Политический обозреватель Илона Красутская – о ритме жизни, системе стандартов и защитных механизмах

Илона Красутская: «Не будь у Президента этой требовательности и принципиальности, а порой и жестких решений — не было бы той страны, в которой мы живем»

Журналиста президентского пула и политического обозревателя Агентства теленовостей Белтелерадиокомпании Илону Красутскую мы перехватили сразу после возвращения из Приморского края России. Во Владивосток ее привела очередная командировка. Казалось бы, мечта, а не работа: ну когда еще попадешь в город, зажатый между скалистыми сопками и Японским морем? Впрочем, не стоит думать, что работа в пуле — про туризм. Командировки — это в первую очередь десятки интервью, съемки на предприятиях, не говоря уже об основных официальных мероприятиях с участием Главы государства. Мы поговорили с Илоной о ритме ее жизни, системе стандартов и защитных механизмах, выработанных после августа 2020‑го. 


— Илона, посмотрела твой репортаж из Владивостока. Очень красиво, но… далеко. Или все‑таки Приморский край может привлечь белорусских туристов? 

— Я всегда говорю: в силу профессии журналисты много где бывают и много что видят, но все равно это скорее похоже на чек‑ин на бегу. Так было и с Владивостоком. Мы добирались больше суток, свет не близкий. Я вышла из дома в понедельник в 08:00 и только в 11:00 следующего дня оказалась в гостинице. Длительная стыковка, затем форс‑мажор с заменой борта — ожидание растянулось. Пару часов на восстановительный сон, и в тот же день мы с оператором отправились на подсъемки видов и запись стендапов. Прогулка по городу, кстати, отличная кардиотренировка, потому что Владивосток — сплошные сопки. Пока снимали, заметили, что такие перепады для местных — дело привычное и девушки на шпильках не редкость. А вообще, люди очень приветливые и доброжелательные. Губернатор Приморского края Олег Кожемяко тоже оставил самые хорошие впечатления. Уважения заслуживает и то, с каким напором он взялся за развитие сотрудничества с Беларусью. Мы, журналисты, хорошо помним его еще со времен губернаторства на Сахалине. Он действительно человек слова и дела. Поэтому его уважает и наш ­Президент. Многие проекты, которые обсуждали во Дворце Независимости, осуществили за 10 тысяч километров от белорусской столицы. У нас действительно много общего. Как сказал Глава государства, побывать на краю нашего единого Отечества — это уникальный момент. Дальний Восток для белорусов — однозначно экзотика. Но надо брать и ехать. После всех пандемийных ограничений такое путешествие действительно может стать отличным приключением. 

— Какая из командировок была самой тяжелой, самой запоминающейся? 

— Конечно, самая первая в 2013 году. Турне Индонезия — Сингапур и Объединенные Арабские Эмираты. У меня, молодого журналиста, было много сомнений, боялась подвести коллег. Любое мероприятие с участием Президента — это колоссальная ответственность. Но с другой стороны, я понимала: если мне доверили, значит, не просто так. Авансов в этом деле не дают, нужно обладать определенным набором качеств — смелость, решительность, стрессоустойчивость и, разумеется, готовность в любой момент сорваться и поехать хоть на край света. Поэтому я восприняла это приглашение поработать как огромное доверие. В первую очередь от нашего Президента. 

— В одном из интервью «СБ» ты говорила, что ­президентский пул — большая школа жизни. Но ведь это еще и некая сопричастность к тому, что потом станет историей. И у тебя есть возможность наблюдать за этим историческим процессом, по сути, из первого ряда. Тебя подогревает в работе шанс увидеть и записать то, что потом повлияет на жизнь миллионов людей, о чем потом будут говорить в контексте истории?

— Разумеется, за 13 лет работы на телевидении и 10 лет в президентском пуле я стала свидетелем огромного количества знаковых событий. Однако не устану повторять, что такая работа не для всех. Нужно быть готовым ко всему, ведь график Президента порой непредсказуем. Да, непросто, но я уже даже не представляю, каково это — жить размеренно. Мне все время нужно куда‑то спешить. Я привыкла к такому ритму и по‑другому не могу. Сегодня ты в Минске, а завтра на Дальнем Востоке. И это классно. 

— Каких стандартов ты должна в первую очередь придерживаться в работе? 

— Стандарт только один — профессионализм. Уважение к собеседнику, коллегам, рабочий запал — и только тогда все получится. Мы осознаем всю ответственность, ведь ­Президент в любой момент может посмотреть твой материал. Если не сегодня, то не исключено, что завтра. Каких‑то жестких требований по форме к подаче новостного сюжета у нас, журналистов президентского пула, нет. Главное, чтобы было информативно и интересно, даже если это мероприятие со строгим протоколом. 


— Оппоненты власти часто и много говорят о том, что белорусское телевидение морально устарело и что кругом в новостях одна сплошная пропаганда. Но разве пропагандировать курс государства — это плохо? Тебя обижает, когда называют пропагандисткой? 

— Почему пропаганда для некоторых — слово с негативной окраской?! Я всегда говорю: да, пропаганда, но что в этом плохого? Что плохого в том, что мы рассказываем о работе наших сельчан? Это благодаря им мы можем вот так просто нажать пару кнопок и заказать доставку домой вкуснейших продуктов. А наши врачи, которые в пандемию спасли столько жизней? Можно продолжать бесконечно: ученые, строители, учителя… Об их заслугах мы говорим и будем говорить. 
У нас огромное количество талантливых людей, которые достойны слов благодарности и того, чтобы во всем мире знали об их достижениях. Поэтому пропагандировали и будем пропагандировать. 
На протяжении стольких лет я вижу каждое президентское мероприятие изнутри. И вижу, как Глава государства болеет душой за все проекты. Не будь этой требовательности и принципиальности, а порой и жестких решений — не было бы той страны, в которой мы живем. 2020 год тому пример. А что якобы белорусское ТВ не смотрят — это все сказки. Высокие рейтинги наших проектов это только подтверждают. В отношении себя могу сказать так: иметь четкую позицию и аргументы — тоже задача журналиста. И мне всегда есть что сказать не только нашим оппонентам, но и людям, которые где‑то в чем‑то не разобрались. А таких, к счастью, все меньше. 

— После августа 2020‑го в эфире остались самые крепкие, и ты в том числе. Пришлось ли менять образ жизни, привычки, выстраивать какие‑то защитные механизмы? 

— Так даже вопрос не стоял. У меня не было никаких сомнений. Ни в себе, ни в политическом курсе нашего ­Президента. А тот, кто ушел… Ну, значит, такой «идейный» был. Мы, журналисты, люди наблюдательные. Много времени проводим вместе. И видим, кто чем живет. Некоторые даже не скрывали своих настроений. Но — внимание! — это не мешало им делать сюжеты с мероприятий ­Президента, получать за это гонорары. А потом якобы что‑то перещелкнуло. Так не бывает. Я скажу, как было. 
Эти люди аж пищали, чтобы засветиться где‑то рядом с нашим Президентом, задать ему вопрос, попасть на прием от его имени. Очевидно, делали все сугубо для личной выгоды. 
Но не мне судить. И вообще, неоправданно много чести их обсуждать. Ушли и ушли. Белтелерадиокомпания, как и другие телекомпании, ничего не потеряла. 

— Ты уже много лет на телевидении, в новостях, не хотелось бы со временем сделать, например, собственную аналитическую программу? 

— Могу ответить так: я на своем месте. Конечно, век телевизионного журналиста недолог. И я прекрасно понимаю, что не смогу работать в кадре до пенсии. Нужно и молодым уступить дорогу. Но пока есть силы и возможность трудиться, знаю, что еще могу быть полезна нашей стране. Так что увидимся на первой кнопке!

Репортажи Илоны Красутской можно увидеть в том числе в «Панораме» и «Главном эфире» на телеканале «Беларусь 1». 

leonovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter