Поликлиники ставят на цифру

В Минске создадут центры здоровья

Посетители поликлиник, еще пару лет назад со скепсисом отнесшиеся к появлению системы электронной очереди, кажется, постепенно привыкли к ней. И в ближайшие пять лет пациентов ожидает немало других нововведений. Причем все технические новинки в сфере информатизации здравоохранения, внедряемые в работу наших медучреждений, будут проходить обкатку в Минске. Специалисты обещают: шок если и будет, то только приятный. А вот самим медикам в процессе поэтапной информатизации отрасли придется научиться работать по–новому, за исполнением проследит умная техника.

Да, Минск — пионер в области внедрения новых технологий в здравоохранении. Последний яркий пример — автоматизированная информационная система «Электронный рецепт». Она призвана исключить нечитабельность или неправильную интерпретацию назначений, избегать ошибочно указанных опасных дозировок, избавиться от дублирования отпуска лекарств для одного пациента, поставить заслон подделкам льготных рецептов. Кроме того, экономится время врачей, а пациентам уже не нужно лишний раз посещать поликлинику только для продления назначения. Пластиковые карточки со штрихкодом начали вручать не так давно, а нынче в почти двухмиллионном Минске их уже выдано около 1,5 миллиона.

В недалеком будущем технология электронного рецепта будет использована при создании единой информационной системы здравоохранения. Работа по внедрению цифрового документооборота завязана на финансируемом за счет займа Всемирного банка проекте по модернизации медицины. В документе несколько подразделов, один из которых как раз и посвящен информатизации отрасли. По словам председателя комитета по здравоохранению Мингорисполкома Сергея Малышко, к общей системе со временем будут подключены все медучреждения в различных населенных пунктах, а свой электронный медкабинет в перспективе появится у каждого пациента. Проект рассчитан на период до 2022 года. И именно Минск подключат к платформе в первую очередь. Есть и другие наработки. В столице по–новому думают организовать межуровневое взаимодействие медучреждений. Это тоже избавит пациентов от лишних походов по врачам. В комитете по здравоохранению видят почти идиллическую картинку: человек, придя в поликлинику, получает максимум помощи, а при необходимости прямо с рабочего места врача его записывают на прием в вышестоящую организацию, будь то диагностический центр или диспансер...

Большинство представителей старшего поколения вряд ли будут вдаваться в технические тонкости медицинской кухни. Хотя дружба с техникой ладится не у всех. Взять электронную очередь. Вопрос «кто последний?», конечно, требует куда меньше усилий, нежели контакт с экраном монитора. Но тут уже никуда не денешься: там, где еще нет электронной очереди, ее вскоре внедрят. 152 комплекта оборудования функционирует в 69 минских учреждениях здравоохранения, до конца года пройдут дополнительные закупки. Места установки систем определяет руководство поликлиники — процедурный ли кабинет, регистратура, диагностическая лаборатория, отделение функциональной диагностики... А вот к новому формату работы регистратур придется привыкать уже работникам поликлиник. Ведь их задача — выслушать пациента, его жалобы и организовать прием у нужного специалиста в оптимальные сроки. Тут потребуется дополнительное обучение. Плюс специальное оборудование, позволяющее проанализировать количество звонков, время ожидания ответа, после чего уже главврач сможет принять некие управленческие решения. Подобные колл–центры вскоре появятся во всех минских поликлиниках.

Развитие информатизации здравоохранения идет неуклонно и, к счастью, порой незаметно для пациентов. Скажем, в 2016 году в Минске была внедрена автоматизированная информационная система «История развития новорожденного» для родильных отделений клиник и городского роддома. Был запущен и пилотный проект по созданию единой базы накопления и обработки данных по листкам временной нетрудоспособности. Стали лучше обмениваться информацией станция скорой медицинской помощи и поликлиники по поводу вызовов неотложки на дом. Параллельно в Минске апробируют новые формы консультаций. В частности, создают центры здоровья, задача которых — дать рекомендации по профилактике заболеваний и здоровому образу жизни. Подобные структуры поначалу появятся в Советском и Партизанском районах. Будет спрос — опыт распространят. Рискну предположить: спрос на живое общение будет. Техника — это лишь помощник медика и в ряде случаев подспорье для пациента. Главное, чтобы посетители поликлиник не ждали неделями, прежде чем получат совет врача. От очередей на прием пока никакая информатизация, увы, не спасает.

nesterov@sb.by

Версия для печати
Сергей, 53, Могилев
Нашей системе здравоохранения не хватает не электронной очереди в поликлиниках, а аналитической работы по выявлению причин тех или иных заболеваний, что б организовывать системную работу по их профилактике. А этого увы нет, лечат последствия. Над недостатками и упущениями в работе здравоохранения вообще должная работа не ведется. Минусов больше чем плюсов, а хвалы столько, что хоть отбавляй. К примеру, была первоначально помощь при родах, потом искусственное родовспоможение, потом. искусственное зачатие, потом искусственное вскармливание, теперь дошли до суррогатного материнства, зачатие в пробирке, а в итоге получили, что многие граждане уже не в состоянии природным, естественным путем приносить потомство. Нарушен, и не без помощи современной медицины, естественный процесс воспроизводства здорового населения.  Увы пора сказать, что современная медицина не меньше вредит, чем и помогает.  
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?