Полиграфа Полиграфовича не проведешь

Какой же уголовник прямо так и признается: "Виноват, гражданин начальник, вяжите меня, злодея"? Это его право - принцип презумпции невиновности никто не отменял.
Какой же уголовник прямо так и признается: "Виноват, гражданин начальник, вяжите меня, злодея"? Это его право - принцип презумпции невиновности никто не отменял. Но утаить правду от следствия с недавних пор все равно стало практически невозможно, так как на вооружение уголовного розыска поступили полиграфы - так называемые "детекторы лжи". Пока их в республике единицы, и большинство находится в столице.

Насколько эффективны оказались полиграфы в работе, правоохранительные органы до недавнего времени старались не афишировать. Почему - расскажу чуть ниже. Тем не менее буквально на днях стали известны первые примеры успешного применения "детектора лжи". Его использовали при раскрытии тяжкого преступления оперативники Полоцка. Прибор помог установить личность человека, совершившего жестокое убийство мужчины в феврале нынешнего года. А незадолго до этого полиграф был не менее успешно использован при раскрытии изнасилования и убийства пожилой женщины в Ушачском районе Витебской области.

МВД закупило полиграфы в России в прошлом году. Эти приборы, которым разработчики дали название "Риф", по-своему уникальны и не имеют аналогов в мире. Чем именно они отличаются от иных разработок, специалисты не говорят. Но, видимо, речь идет о степени достоверности получаемых данных. Следовательно, если известно, что этот показатель у иностранных полиграфов колеблется в пределах 85 - 90 процентов, то российский прибор еще более "проницателен". Кстати, за "Рифом" вели настоящую охоту представители высокоразвитых держав, но россияне всем указали на дверь, зато по-братски поделились своим "ноу-хау" с белорусами. Применение полиграфа в республике разрешается законом об оперативно-розыскной деятельности. Прибор сертифицирован. Кроме того, в Минздраве и других структурах утверждена инструкция по его применению.

В самой России "детекторы лжи" используются правоохранительными органами с 1994 года (для США, к сведению, "детекторы лжи" уже давно стали обычным делом, а по законам некоторых штатов в случае определенных показаний полиграфа с подозреваемых снимаются обвинения). Даже при приеме на работу в российские силовые структуры необходимо проходить тестирование на полиграфе. Однако неправильно считать, будто в каждом, самом захудалом, райотделе стоит по дюжине умных приборов. Их дефицит достаточно ощутим, и потому логично, что наш уголовный розыск будет полностью укомплектован этими приборами никак не ранее, чем российский.

В УИОС МВД корреспонденту "СБ" рассказали, что полоцкий пример для нашей республики отнюдь не уникален. Успешно использовать полиграфы стали еще с прошлого года, но рапортовать о потрясающих результатах тем не менее считают некорректным. Дело в том, что показания, полученные с помощью "детектора лжи", законодательством запрещается приобщать к делу и они не могут рассматриваться в качестве доказательств в суде. Поэтому для следователя показания полиграфа важны скорее не в юридическом, а в психологическом плане. Значит, взят верный след. Кроме того, проверить подозреваемого на полиграфе можно лишь с его согласия. Если, допустим, задержанный клянется всеми родными и близкими, что не совершал преступления, следователь вправе уточнить: "А на "детекторе лжи" слабо присягнуть?" Нужно либо действительно быть уверенным в своей правоте, либо сильно недооценивать возможности полиграфа, чтобы согласиться на тестирование.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter