Отношения новой администрации Вашингтона с Пекином начались с дипломатического промаха

Политика гольфа и ракет

Главный американский специалист по налаживанию связей с Китаем — пятилетняя Арабелла Кушнер, внучка президента Дональда Трампа, изучающая китайский язык. Когда в этом году погрязший в процессе формирования правительства и выбывания (выбивания?) одного за другим кандидатов на должности в этом правительстве президент Трамп забыл (хотя кто поверит, что в президентской жизни есть место таким «случайностям»?) поздравить китайцев с Новым годом по лунному календарю (а все его предшественники поздравляли), улаживать наметившийся конфликт кинулась дочка Иванка с внучкой Арабеллой. Они отправились в китайское посольство в Вашингтоне, много смеялись, а Арабелла пела китайские песенки. Телевизионная картинка по мимишности зашкаливала, но взволнованные отсутствием поздравления жители Поднебесной умилились и выдохнули с облегчением.


Выдохнут с облегчением или вздохнут с огорчением по поводу китайско–американских двусторонних отношений китайские граждане, узнаем в ближайшие два дня: 6 — 7 апреля в США с официальным визитом будет гость исключительной важности — Председатель КНР Си Цзиньпин. Говорящий, между прочим, на прекрасном английском. Кстати, его дочь, как и дети значительной части китайской партийной и деловой элиты, училась в США. И встречу с дедушкой Арабеллы в его загородной резиденции (президент Трамп родные пенаты предпочитает официальным) товарищ Си наверняка ждет с нетерпением: много нюансов в отношениях накопилось. Я не буду говорить «мир замер»: слишком пафосно это прозвучит. Но то, что мир с интересом ждет, конечно, факт.

Отношения новой администрации с Пекином начались с дипломатического промаха, который грозил перейти в опасную политику: президент Трамп поговорил по телефону с президентом Тайваня. Его предшественники себе такого не позволяли: формальные отношения с Тайванем США прекратили еще в 1979 году, хотя продолжают оказывать ему военную помощь и моральную и политическую поддержку. Главная китайская мантра в этом вопросе: «В мире есть один Китай, и Тайвань его неотъемлемая часть». Так что под обликом доброго, «плюшевого» даже «дядюшки Си» (как называют своего руководителя на родине) скрывается железная воля к победе. Сомневаться не приходится: отсутствие поздравления на китайский Новый год он заметил. Как заметил и «детскую» попытку этот промах загладить.

Отношения США с Китаем (как, впрочем, и со многими другими странами) далеки от безоблачных. Еще во время предвыборной гонки будущий президент обвинял Пекин в «изнасиловании» торговли и обещал ввести запретительные пошлины. В конце марта Дональд Трамп подписал указ, направленный на снижение торгового дефицита. Страны, против которых он направлен, официально не названы, но все и так знают: из 502 млрд долларов торгового дефицита США 347 млрд приходится на торговлю с Китаем. В преддверии визита Си Цзиньпина Дональд Трамп уже написал в Твиттере, что «встреча будет очень сложной». Но не только из–за торгового дефицита. Торговля как раз может быть использована в качестве пряника для решения другой волнующей Вашингтон проблемы — ядерной программы Северной Кореи.

Буквально на днях президент Трамп заявил о том, что если Китай не «разберется» с ядерной программой Северной Кореи, то США сделают это в одиночку. Госсекретарь США Рекс Тиллерсон не исключил даже первого «обезоруживающего» удара. Соединенные Штаты уже начали размещать средства противоракетной обороны в Южной Корее, то есть буквально на границе с Китаем. Пекин реагирует: по всему Китаю закрываются магазины корейской компании Lotte, пожертвовавшей своими полями для гольфа для военных целей. Проходят антикорейские демонстрации (как в свое время антияпонские), народ бойкотирует корейские товары, туристы не ездят в Корею (что для страны весьма чувствительно). США, понятное дело, на финансовые потери союзника наплевать, и они продолжают размещать средства ПРО. При этом китайские демонстранты антиамериканских лозунгов избегают. Проявлять антиамериканские настроения открыто, как в случае с Японией и Южной Кореей, указания нет: слишком многое связывает две крупнейшие экономики мира. К тому же между политическими и деловыми элитами двух стран давно налажены прочные (причем не только официальные) связи, и то на Хайнане, то во Флориде проводятся совместные турниры по гольфу (потерю корейских полей никто не заметил). Кстати, на территории поместья Дональда Трампа Мар–а–Лаго, где пройдет встреча (судьбоносная?) двух президентов, поле для гольфа есть. И в политический гольф американский президент здесь уже играл — с премьер–министром Японии Синдзо Абэ. Возьмет ли в руки клюшку Си Цзиньпин? Узнаем в самое ближайшее время. Ну и Арабелла Кушнер, конечно, дедушке Трампу в помощь.

sbchina@mail.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter