Полный Эйяфьядлайокудль

О выборных кампаниях в Польше и Британии

Затянувшая Европу пелена от исландского вулкана, название которого выучить и произнести невозможно, скрыла на время главное событие на европейском небосклоне — приближающиеся выборы в Британии и Польше. Впрочем, с другой стороны, вулканическая пыль, подобно неудачному макияжу, высветила все изъяны в облике старушки Европы. А кое в чем можно даже говорить и о полной потере лица — это когда европейские лидеры под предлогом вулкана не посетили похороны президента Качиньского.


Как после этого польские элиты будут чувствовать европейскую солидарность? И готова ли сама Европа к единству на фоне природных, экономических и политических катаклизмов? Вот главный вопрос, на который должны ответить выборные кампании в двух европейских странах — Польше и Британии. Досрочные выборы у наших соседей после трагической смерти президента Леха Качиньского назначены на 20 июня. А голосование, по итогам которого будут распределяться места в британской палате представителей, состоится 6 мая. Думаю, эти выборы во многом будут ключевыми.


В последнее время именно светлой памяти Лех Качиньский поставил перед континентом ряд важнейших, концептуальных вопросов. И главное, на мой взгляд, в том, что он круто изменил устоявшееся деление Европы на «важных» и «малозначительных». Как бы ни критиковали его в свое время за отношение к Лиссабонскому договору, факт остается фактом: голос поляков был услышан. Польские лидеры доказали, что Польша — самодостаточное государство, имеющее свое видение европейского развития. Ради такого морального возвышения страны, как мне кажется, не страшно на время прослыть и скандалистом. История рассудит...


Тем более что сегодня в Европе проблема морального выбора вновь выходит на первый план. Напомню слова, недавно прозвучавшие в Послании Президента Беларуси: «Европа задыхается. Только вот не от пепла. Мир изменился. Потеряны духовные, моральные критерии и ориентиры. И это надо видеть».


В конкретном проявлении это очень хорошо видно на примере нынешнего раскола Европы из–за Греции. Французский историк Александрэ Адлер в ужасе говорит о том, что Германия предала европейскую солидарность и «медленно дрейфует в сторону Урала».


Прежде всего французскую элиту повергло в шок промедление Ангелы Меркель по поводу помощи Греции в несколько миллиардов евро. «Через полвека после образования объединенной Европы мы видим коренную перемену во взглядах», — анализирует ситуацию журналист Кристиан Макариан в информационно–политическом журнале L’Express. Канцлер Германии,  продолжает он, по соображениям тактики уступила евроскептикам. И это, по его мнению, «пагубный откат назад».


Берлин, по мнению многих европейских аналитиков, теперь смотрит на восток, где его манит «огромная модернизация от Калининграда до Владивостока».


Если Германия и дальше будет вести единоличную политическую игру на континенте, что сделает ее давний оппонент Польша? Я думаю, то же самое. Тем более что сейчас, в ходе экономического кризиса, эта страна показала свою силу. В то время как размер большинства государственных экономик, особенно европейских, сократился, польский ВВП продолжил расти. Самое время возродить традиционный интерес к своей «восточной политике», несколько ослабленный в последнее время из–за усиления европейской интеграции. Впрочем, одно другому не мешает. Я с большим интересом жду предстоящую встречу министров иностранных дел стран — участниц «Восточного партнерства», в том числе и нашего министра Мартынова, в польском городе Сопоте. Уверена, Варшаве, инициировавшей этот проект, есть что предложить ближайшим соседям.


Собственно, и нынешние выборы на туманном Альбионе тоже интересны в общеевропейском контексте. «В 2010 году на мировой арене будут действовать США, ЕС и КНР — экономические центры невиданной прежде мощи. Где здесь место для экономически незначительной Британии?» — задается вопросом аналитик Павел Святенков. Думаю, о том же размышляют и рядовые британцы, не находя пока нужных ответов в программах лейбористов и консерваторов. Популярность набирает третий кандидат — Ник Клегг от либерал–демократов.


Как сообщает «Евроньюс», один из последних опросов социологической службы YouGov неожиданно показал, что за либеральных демократов намерены проголосовать 34% избирателей, за консерваторов — 31%, за лейбористов — 26%. Иными словами, темная лошадка обгоняет породистых партийных рысаков. И это напоминает извержение вулкана, название которого выучить и произнести невозможно.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter