Политолог об обострении конфликта США и Ирана: ситуация накалена, но не до предела

После ликвидации иранского генерала Касема Сулеймани и последовавших за этим ударов по военным базам США в Ираке ситуация в Персидском заливе накалилась, но не до предела. Такое мнение в программе «Клуб редакторов» на телеканале «Беларусь 1» выразил политолог Алексей Беляев.

Председатель Белтелерадиокомпании Иван Эйсмонт, начиная разговор, вспомнил прошлую программу: 

— Прощаясь в конце прошлого года, мы желали друг другу и всем вокруг, всему миру благоразумия, взаимопонимания, что касается большой политики — уступок. И прогнозировали, что все будет хорошо. А вышло, как всегда, все наоборот. В самом начале года разгорелся конфликт между США и Ираном. Почему все это произошло прямо сейчас? 



Политолог Алексей Беляев считает, что не стоит слишком драматизировать: 

— Я бы не сказал, что этот раздутый в СМИ случай уникальный и поставил мир на грань Третьей мировой войны. Посмотрите на весь прошлый год — отношения между США и Ираном все время находились на этой грани. Были и танкерная война, когда начинались взаимные захваты, и атаки дронов, и дерзкие вылазки против саудовских нефтяных месторождений, которые пытались приписать Ирану, и много чего еще. Сейчас мы увидели очередную спецоперацию американских войск в Багдаде. Причем я не уверен в том, что смысл был в этой открытости. Там, безусловно, есть некие скрытые моменты, почему именно в этот удобный для американцев момент они решились ликвидировать Сулеймани. По поводу Третьей мировой… Обе стороны сыграли в красивую игру, каждая заявила о своей позиции — и при этом никто не сдвинулся дальше. Мы пока не видим тех обстоятельств, которые говорили бы, что ситуация накалилась докрасна и вот-вот сейчас полыхнет. Да, она по-прежнему накалена, но не до предела.

Директор представительства Межгосударственной телерадиокомпании «Мир» в Беларуси Владимир Перцов также отметил, что отношения двух стран всегда были сложными, а общественность узнает далеко не обо всем. При этом очевидно, что в США опасаются Ирана:

— Для американцев Иран является олицетворением демонических сил. Именно там есть ядерная программа. Именно оттуда исходит угроза. Иран подбирался к США, в Латинской Америке были подготовительные базы, за что, я так думаю, Касема Сулеймани и уничтожили. Хотя официальных подтверждений этому не было озвучено. Тем, что США вышли из ядерного соглашения, а впоследствии уничтожили второго или третьего человека в таком мощном государстве, они в какой-то степени откопали топор войны. Остается надеяться на то, что произошедшее в последнее время — это максимум, и продолжения не последует. Но мы можем только предполагать. 


— Политика на Ближнем Востоке всегда очень многослойная, — продолжил Алексей Беляев. — Есть шаги, которые являются внешне демонстративными, но не несут каких-то реальных конкретных результатов. А есть шаги, которые делаются скрыто, однако при этом более важны. На мой взгляд, последний «обмен пощечинами» дал много звука, но не результатов. Если же мы говорим о возможности военной эскалации, я бы посмотрел на переброску военных сил и сосредоточение военного контингента. Сейчас в районе Персидского залива, насколько я знаю, порядка 60—65 тысяч американских военных, кроме того, там находятся представители коалиции, которые якобы ведут борьбу с «Исламским государством». Очевидно, этот регион очень важен для США, потому что позволяет влиять сразу на огромное количество мировых игроков и своих друзей, ту же Саудовскую Аравию, держать в напряжении.

— Возникает вопрос: что делать? С одной стороны, Дональд Трамп говорит о необходимости договариваться, а с другой — о введении дополнительных санкций. Главу МИД Ирана Мохаммада Джавада Зарифа не пустили в США на заседание Совбеза ООН, отказав в визе. Парламент Ирана в свою очередь принял законопроект, согласно которому армия США и Пентагон после убийства иранского генерала Касема Сулеймани в Ираке признаются террористическими организациями. Так как договариваться после этого? Мне кажется, так узел завязали, что его не развязать, — резюмировал Иван Эйсмонт.

Фото: «Беларусь 1»
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter