Криминогенная статистика в сельской местности подпитывается преступлениями, которые совершают горожане

Полковник милиции Олег Каразей: «Сельские участковые ближе всех к людям»

Чтобы среагировать на угрозу, сельским участковым инспекторам милиции нужно гораздо больше времени, чем городским. Тут и расстояние, и отсутствие развитой  инфраструктуры. Но эти трудности никак не влияют на эффективность их службы. О проблемах и результатах работы рассказал заместитель начальника главного управления охраны правопорядка и профилактики милиции общественной безопасности МВД полковник милиции  Олег Каразей.



— Олег Георгиевич, какова сейчас криминогенная обстановка в деревнях и агрогородках?

— Количество преступлений в сельской местности с каждым годом снижается. Во многом благодаря профилактике и своевременному реагированию на сообщения и заявления людей. За 2018 год зафиксировано 23 827 преступлений, хотя еще годом ранее их было больше 25 тысяч. Однако когда мы рассматриваем удельный вес преступности, то есть их количество на 100 тысяч городского и сельского населения, картина кардинально меняется: 139 фактов в городах против 222 в сельской местности.

Но тут важно понимать: к числу преступлений в сельской местности относятся и те, которые произошли вне населенных пунктов, например, на дорогах и в лесах. Смотрите: из тех почти 24 тысяч злодеяний, о которых говорили раньше, три тысячи совершено за пределами деревень и агрогородков.

— В каком регионе, если не секрет, правонарушений больше?

— Лидером печального рейтинга стала сельская местность Минской области — больше 8 тысяч преступлений. Во всех остальных областях показатель находится на уровне 3 тысяч. Причин такой разницы в количестве несколько. Во-первых, столичный регион — один из наиболее крупных в стране, здесь живет больше всего людей. Во-вторых, в деревни и агрогородки Минщины на отдых регулярно приезжают жители столицы и других крупных городов. И не всегда такое времяпрепровождение заканчивается хорошо. Могу сказать наверняка: значительная часть из этих 8 тысяч преступлений на совести как раз приехавших погостить.

— Почему вообще происходит так, что сельская местность более криминогенная территория по сравнению с городом?

— Повторюсь, так можно говорить только с точки зрения удельного веса преступлений на 100 тысяч человек. Но это вовсе не значит, что противоправные действия происходят абсолютно в каждой деревне.

Но общие причины, напрямую влияющие на продолжение этой негативной тенденции, все-таки есть. В первую очередь речь идет о злоупотреблении спиртным. Сейчас больше 80 процентов тяжких и особо тяжких преступлений совершаются в состоянии алкогольного опьянения. Цель большинства краж — это тоже либо горячительное, либо деньги на его приобретение.

Вторая причина — социально-экономическая. В деревнях живет много людей, получающих пенсию. Часть из них питается за счет собственного подворья, мало тратит, копит для своих детей и внуков. Но в силу возраста зачастую не может постоять за себя. В итоге становится жертвой воров, грабителей или налетчиков…

— И что делается для того, чтобы изменить ситуацию к лучшему?

— Легче противостоять не последствиям произошедшего, а его причинам. Так и здесь: главная задача — комплексная и системная профилактика. Участковые постоянно контактируют с людьми, наиболее склонными к совершению злодеяний, стараются ограждать их от влияния преступного мира и направлять на правильный путь.

Таких людей в стране достаточно много. Например, в сельской местности проживает около 80 тысяч граждан с непогашенной судимостью. К ним больше всего внимания, причем не только со стороны милиции, но и соцслужб, местных сельсоветов. Часто проводятся собрания, консультации психологов, внеплановые рейды. Также на учете состоят 37 тысяч человек, систематично совершающих правонарушения пьяными. Значит, люди уже ступили на неправильную дорожку, но ошибку еще не поздно исправить. С этими гражданами милиция общается постоянно, старается держать наиболее асоциальных представителей в ежовых рукавицах. Но тем, кто хочет исправиться, участковый всегда протянет руку помощи. Отдельная тема — семейные скандалы и бытовое насилие. В стране официально зарегистрировано 8 тысяч опасных для собственных семей людей.

Сейчас у нас есть действенный инструмент и для них: при повторном случае бытового насилия агрессора выселяют из дома на срок до 30 дней и запрещают подходить к членам семьи. За такое время люди могут одуматься, переосмыслить жизнь, понять, насколько ценны для него близкие и родные.

Не устаем повторять сельчанам, чтобы следили за своим имуществом. Потому что в большинстве случаев краденое лежало на виду либо к нему было слишком легко подойти. И в такие моменты преступление происходит необдуманно и стихийно: человек попросту забирает то, что плохо лежит.

— Последний вопрос: расскажите о тех, кто охраняет спокойную жизнь сельчан. Кто они и какие требования к ним предъявляются?

— Обычно за участковым закреплена территория, на которой проживает около полутора тысяч человек. Эта норма меньше, чем для городов, где есть возможность приехать по вызову в считаные минуты. В сельской местности все по-другому. Бывает, от одной до другой деревни нужно проехать десятки километров по проселочным дорогам. Поэтому мы приветствуем, когда милиционеры живут на своих административных участках. С жильем помогают местные райисполкомы, сельхозпредприятия.

Сейчас участковые обеспечены транспортом, обмундированием и другими спецсредствами, необходимыми для успешной службы. Для них есть установка — взаимодействовать с сельсоветами и общественными активистами, быть близким к людям.

Правопорядок в сельской местности охраняют опытные сотрудники. Но сказать, что среди участковых инспекторов милиции подавляющее число ветераны, нельзя. Около 35 процентов участковых провели в органах внутренних дел от 5 до 10 лет. И 40 процентов — молодые, чей стаж не превышает и 5 лет.

Личный состав мог быть еще более опытным, но участковые милиционеры — это кадровый резерв райотделов. Часто они уходят на повышение по карьерной лестнице, продолжают служить в уголовном розыске или подразделениях по борьбе с экономическими преступлениями.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter