Полная "огневая" готовность

Наполеон как-то изрек: "Из всех военных людей я больше всего уважаю пожарных, потому что, в отличие от обычных солдат, они не убивают, а спасают людей".
Наполеон как-то изрек: "Из всех военных людей я больше всего уважаю пожарных, потому что, в отличие от обычных солдат, они не убивают, а спасают людей". Этому принципу служивые следуют и поныне. Ясное дело, арсенал нынешних военных пожарных с наполеоновским не сравнить. На смену повозкам, лопатам и ведрам пришли мощные машины. Подразделения противопожарной защиты и спасательных работ имеются на всех базах, аэродромах, складах боеприпасов и военно-технического имущества. У них на вооружении - 150 единиц техники 10 различных модификаций. Есть и довольно редкие экземпляры. Причем все - в полной "огневой" готовности. В этом я убедилась лично во время рейда по воинским частям.

Внешне войсковая часть 96754, куда прибываю поутру, ничем не выделяется из общего колорита окрестностей поселка с вполне мирным названием Дачное. Ели и сосны надежно скрывают от посторонних глаз территорию, окутанную колючей проволокой. Между тем объект, на который я попала, можно сказать, стратегический: тут размещаются склады боеприпасов. Чем грозит злой огонь штабелям со снарядами мало-мальски сведущему человеку объяснять излишне. Поэтому военная команда противопожарной защиты и спасательных работ всегда на своих "огневых" позициях.

Тишину разрывает пронзительный вой сирены: пожарная тревога. "Учебная", - на ходу успокаивает меня начальник пожарной команды старший лейтенант Дмитрий Лагун. Однако спокойствием и не пахнет. Известно, что штабель с боеприпасами взрывается после 10 минут буйства огненной стихии - это то время, в течение которого пожарные должны успеть прибыть к месту горячих событий и укротить пламя. По замыслу учебно-тактических занятий, опасность нависла над одним из складов. В таких случаях задействуется вся "огневая" техника: две пожарные машины АЦ-40, мотопомпа и гусенично-пожарная машина (ГПМ-54, пожарный танк) - основная атакующая сила. "Пламя, конечно, воображаемое: по технике безопасности вблизи боеприпасов не зажжешь даже спичку, - вводит в курс дела руководитель тушения старший лейтенант Лагун. - Но в остальном вс„, как в реальной экстремальной ситуации".

Не проходит и четырех минут - пожарные расчеты уже на месте происшествия. В отличие от танка, обычная пожарная машина ближе, чем на 15 метров (расстояние от специальной насыпи-обваловки до склада), к объекту не подберется: в плане огнестойкости эта техника гораздо уязвимее ГПМ. А чтобы добраться до огня, нужно протаранить кирпичную стену. Такое по силам лишь пожарному гиганту, который отличается от собратьев-танков не только конструкцией, но и характерной зелено-красно-белой раскраской. Вслед за "буровыми работами", произведенными с помощью бронированной лопаты, непобедимая громадина выпускает из лафетного ствола струю воды мощностью 24 атмосферы (для сведения: у АЦ-40 напор в 2 раза слабее). 9 тонн воды и 1 тонны пенообразователя хватает на 7 - 8 минут бесперебойной работы. Этого времени достаточно, чтобы сбить пламя. Если случай особо сложный и требуется дополнительный расход жидкости, гусенично-пожарная машина способна добыть ее с глубины 7 метров в любом из 25 резервных водоемов части.

ГПМ - машина боевая в прямом смысле этого слова. Двигатель и ходовая часть - от танка послевоенного выпуска Т-54, сверху - спецоборудование: насос, емкости для воды, лафетный ствол. Экипаж - 2 человека: командир и механик-водитель. Навыкам управления этим чудом техники полгода обучают в объединенном учебном центре в Печах. Механик-водитель ГПМ рядовой Дмитрий Хотько хоть и не служит в танковых войсках, считает себя самым настоящим танкистом. До армии Дмитрий успел поработать в родной деревне трактористом. Этот опыт пригодился. "Танк куда менее капризная техника, чем трактор, - тактическая задача выполнена, боеприпасы спасены, и у пожарного-танкиста появляется время для беседы. - Только обзор гораздо уже: когда машина объята пламенем, большие смотровые окна захлопываются и ориентироваться в пространстве приходится через щелочки-триплексы".

К счастью, за последнее десятилетие использовать танк, так сказать, по прямому назначению не приходилось: в самой части серьезных ЧП не случалось. А вот в так называемой подведомственной 5-километровой зоне ответственности огненные инциденты - не редкость. Особенно допекают военных лесные пожары. На подобные происшествия бросаются все огнезащитные силы: перекинься огонь с деревьев на склады - катастрофы не миновать.

Следующая остановка - пожарная служба воинской части 06752, которая охраняет от огня военные самолеты. Гордость пожарных - аэродромный автомобиль, сконструированный на базе МАЗа 73-13. Между собой военные называют его "Ураганом". Если АЦ-40 сопровождают каждые взлет и посадку, то "Ураган" покидает ангар исключительно в случае пожара. "Только он в состоянии обрушить на бушующую огненную лаву водопад скоростью 40 литров в секунду и ее утихомирить. Вода может подаваться и через напорные рукава", - рассказывает главный пожарный части майор Владимир Иванов. И тут же дает команду продемонстрировать сокрушительные возможности "Урагана". Происходящее внешне напоминает фантастический водный салют.

Арсенал ракетно-артиллерийского вооружения, разместившийся в воинской части 25819, также требует опеки профессиональных знатоков пожарного дела. За безопасность арсенала отвечает не менее подготовленная "огнеустойчивая" команда, нежели в двух предыдущих частях. Ее начальник Олег Жданович в первую очередь знакомит меня с достоинствами лесопожарной машины (ЛПМ-2), созданной, между прочим, на Борисовском танкоремонтном заводе на основе БМП. Это поистине уникальная техника. Наблюдаю ее в действии: прежде чем атаковать пламя, с помощью специального плуга машина боронует местность вокруг очага возгорания, отрезая огню пути к отступлению.

Сержант Александр Тарарат командует пожарным расчетом ЛПМ уже несколько лет. Но свой первый пожар помнит, как будто это было вчера. Тушили жилой дом в деревне Яблоновка. Сутки после огненных событий Александр не мог ни есть, ни спать. Сегодня он один из самых отважных военных пожарных. А укрощение "штатского" огня для него - обычное дело.

"В минувшем году, - рассказал начальник службы противопожарной защиты и спасательных работ Вооруженных Сил Григорий Шорох, - военные участвовали в тушении 30 серьезных пожаров, две трети из которых - "гражданские". Так уж повелось: пожарные в погонах всегда приходят на помощь людям, чьей безопасности угрожает огонь.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter