По дну бассейна в специальном противогазе и с грузом-утяжелителем: как проходит легководолазная подготовка танкистов

Полное погружение в службу

Т-72Б — основной боевой танк нашей армии. Одним только своим видом вызывает шок и трепет. 44-тонная махина в огне не горит и в воде не тонет. Правда, даже такое грозное оружие эффективно, лишь когда им управляет умелый экипаж, подготовленный в том числе и к преодолению водных преград. Корреспондент «Р» наблюдал за тем, как курсанты 3-й школы подготовки специалистов танковых и артиллерийских подразделений 72-го ОУЦ сдавали зачет по легководолазной подготовке.

Легководолазную подготовку сегодня прошли все курсанты.

Ниже ватерлинии

В учебном корпусе гидротренажеров в специальном бассейне легководолазную подготовку проходят механики-водители. У курсантов простая задача: по дну бассейна в изолирующем противогазе ИП-5, с грузом-утяжелителем пройти по установленному маршруту.

В учебном корпусе гидротренажеров, в специальном бассейне, легководолазную подготовку проходят механики-водители. 

Сперва «на берегу» они приводят в боевое положение изолирующий противогаз: выдергивают чеку, активируется пиропатрон, дыхательный мешок на шее надувается. Фильтр на груди теплеет — в нем выдыхаемый воздух с углекислым газом насыщается кислородом. Дальше курсанты отправляются в палатку с хлорпикрином. Там проводят пару минут. Если противогаз негерметичен и хоть где-то пропускает воздух, военнослужащий моментально почувствует привкус химического вещества во рту. Еще не менее 20 минут курсанты дышат на суше — привыкают к чистому кислороду. 

За самочувствием водолазов-танкистов тщательно следят медицинский работник и психолог. Гвардии старшина Татьяна Волосач — психолог-преподаватель. Она помогает курсантам побороть страх заходить в воду на глубину. Иногда даже и сама спускается: личный пример — хороший прием психологической поддержки. Уж если девушка погрузилась, то молодой и бравый танкист точно сможет. 

За самочувствием водолазов-танкистов тщательно следят медицинский работник и психолог.

В трехметровом бассейне вода комфортной температуры — 22 градуса. Там танкисты отрабатывают навык закрепления троса на макетах крюков танка.

В трехметровом бассейне танкисты отрабатывают навык закрепления троса на макетах крюков танка.

Руководитель занятия проверяет снаряжение танкистов перед их заходом в воду: 

— Посмотри на меня. Готов? 

У курсанта все хорошо — показывает «класс». Тогда вперед. Сперва погружается неглубоко — так, чтобы уровень воды был чуть над макушкой. Вынырнул. Второй заход уже на полную глубину. Идет по дну вдоль трубы у бортика бассейна. Продвигается к центру, где крюк, ориентируется по командам страховщика. С ним держат связь по страховочной веревке. 

Сперва курсант погружается неглубоко, так, чтобы уровень воды был чуть над макушкой. 

Легководолазную подготовку сегодня прошли все курсанты, преодолели свой психологический барьер. Дальше у них практическое вождение танка с преодолением водной преграды.

Армейская амфибия

В это время у инженеров 320-й школы подготовки специалистов — вождение техники на воде. А конкретно — плавающего транспортера ПТС-2. Предназначен он для транспортировки десанта, колесных и гусеничных тягачей, бронетранспортеров, автомобилей, личного состава. ПТС-2 обладает хорошей маневренностью, высокой проходимостью и большим запасом плавучести — может даже использоваться на морях при волнении до трех баллов. 

ПТС-2 маневренный, с высокой проходимостью и большим запасом плавучести, может даже использоваться на морях при волнении до трех баллов.

Дополнительной подготовки перед заходом в воду технике не нужно, разве что герметизируется задний борт. Затопить транспортер — это еще постараться нужно, спасибо мощным насосам. Механики-водители ПТС-2 — в спасательных жилетах, легководолазную подготовку они не проходят, достаточно умения плавать. Их задача на сегодня — погрузка и переправа техники через водную преграду. Плавающий транспортер принимает на борт грузовик ГАЗ-66. На воде ПТС-2 ведет себя как настоящая лодка: в движение его приводят винты. Поэтому механику-водителю нужно заранее планировать каждый маневр. Хорошо идет: транспортер волноотбойным щитком на носу рассекает водную гладь со средней скоростью 9 километров в час. 

Механики-водители ПТС-2 —в спасательных жилетах, легководолазную подготовку они не проходят, достаточно умения плавать. 

ikras@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Фото: Виталий ПИВОВАРЧИК
Загрузка...