Татьяна Валовая: Союзное государство и ЕАЭС дополняют друг друга

Полное погружение

Гость «СОЮЗа» — министр Евразийской экономической комиссии Татьяна Валовая


Наши встречи с министром по основным направлениям интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии Татьяной Валовой в самом начале нового года стали уже доброй традицией. Редакция внимательно следит за созданием и становлением Евразийского экономического союза (ЕАЭС). К тому же прошлый год стал во многом знаковым для этого интеграционного образования: с 1 января 2015 года вступил в силу Договор о ЕАЭС, определивший основные принципы деятельности союза.


Татьяна Валовая: Самое главное — еще более эффективно делать то, что мы уже начали.
Фото: ЕЭК 

В конце декабря 2015 года в Москве главы государств ЕАЭС — Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России — на заседании Высшего Евразийского экономического совета подвели итоги года и определили ориентиры для дальнейшего развития. Решили и кадровый вопрос: утвердили новый состав коллегии Евразийской экономической комиссии. Новым председателем стал представитель Армении Тигран Саркисян.

Какую оценку поставили ЕАЭС президенты пяти стран? Что взяли за ориентир на ближайшие годы? Как создание ЕАЭС сказалось на повседневной жизни граждан Союзного государства? Об этом и многом другом «СОЮЗ» расспросил Татьяну Валовую, которая в той же должности продолжает свою работу в ЕЭК.

— Татьяна Дмитриевна, завершен первый четырехлетний цикл работы Евразийской экономической комиссии. Что получили за этот год, после вступления в силу договора о ЕАЭС, жители Союза?


— Да, сегодня мы подводим итоги не только 2015 года, а и осмысливаем работу прошедших четырех лет работы комиссии. ЕЭК была создана в 2012 году, и у нее был четырехлетний мандат. Тогда речь шла в первую очередь о разработке договора о ЕАЭС, о кодификации нормативно–правовой базы ТС и ЕЭП, насчитывавшей более сотни документов. Все это сделано, поставленные задачи не только выполнены, но и перевыполнены. В декабре на заседании ВЕЭС главы государств ЕАЭС высоко оценили итоги проделанной работы. Еще четыре года назад мы не думали, что ЕАЭС будет быстро расширяться, ведь его создавала «тройка» — Беларусь, Казахстан и Россия. Однако эффективность функционирования объединения трех стран сделала союз привлекательным для новых участников. И в результате к ЕАЭС присоединились Армения и Кыргызстан.

Жители союза получили огромный 180–миллионный внутренний рынок, в рамках которого обеспечено свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проводится единая и согласованная политика в ключевых сферах экономики. Если говорить конкретно про 2015 год, он, конечно, был очень непростой. Большое количество внешнеэкономических шоков, да и геополитическая нестабильность, конечно же, не облегчили работу союза. Но, проведя глубокий анализ происходивших событий, приходишь к простому выводу — союз был создан очень своевременно. Если бы не было ЕАЭС, у нас всех экономических проблем оказалось бы намного больше. Что касается договора, то с его вступлением в силу было устранено порядка 80 различных барьеров. Например, граждане государств — членов союза получили возможность свободно выбирать, где им работать. Многие вещи, за которые европейцы бились десятилетиями, у нас уже есть. Например, безвизовый въезд и отсутствие таможенного контроля. Конечно, многие преференции граждане имеют сегодня благодаря Союзному государству.

— Вы отметили, что многие преференции граждане имеют благодаря Союзному государству. На протяжении четырех лет велись разговоры о том, что оно может раствориться в ЕАЭС. Какая роль отводится Союзному государству сегодня?

— Эти четыре года показали, что Союзное государство и ЕАЭС очень хорошо дополняют друг друга. Реально те опасения, которые были, не оправдались. Хочу заметить, что в эти четыре года Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) прекратило свое существование, и появился Евразийский экономический союз. Это было ожидаемо. Когда мы готовили договор о ЕАЭС, то исходили из того, что он будет чисто экономический. Но иногда у нас были дискуссии, что является экономическим, а что нет, какие вещи должны быть в договоре. Часто Россия и Беларусь в таких дискуссиях говорили: хорошо, давайте, например, какой–то социальный вопрос не отражать в договоре, мы его будем активно развивать в Союзном государстве. Можно сказать, что договор о ЕАЭС сделал в Союзном государстве некоторые аспекты более явными и четкими. Например, это темы, связанные с гуманитарным измерением, социальные вопросы, взаимоотношения в сфере визовой политики, пограничном взаимодействии. Для Союзного государства, я уверена, всегда будет место на интеграционном пространстве, и самое главное — оно остается неким полигоном, где новые сферы нашего взаимодействия могут активно развиваться. Например, возникла новая идея. Что ж, давайте посмотрим, как это можно сделать в Союзном государстве. Если все получится, потом распространим практику на остальных.

— А чего сегодня не хватает Союзному государству, на что необходимо обратить внимание?


— На мой взгляд, необходимо тщательно изучать потребности граждан, поскольку у нас различное законодательство, медицинское обслуживание, социальное и пенсионное обеспечение. Из–за различий этих систем и возникают иногда вопросы. Важно, чтобы они своевременно регулировались, чтобы не было, например, как с экзаменами по русскому языку, которые Россия ввела для иностранных граждан. Автоматически под этот закон попали и белорусы, для которых русский язык является вторым государственным. Сегодня этот вопрос решен, главное, чтобы подобные ситуации не повторялись. Ведь суть всегда в деталях. Если в одном государстве идет какая–то реформа, например пенсионная, а в рамках Союзного государства за ней не поспевают, образуются риски, что граждане Беларуси что–то от этого потеряют, и наоборот. Например, раньше в России для пенсионеров был бесплатный проезд — по пенсионному удостоверению. Сейчас для этого, например, в Москве надо иметь социальную карту. Естественно, что белорусский пенсионер, приезжающий в российскую столицу, такой карты не имеет, а следовательно, не может воспользоваться льготой. Есть немало житейских сюжетов, которые Союзному государству надо идентифицировать, потому что законодательство постоянно меняется.

— Возвращаясь к ЕАЭС, какие задачи поставили президенты на ближайшую перспективу? Насколько поменялся в связи с экономическим кризисом начальный план развития ЕАЭС?

— Самое главное — еще более эффективно делать то, что мы уже начали. В 2015 году нам многие вещи пришлось реализовывать более активно, чем мы планировали, потому что жизнь заставила. Например, по поручению премьеров был подготовлен доклад по ситуации во взаимной торговле. Вывод этого доклада: да, наша взаимная торговля, когда нет необходимой макроэкономической стабильности, нет высоких темпов экономического роста, не может бурно развиваться. Но при этом хоть она и сократилась, но меньше, чем наша торговля с третьими странами. Улучшается структура взаимной торговли, что для нас очень важно. Растет оборот промышленными, сельскохозяйственными, потребительскими товарами, продуктами питания. Мы в большей степени начинаем обеспечивать себя производством. Для того чтобы дать новый толчок, необходимо углублять взаимодействие в сфере макроэкономической политики, убирать барьеры и ограничения, которые есть у нас. Необходимые инструменты для этого есть, и их надо активно использовать. По поручению премьеров мы подготовили доклад с предложениями интеграционных мер по повышению устойчивости наших экономик. В начале 2016 года мы его представим. В нем говорится, например, о том, что в договоре у нас есть тема расширения расчетов в национальных валютах. Наши экспортеры и импортеры сами могут выбирать валюту платежа, и мы не будем их в этом ограничивать. Задача состоит в том, чтобы создать экономические и организационно–технические условия, которые сделают расчеты в национальных валютах более привлекательными. У нас уже сейчас значительная часть нашей взаимной торговли осуществляется не в долларах, а в российских рублях.

— Говоря о национальных валютах. Беларусь убирает на своих деньгах «лишние» нули, это как–то отразится на общем рынке?


— Это не денежная реформа, а деноминация, которая никак не отразится на едином рынке. Это просто облегчает расчет. Более того, я бы расценивала это как позитивный сигнал. Как правило, деноминация проводится Центральным банком тогда, когда страна вступает в стабильную макроэкономическую ситуацию. Когда темпы высокой инфляции позади. Никто и никогда не проводит деноминацию, если не уверен в макроэкономической стабильности на перспективу.


Цифра


180 млн жителей - таков внутренний рынок ЕАЭС, в рамках которого обеспечено свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Автор публикации: Юлия ВАСИЛЬЕВА, julia@rg.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter