НАТО проводит самые масштабные военно–воздушные учения в Польше и военно–морские — у Черноморского побережья Румынии и Болгарии

Политические проблемы кулаком не решаются

НАТО проводит самые масштабные военно–воздушные учения в Польше и военно–морские — у Черноморского побережья...

Генсек ОДКБ Николай Бордюжа предупредил: «Организация Договора о коллективной безопасности отмечает высокую разведывательную активность и увеличение авиационной группировки стран НАТО у границы с Беларусью».


Судя по открытым сообщениям в прессе, в эти дни НАТО действительно проводит самые масштабные военно–воздушные учения в Польше и военно–морские — у Черноморского побережья Румынии и Болгарии. 12 истребителей F–16 уже прибыли на польскую военную базу в Ляске. Американские самолеты E–3A, оснащенные авиационным комплексом радиообнаружения и наведения (AWACS), выполняют разведывательные полеты вблизи украинской границы со стороны Польши и Румынии. Западные политики не скрывают, что считают военные учения самым действенным способом влияния на предстоящий в Крыму референдум.


Складывается парадоксальная ситуация — еще даже не дожидаясь самого референдума, Запад превентивно отвечает на него военными маневрами. Долгое время нас убеждали, что альянс — это уже не военный блок, а политическая организация, однако события последних дней возвращают к суровой реальности.


Если даже события в Крыму, малюсеньком клочке земли, вызвали столь масштабные маневры, то чего ожидать дальше? Ведь предстоящий референдум — это лишь изюм на вершине круто замешенного геополитического пирога. По–хорошему, тут надо сесть всем заинтересованным сторонам и разбираться, почему изюминка «подгорела»... А бряцание оружием до добра не доведет.


Впрочем, я уверена — никакого нового Карибского кризиса не будет. По одной простой причине — сегодня в мире нет ни одной силы, способной решать вопросы кулаком. А все проблемы вокруг ситуации в Крыму будут решаться исключительно за столом переговоров. Надо только понимать, что это всего лишь начало большого геополитического разговора и начинать его надо с самого Киева.

 


Новая киевская власть еще только должна будет заручиться поддержкой народа на предстоящих выборах. Что они предъявят избирателю? Нарастающую эскалацию напряженности вместо решения волнующих всех экономических проблем? Угрозу территориальной целостности вместо единой процветающей Украины? Конечно, по этому поводу можно плакать и сокрушаться, но разве могло быть иначе после того, как кризис в этой стране был разрешен столь брутальным способом? Победитель получает все? Увы, это правило игры с нулевой суммой не работает даже в самых устойчивых государствах, что уж говорить об Украине, где отказались учитывать противоречия запада и востока и поставили под удар собственную неокрепшую государственность.


Новые киевские политики отказались от пути политического консенсуса, но на этот путь никогда не поздно вернуться. Даже сейчас, за день до референдума. В конце концов, зачем его так бояться? Ведь это пока что только волеизъявление. Точно такое же, как было на Майдане. И кстати, почему бы нынешним киевским властям не воспринять его как рейтинговое голосование, показывающее степень доверия крымчан к проводимой Киевом политике? Ведь от хорошего не бегут... Что же касается юридического закрепления волеизъявления, то до этого еще очень далеко. И зависит оно, как я уже сказала, от способности Киева стать на путь политического консенсуса. Украина — это не только «Правый сектор», но и Крым, Донецк, Днепропетровск, и все эти интересы надо согласовать. Время еще есть, и точка невозврата за стол переговоров еще не пройдена.

 

В чем трагическая предопределенность украинских процессов, так это в том, что в них замешаны гораздо более серьезные силы, чем киевские фигуры. Да, здесь намешано все — и плачевные итоги олигархической экономики. И десятилетия бандеровской пропаганды. И борьба кланов. И все же я разделяю мысль тех аналитиков, которые утверждают, что всю ту пеструю мешанину, из которой заквашена украинская революция, следует рассматривать под углом геополитики. И тогда мы увидим, что существует не просто украинский кризис и не только российско–украинские отношения.

 


Как пишет Збигнев Бжезинский в своей последней книге, чтобы не допустить упадка глобального лидерства Америки, ей надо построить «расширенный и более энергичный Запад». Границы этого Запада, или по–другому «большой Европы», по замыслу американских стратегов, раскинутся... от Ванкувера до Владивостока. Да–да, именно на том пространстве, которое сегодня занимают Россия, Украина и мы с вами.


Бжезинский пишет, что задыхающейся от безработицы европейской молодежи очень полезно было бы отправиться осваивать просторы Сибири и российского Дальнего Востока. А стагнирующей европейской экономике и вовсе нужна свежая кровь бездонного евразийского рынка.


Может быть, такая интеграция была бы неплохой идеей, но только реализовать все это предлагается по правилам и под контролем Запада. То есть не объединить на равноправной основе ЕС и ТС, но включить Евразию в американский план «большой Европы». Но если США попытаются это сделать силовым путем, то тем самым они окончательно потеряют статус глобального лидера, обладающего моральной силой. И первый звоночек уже прозвучал во время мирового финансового кризиса.


Уже тогда, после 2007 года, в китайском журнале «Ляован» прозвучали упреки, что США из–за своего эгоизма не справляются с ролью глобального лидера. Многие политологи уже прямо пишут, что китайская концепция гармонии вместе с понятиями справедливости, взаимной выгоды и совместного развития лучше подходит для глобального лидерства, чем навязываемая Вашингтоном модель подчинения своим стандартам. Так что бряцание оружием может оказаться пирровой победой и разрушением той системы международных отношений, благодаря которой США еще и занимают значимое место.


В современном мире отношения означают либо взаимное сотрудничество, либо взаимный урон. Другого не дано.

 

Нина РОМАНОВА, "СБ".

 

* * *

 

Выполняя союзнические обязательства, к нам летят самолеты ВВС России. Такой план действий предусмотрен договорами Союзного государства о военном сотрудничестве и Единой региональной системе ПВО. Насколько четко организовано взаимодействие, решено посмотреть в ходе второго этапа проверки Вооруженных Сил. Совместная группировка войск сработала четко и слаженно. Не прошло и суток, как шесть истребителей Су–27 военно–воздушных сил РФ и три военно–транспортных самолета с авиационно–техническим персоналом Западного военного округа России приземлились на военном аэродроме в Бобруйске.


Полет, как отметили российские военные летчики, прошел без проблем. Однако прежде чем летчики заступят на боевое дежурство по охране воздушных рубежей, они пройдут соответствующую подготовку. В частности, изучат районы будущих полетов.


— Мы с нашими российскими коллегами проведем учения авиации, на которых военно–воздушные силы обоих государств выполнят летно–тактические упражнения. Кроме того, будет организована проверка дежурных сил Единой региональной системы ПВО. Это позволит нам взаимодействовать в будущем еще эффективнее, тем самым укрепляя обороноспособность нашего Союзного государства, — заявил командующий военно–воздушными силами и войсками противовоздушной обороны Беларуси генерал–майор Олег Двигалев.


Александр КИБИК, военное информационное агентство «ВАЯР», специально для «СБ».


Советская Белоруссия №48 (24431). Пятница, 14 марта 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter