практически все обсуждаемые вопросы на сегодня решены. Такие индивидуальные встречи я планирую с работниками всех звеньев, занятых на уборке. Естественно, людям гарантирована спецодежда, достойная оплата. Сейчас действительно важно планировать тактику уборки. Специалисты хозяйства и я лично 2 — 3 раза в день приезжают на поле для проверки работы комбайнов. Комбайн заезжает на разостланный брезент, и если зерно сыплется, неполадки устраняются тут же. Наших крестьян, как и многих других, подгонять работать не надо. Лучшая агитация — материальные стимулы. При намолоте 2 — 3 тысяч тонн зерна наш комбайнер может заработать до 1.000 долларов.

В.Павловский: по расчетам Минсельхозпрода при средней урожайности поля 100 — 120 тысяч рублей в день для механизатора вполне реальны. Кроме того, в большинстве хозяйств на жатве двухразовое питание, механизаторов обеспечивают спецодеждой. Во время страды отделы культуры райисполкомов организуют выездные концерты. В мастерских, к сожалению, не во всех хозяйствах, работают душевые. Традиционно на это время продлевают рабочий день магазины. Человек не должен иметь других забот, кроме работы.

В.Цыдик: Не будем забывать о проблеме, которой Президент всегда уделяет повышенное внимание. Это уборка зерновых на личных подсобных участках граждан. Мы должны помочь и работающим, и пенсионерам убрать выращенный ими урожай. Судя по отсутствию серьезных жалоб в Комитет госконтроля, в последние три года сельчанам своевременно оказывается помощь.

Г.Чуйко: Мы не делим людей на своих и чужих. И учителям, и работникам культуры, и врачам — всем помогаем в уборке выращенного ими урожая. У нас создано специальное звено из 5 комбайнов с ответственными за это дело специалистом и бухгалтером. Стоит эта услуга 5 тысяч рублей в среднем за участок.

В.Павловский: Вопросам качества уборки мы уделили первоочередное внимание на недавнем заседании коллегии. За чистоту обмолота, работу без потерь, увеличение производительности механизаторы получат талоны «Качество», дающие право на премиальные. И основное — сохранить высокие темпы жатвы. Сегодня мы имеем 95 — 97 процентов готовности зерноуборочных комбайнов. Однако обычно, когда страда разворачивается, от 8 до 12 процентов их простаивает в ремонте. Ведь 60 процентов комбайнов эксплуатируются 5 и более лет. Некоторые хозяйства, где не хватает техники, работают и ночью.

«СБ»: Из–за снижения качества зерна не возникнут ли в этом году проблемы с обеспечением сырьем перерабатывающих предприятий?

М.Кадыров: К примеру, при госзаказе на пивоваренный ячмень 150 тыс. тонн возможный недобор с посевов, входящих в сырьевую зону, из–за снижения урожайности и из–за ухудшения качества зерна может составить 25 — 50 процентов, или около 35 — 75 тыс. тонн. Поэтому уже сейчас следует искать дополнительные резервы заготовки того же пивоваренного ячменя. Одним из них могут быть его посевы, расположенные вне сырьевой зоны. Их около 220 тыс. га. Кроме этого, особое внимание стоит обратить на сорт «Гонар», которым в этом году было засеяно у нас почти 99 тыс. га, а возможный вал зерна составит около 198 тыс. тонн. Если 10 процентов от этого количества составит пивоваренный ячмень, то дополнительно можно найти около 20 тыс. тонн потенциального сырья. В первую очередь такие посевы можно найти в Минской, Могилевской и Витебской областях.

В.Цыдик: Но один вопрос уже сегодня требует срочного решения. Необходимо запретить реализацию солода, который у нас имеется с урожая прошлого года. Указания «Белгоспищепрому» даны. Но, к сожалению, насколько мне известно, ОАО «Белсолод» и сегодня продолжает поставки в Грузию...

СБ: Несмотря на сложную уборку, планы и прогнозные показатели нужно выполнять. Не подтолкнет ли это отдельные хозяйства к припискам?

В.Цыдик: Действительно, некоторые этим грешат. Приписывают и площади, и вал зерна, и урожайность. Мы это жестко контролируем. Более того, президентский Декрет N 19 ужесточает спрос за приписки. «Бумажное» зерно не нужно ни производственникам, ни государству, ни Правительству. Но факты приписок есть на счету не только средних и отстающих хозяйств, но и передовых. Приписки зерна, например, были выявлены в Могилевской области. Делали это при уборке посевов на сенаж, а пересчитывали массу на зерно. Но чаще всего приписки идут по урожайности поля. И при проверке, например, обнаруживается, что убрали указанный урожай, к примеру, не с 500 гектаров, а с 650. В итоге урожайность завышалась на 15 — 20 и более процентов. Такие факты мы выявляем и строго наказываем виновных: руководитель, главный бухгалтер уплачивают штраф в размере от 50 до 120 базовых величин, а при повторении — от 150 до 350.

«СБ»: Уборка только началась, а уже происходят сбои. Буквально вчера комбайнер из новогрудского хозяйства «Свитязь» Александр Нестер пожаловался в редакцию на неисправность комбайна. Новая машина лидского производства то и дело ломается, не устанавливается жатка, отказывает электрическое оборудование...

В.Цыдик: Нас тоже беспокоит, что с этого года снизилось качество поставок сельхозпредприятиям зерноуборочного комбайна «Лида–1300». Участились случаи выставления рекламаций. По всем этим фактам мы разберемся и примем самые строгие меры. В целом же комбайновый парк страны пополнится 1,5 тысячи новых машин. И случаи, подобные тому, о котором вы сейчас сказали, не будут массовым явлением.

«СБ»: Когда планируется завершить уборку?

В.Павловский: Есть технологически расчетная норма уборки зерна в зависимости от наличия комбайнов и площадей посевов. У нас с учетом климатических особенностей регионов — это от 25 до 27 рабочих дней. Так что к 25 — 27 августа мы должны завершить уборку. Каждый участник жатвы — от руководителя до рядового механизатора — должен для этого сделать все возможное.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter