Политические петухи

О "политэмигрантах"

16-летняя Таня Козыро решила остаться в американской семье, где несколько лет отдыхала. И не подозревала, что вдруг стала очень известной. Нашлись люди, которые под детский порыв тут же подвели политику. "Девочка выбрала свободу", - такой вот высокий пафос выплеснулся тогда из Минска в мировую прессу. Сейчас Таня вернулась в Борисов к бабушке.


Правда, в понимании самой Татьяны слово "свобода", похоже, имеет совсем не то значение, которое вкладывают в него люди, захотевшие сделать из девчонки политэмигрантку. 16 лет, конечно, возраст серьезный. Дают паспорт. Но синяя книжица еще не открывает полностью способность принимать обдуманные решения. Это приходит с опытом. А юная Таня соблазнилась обычной свободой выбора. Предложили американские мама и папа остаться - согласилась. Затосковала по бабушке (которую, кстати, тоже называет мамой) - передумала. А на вопрос атакующих ее сегодня журналистов, понимает ли, что спровоцировала чуть ли не международный скандал, лишь пожимает плечами. Да и какого можно ждать ответа от еще, в сущности, ребенка.


Что ж, развалилась еще одна легенда о белорусской политической эмиграции. Их за последние годы было немало. Татьянин случай, конечно, особый. Героиня этой истории до момента развязки и не подозревала, что, собственно, стала героиней. В прочих же сценариях все было иначе.


Вспоминается скандал, разразившийся под занавес 2002 года. Помните? В распоряжении "СБ" оказался документ, свидетельствующий, что в Объединенной гражданской партии продают "путевки" в политэмиграцию по 500 долларов за штуку. Руководство партии, естественно, решительно открещивалось и от организаторов бизнеса, и от тех, кто воспользовался услугой. И, надо признать, на протяжении нескольких лет ни о чем подобном действительно слышно не было. Пока недавно политического убежища не запросили члены ОГП господа Подчиненков и Ларин. Один - в Бельгии, другой - в Голландии. На этот раз партийное руководство их своими признало. Да и как иначе? Поступить по-другому - значит признать, что партия - по-прежнему трамплин для выезда за кордон на ПМЖ. Поэтому новым эмигрантам придумана мотивация. Дескать, Подчиненкову опасно оставаться в стране после проигрыша на парламентских выборах. Ларину - тоже. Он руководил предвыборным штабом однопартийца. Такая вот интерпретация белорусской избирательной модели. Вроде как игра в русскую рулетку. Или пан, или пропал. Над ней, уверен, сегодня искренне посмеялись бы даже в Брюсселе. Да и ветеран белорусской "политической эмиграции" Зенон Позняк, думаю, в душе соглашается, что может совершенно спокойно гулять по минским улицам. Правда, вряд ли об этом скажет вслух - быть эмигрантом как-то почетнее.


Впрочем, есть среди наших "политэмигрантов" и люди, которым свободно расхаживать по нашим городским проспектам вряд ли придется. Музыкант Игорь Коктыш несколько лет прятался в Украине. На неофициальном сайте в его поддержку, как и водится, во всех красках расписан образ "борца за свободу". А между тем истинная причина побега более чем серьезная. Обвинение, ни много ни мало, в убийстве. Уже больше года Коктыш ждет решения украинских властей о своей участи в одном из СИЗО. Варианта два - либо экстрадиция, либо статус беженца. И уже то, что власти не спешат с ответом, факт говорящий.


Еще одно имя - Игорь Тишкин. Бывший председатель суда Климовичского района. В июне прошлого года снят с работы за грубое нарушение должностных обязанностей. Но еще раньше, узнав, что стал фигурантом коррупционного дела, И.Тишкин уехал в Россию, а потом перебрался в Польшу. Здесь он нынче просит политического убежища. Представляет себя жертвой принципиальности. Мол, не давал спуску районным коррупционерам. За что и поплатился. А на одном из интернет-форумов дискутирует с общественностью. Заявляет, что за долгие годы судейской работы не осудил ни одного оппозиционера. Те, наоборот, клеймят его как "слугу режима". Поляки от всего этого сугубо белорусского явления только таращат глаза...


...Тане Козыро можно посочувствовать, что ее имя невольно встало в один ассоциативный ряд с названными выше. Как и ее приемным американским родителям. Оплачивая услуги адвоката на Танино дело по ставке 500 долларов в час, они потратили чуть ли не все свои сбережения. Адвокаты в США безумно дороги. Посочувствуем доверчивым и добрым американцам. Посочувствуем и Тане Козыро - она не знает, что натворила. А вот тем, кто выдает себя за "политбеженцев", сочувствовать не будем. Они достойны отвращения. И смеха. Как тот петух из старого анекдота, который ходил по тюремной камере и гордо говорил всем:


- А я сижу за политику. Я пионера в попу клюнул...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter