Политический кризис по-молдавски

Ко Дню национальной независимости 27 августа политическая элита Республики Молдова сделала сама себе весьма оригинальный политический подарок в виде раскола внутри парламента и перспектив продолжения политического кризиса. Нельзя исключать, что старая молдавская история под названием «избрание президента» снова повторится. Только на этот раз коммунисты и их оппоненты поменяются ролями.

Ко Дню национальной независимости 27 августа политическая элита Республики Молдова сделала сама себе весьма оригинальный политический подарок в виде раскола внутри парламента и перспектив продолжения политического кризиса. Нельзя исключать, что старая молдавская история под названием «избрание президента» снова повторится. Только на этот раз коммунисты и их оппоненты поменяются ролями.

На следующий день после главного национального праздника республики, 28 августа, на своем первом заседании парламент (избранный по итогам досрочных выборов) избрал спикера. Им стал лидер Либеральной партии Михай Гимпу. Его кандидатуру  поддержали три другие антикоммунистические силы (либеральные демократы, демократы, ведомые бывшим коммунистом Марианом Лупу, и члены Альянса «Наша Молдова»). Но перед тем как перейти непосредственно к рассмотрению новых перспектив для развития старого кризиса, напомним, как произошло формирование общей позиции между различными по стилю, целям и задачам четырьмя антикоммунистическими объединениями. 8 августа 2009 года эти четыре силы объединились в рамках парламентской коалиции под характерным названием «За европейскую интеграцию».
Впрочем, в выборе нового политического брэнда проявилось не только стремление четырех объединений понравиться Западу, но и естественное стремление оппонентов Партии коммунистов Республики Молдова (ПКРМ) подвести черту под десятилетней «эпохой Воронина». «Европеизм», таким образом, противопоставляется политической архаике, олицетворением которой оппоненты Компартии считают ее лидера. В качестве своих приоритетов вновь сформированная коалиция обозначила объективное расследование событий 7 апреля нынешнего года (речь идет о массовых акциях протеста после подведения итогов голосования на парламентских выборах 5 апреля). Не исключено, что данная идея так и не будет реализована, так же, как обещание украинских «оранжевых» расследовать до конца «дело Гонгадзе». Однако заявка на демократизацию общественной жизни Молдовы была сделана. Помимо расследования инцидентов 7 апреля новая коалиция провозгласила своими ценностями гражданские и политические свободы, реформирование силовых структур, развитие местного самоуправления и дебюрократизацию. Среди приоритетов новых «европеистов» и урегулирование приднестровского конфликта (хотя тот же Воронин в 2001 году вошел во власть именно под лозунгами разрешения этой проблемы), и отмена визового режима для румынских граждан (в отношениях с Бухарестом коммунисты достигли максимально возможного уровня конфронтации).
После решения о формировании коалиции ее лидеры приступили к самой интересной работе – распределению ключевых позиций между собой. При этом для избрания спикера у них было достаточно ресурсов (что, собственно говоря, и показали итоги голосования 28 августа 2009 года). Обладая потенциалом в 53 голоса из 101, антикоммунисты могут получить два ключевых поста в молдавской властной иерархии – пост спикера и пост главы правительства. С последним креслом, правда, уже не все так гладко. Кандидатуру премьера вносит на рассмотрение парламента глава государства. Но до того, как Воронин покинет свой пост, коалиционеры должны избрать другого президента. А с 53 голосами это сделать не получится. Если президента не изберут, Воронин может просто отказаться внести на голосование кандидатуру премьера. И в этом случае нынешнее правительство Зинаиды Гречаной (представляющей ПКРМ) продолжит свою «временную работу» до новых парламентских выборов (которые в этом случае пройдут в 2010 году).
Президентское же кресло (которое «стоит» 61 депутатский голос) является для коалиции задачей более сложной, чем для коммунистов до досрочных выборов (тогда они имели не 48, а 60 мандатов). Как бы то ни было, а 13 августа 2009 года коалиционеры представили свой предварительный набросок нового молдавского политического дизайна, в котором пост спикера должен был взять Влад Филат (лидер либеральных демократов), пост премьер-министра – Серафим Урекян (лидер «Нашей Молдовы»), а пост президента – нынешний лидер демократов Мариан Лупу. Сразу же после этого предварительного наброска кишиневский политолог Богдан Цыдря справедливо заметил, что «озвученный список является скорее результатом некоего хрупкого баланса интересов внутри альянса, заявлением о намерениях, нежели реальным документом, хотя бы потому, что он не был согласован с ПКРМ, без участия которой невозможно будет избрать президента».
Заседание 28 августа сполна подтвердило прогноз Цыдри. Коалиционеры выдвинули и согласованно поддержали кандидатуру Михая Гимпу (которого в проекте 13 августа 2009 года не упоминали). Он получил необходимые 53 голоса. Гимпу – это один из наиболее жестких противников Компартии, дядя нынешнего генерального примара (мэра) Кишинева Дорина Киртоакэ, один из основателей и член исполкома Народного Фронта Молдовы, стоявшего у истоков создания независимого государства и считавшегося главной «румынофильской» силой в стране. На местных выборах 2007 года партия получила чуть более 18% и 11 мест в городском совете Кишинева. А 17 июня того же года во втором туре голосования на выборах мэра столицы племянник президента Либеральной партии Дорин Киртоакэ получил 61,17% голосов и желанный пост. Тогдашняя победа либералов стала первым тревожным звонком для коммунистов, который, как показывает ситуация нынешнего года, не был вовремя услышан.
Однако сегодня президент Владимир Воронин и его команда не спешат переквалифицироваться в политические пенсионеры. Этим, наверное, и объясняется  столь жесткая полемика в парламенте, которая моментами перерастала в банальную перебранку.  Коммунисты потребовали переноса заседания на 10 дней, сославшись на то, что их фракция не сформирована (по регламенту, на формирование фракции отводится именно 10 дней), и после этого покинули зал заседаний. ПКРМ надеялась использовать отведенное регламентом время для возможного торга с коалиционерами, а также внесения смятения и раскола в их ряды. Между тем сегодня эта задача уже сложнее, чем в период после апрельских парламентских выборов. Коалиционеры почувствовали свою силу, растущие электоральные возможности и слабые места ПКРМ. В таких условиях они могут сыграть на обострение.
В конце концов экономический кризис никто не отменял. И вряд ли в течение года Молдова придет к европейскому уровню процветания. С коммунистами или с «европеистами». Следующие досрочные парламентские выборы не могут состояться в 2009 году, они пройдут только в будущем году. Но все это время власть будет ассоциироваться именно с коммунистами, их правительством и президентом. Это время оппозиция может использовать для наращивания своего электорального преимущества. У коммунистов же выбор не слишком велик. Либо соглашаться на вторые роли, отдавать власть коалиционерам, переходить в оппозицию, рассчитывая на ошибки своих оппонентов, их провалы и споры друг с другом, чтобы потом «отобрать все назад», либо блокировать работу парламента. При втором сценарии досрочные выборы неизбежны. Впрочем, никто не даст твердой гарантии, что в 2010 году у ПКРМ будет не 60 и не 48, а меньшее количество голосов. Но пока Компартия будет оспаривать избрание спикера (прошедшее фактически без них) в Конституционном суде. Кризис продолжается.

Завоевав на парламентских выборах 5 апреля с.г. 60 мест в парламенте, ПКРМ, однако, не смогла избрать нового президента, для этого ей не хватило одного голоса. Поэтому пришлось проводить досрочные выборы, которые состоялись 29 июля. На них коммунисты получили лишь 48 мест, остальные 53 места распределились между другими четырьмя партиями, которые и объединились в коалицию «За европейскую интеграцию». 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter