Полис чудес

Если даже застраховался, лучше перестраховаться Занятное наблюдение - в зарубежных фильмах очень часто героями криминальных сюжетов являются: во-первых, полицейский или федеральный агент, во-вторых, частный детектив, адвокат и, в-третьих, обязательно -представитель страховой компании, расследующий факт мошенничества со стороны страхователя.
Если даже застраховался, лучше перестраховаться

Занятное наблюдение - в зарубежных фильмах очень часто героями криминальных сюжетов являются: во-первых, полицейский или федеральный агент, во-вторых, частный детектив, адвокат и, в-третьих, обязательно -представитель страховой компании, расследующий факт мошенничества со стороны страхователя. И это не случайно...

Средний работающий американец тонет в море обязательных и необязательных страховок. Страховка медицинская, страховка на дом и машину, страховка на случай смерти и потери трудоспособности. При желании - на дом престарелых. Плюс государственное страхование по старости и инвалидности. Пособие по безработице тоже относится к страховке.

Большинство же из нас живет, имея на руках истинно славянский полис "авось". Отсутствие страховой культуры досталось нашему обществу в наследство от советских времен. Кто из нас думал тогда о страховании? В случае пожаров, стихийных бедствий или аварий все восстановительные работы централизованно оплачивались из бюджетных фондов. Лечение, пенсии по инвалидности или в случае потери кормильца брало на себя государство. До сих пор интерес к страхованию практически не изменился. Мы как-то не привыкли задумываться о будущем. Кто-то не страхуется потому, что считает страхование напрасной тратой денег, кто-то не доверяет страховым компаниям, кто-то попросту не знает, как и от чего можно страховаться.

Подавляющее большинство клиентов страховых компаний, в том числе и белорусских, не отличаются буйной фантазией. Они страхуют свое здоровье, транспорт, имущество от самых "примитивных" явлений - наводнений, пожаров, аварий, несчастных случаев. Хотя встречаются и весьма забавные персонажи. Таких запоминают надолго. Один англичанин застраховал себя на миллион долларов на случай, если его съест... лох-несское чудовище. Другой иноземец пожелал за кругленькую сумму уберечь свои сигары от огня. А в Австралии, например, страхуют от укусов пауков, живущих под сиденьями унитаза.

Белорусскому рынку страхования еще далеко до западного, где человек шагу без страховки не ступит. Там застраховано до 95 процентов всего, что движется и не движется, у нас, по самым завышенным подсчетам, - не более 10. Зато поле деятельности для страховых мошенников у нас просто бескрайнее. Оказывается, попасться на удочку "кидалы"-страховщика проще простого. Впрочем, страдают от мошенничества в области страхования не только клиенты, но и... сами страховые компании.

Еще не так давно первые страховые компании в Беларуси создавались исключительно для того, чтобы собирать деньги с доверчивых граждан и после непродолжительной имитации кипучей деятельности растворяться без следа. Нынче ситуация изменилась.

Некоторые же наши соотечественники теперь страхуются исключительно для того, чтобы стрясти деньги с доверчивых страховщиков. Полное спокойствие, гарантированное страховым полисом, на самом деле недешево обходится страховым компаниям. От всего на свете готовы защитить они добропорядочного обывателя: от пожара и болезни, от несчастного случая и неосторожного обращения неважно с чем, от стихийного бедствия и воровства... А сами спастись от недобропорядочно изощренного ловкача порой не в силах.

Во всем мире есть категория людей, для которых страховка является средством существования. Предприимчивые граждане живут и среди нас. Причем зачастую, по словам специалистов, доказать их нечистоплотность очень сложно. Можно даже выделить четыре основные группы мошенничества по видам страхования: страхование грузов, имущества, жизни и автотранспорта. И поверьте, в карманы мошенников перетекают из страховых компаний весьма приличные суммы.

Вдумайтесь: треть всех выплат страховщиков приходится на долю мошенников. И хотя статистика эта - "импортного розлива", в нашей республике хитрецов также навалом. И чем масштабнее становится рынок страховых услуг, тем больше соблазна и шансов "кинуть" страховщика. По оценкам специалистов, в белорусском страховом бизнесе примерно десятая часть оборота идет на выплаты мошенникам. Обратной статистики, показывающей, сколько страховые компании недоплачивают клиентам, пока нет. Хотя и так ясно: немало. Ведь страховщики - люди расчетливые и нелегко расстаются с деньгами. Даже самые порядочные из них - далеко не идеальны. Многие страховщики, рассчитывая на невнимательность клиентов, оставляют лазейки в страховых договорах. В результате потерпевший оказывается виноватым в пожаре, аварии и даже в собственной болезни и на деньги от страховщика может не рассчитывать.

Интересно, что страдают от мошенников отнюдь не страховщики. Они, как правило, закладывают свои риски в стоимость предлагаемых услуг. Содержат аферистов прежде всего добросовестные страхователи, вынужденные покупать полисы по завышенным ценам.

Некоторые белорусские страховые компании утверждают, что, дескать, все, что придумано разными нечистоплотными гражданами, им давно известно. Верится в это, правда, с трудом. Как признают опытные страховщики, ожидаемое в ближайшие два-три года бурное развитие страхового рынка в Беларуси будет сопровождаться ростом экономических преступлений в этой сфере.

Нужно отметить, что белорусские жулики оригинальностью не блещут. Международная практика и белорусский опыт подтверждают, что автострахование - наиболее уязвимый для мошенничества вид страхования. Оказывается, автомобиль - это не только средство передвижения. Он может быть и неплохим средством для зарабатывания денег. И речь идет не об извозе, а именно о страховании.

Статистика показывает, что около 70 процентов всех выплат связаны со страхованием автогражданской ответственности. Эксперты объясняют это легкостью организации псевдослучая. Кроме того, мошенники часто используют личные связи, например, в ГАИ. Так что инсценировка аварий и угонов в последнее время стала прекрасным способом отремонтировать своего "железного коня".

В Белорусском страховом союзе надолго запомнили историю о женщине, жаждущей застраховаться в срочном порядке. Уже через полчаса после оформления всех необходимых документов дама сообщила о том, что попала в аварию. Потом, правда, выяснилось, что ДТП произошло чуть раньше первого появления женщины в страховой компании. Еще один наш соотечественник, живущий в Германии, видимо, тоже не обделен жаждой к надувательству. Всего-навсего на 200 долларов он застраховал фигурку ягуара на своей машине в 400 (!) страховых компаниях. Представьте себе, какую сумму он намеревался получить после "внезапного" исчезновения "зверька".

Среди схем, которыми активно пользуются мошенники, популярна схема двойного страхования, когда автомобиль или гражданская ответственность страхуются в двух и более компаниях. Законодательством подобное действо со стороны клиента запрещено, но уличить его в этом довольно сложно. И страховщики доморощенным способом крутят телефонный диск, выясняя у своих коллег-конкурентов, не продублировали ли страхование авто их клиенты.

Второе место по популярности среди отечественных мошенников делят страхование от несчастных случаев и добровольное медицинское страхование. Проще всего подделать медицинскую документацию. Но этим фантазия аферистов не ограничивается. Иногда застрахованное лицо наносит себе настоящие, серьезные увечья. Однако обычно недобросовестный клиент просто договаривается с лечащим врачом, который пишет один диагноз, а лечит совсем другие болезни.

Довольно модным мошенничеством уходящего года стало "дело турецких врачей". Комбинация разыгрывалась в лучших традициях Востока, когда запрашиваемая стоимость медицинских услуг превышала реальную в несколько раз. Вариации отличались по форме подачи.

В одних случаях с туристов, приезжавших на курорт, гид собирал полисы и вырывал из них по одному листочку, якобы для отчетности. Эти листки, о которых турист и не вспоминал более, пускал в оборот местный врач, выставляя страховщику счет за лечение, например, насморка или расстройства кишечника. При этом в цену обязательно включалась стоимость полного обследования "заболевшего". Врач старался работать "безотходно", используя практически все вырванные гидом листочки, и на поверку получалось, что туристические группы, пересекая границу иностранного государства, обязательно подпадали под какую-либо "эпидемию местного насморка".

Встречаются аферисты и в сфере страхования имущества. Для них не составляет труда инсценировать кражу или поджог в расчете на то, что далеко не каждый страховой агент будет настаивать на экспертизе по оценке недвижимости. Возможностей же завысить стоимость причиненного ущерба хоть отбавляй. К слову, в России мошенники не обошли вниманием и мало популярное среди белорусов страхование жизни. Дело доходит не только до инсценировок смерти, но даже до намеренных убийств людей, застрахованных в пользу преступника.

Белорусский страховой рынок пребывает в зачаточном состоянии. По имеющимся подсчетам, совокупные активы всех страховых компаний в Беларуси не достигают и 100 миллионов долларов. Но вместе с тем надо отметить, что в последнее время страховой рынок начинает меняться качественно. Если в советский период существовал только Госстрах, работавший с населением, а также Ингосстрах, занимавшийся внешнеэкономическими интересами, то сейчас в Беларуси более 40 страховых компаний.

Расширение рынка страхования, к сожалению, неминуемо влечет за собой увеличение доли страхового мошенничества. Изобретательности мошенников, пытающихся "обуть" страховщиков, предела, пожалуй, нет. Однако не нужно думать, что сами страховщики - кроткие овечки, которые только тем и занимаются, что безропотно списывают свои убытки. Увы, за исключением случаев обязательного страхования автовладельцев, когда за ущерб платит компания виновника ДТП, добрые отношения между клиентом и страховщиком длятся лишь до момента наступления страхового случая. После - начинаются военные действия: страхователь хочет получить побольше и побыстрее, страховщик хочет заплатить поменьше и после выяснения всех обстоятельств. Например, для выплаты ущерба после ДТП надо оформить целую кучу справок. Попробуйте ошибиться хоть в одной, и юристы страховой компании используют это в качестве прекрасного повода, чтобы отказаться вам платить или сделать это по минимуму. Есть подводные камни и в самих договорах страхования, которые подписывает клиент, даже не вникнув в их суть. А потом при наступлении не мошеннического, а действительно несчастного случая ему говорят: к нам вы должны были прийти в течение трех дней, ничего не хотим знать. Отсюда вывод: внимательно читайте договор, а лучше покажите его независимому юристу. По мнению специалистов, вопросы защиты как самого клиента, так и страховой компании надо рассматривать не в момент выплаты страхового возмещения, а в момент заключения договора страхования.

Парадоксально, но факт: чем масштабнее становится рынок страховых услуг, тем больше соблазна и вариантов "кинуть" страховщика. Так что с ростом страхового рынка в Беларуси число попыток "выставить" страховые компании будет расти и, возможно, превысит западный уровень, где граждане гораздо законопослушнее наших.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter