Что такое органическое земледелие и с чем едят его продукты?

Полезно, модно и практически недоступно

Когда-то чистые, или, как сейчас говорят, органические, овощи, фрукты и зерно были чем-то вполне естественным, то есть обычной крестьянской пищей. Просто других не было, как не было и всевозможных пестицидов и химических удобрений, из-за которых привычную еду и вывели из разряда полезной и натуральной. Сегодня куры без антибиотиков и огурцы без нитратов лежат на отдельных полках и цены на них заметно, порой даже в разы выше, чем на аналогичные продукты. При этом еще нужно постараться найти такие магазины. Есть они разве что в крупных городах и интернете. Словом, крестьянский стол вдруг стал элитным, а органическое земледелие без использования химических удобрений, антибиотиков и традиционной сельхозтехники – чуть ли не панацеей от всех бед.


ЛЕТ десять назад в одном из глянцевых журналов наткнулась на статью, в которой рассказывалось об американских огородах на крышах многоэтажек и о кособоких червивых яблоках, которые стоили там в три раза дороже «образцово-показательных», без пятнышек. Нет, та статья Америку мне не открыла – еще бабушка, помню, приговаривала: то, что ест червячок, — натуральное, а значит, полезное. Но только мы это знаем в теории, а на практике выбираем покрасивее. Впрочем, как оказалось, и выбор-то не так велик…

Качество продуктов в магазинах и на рынках сложно ставить под сомнение: перед тем, как попасть к потребителю, их тщательно проверяют. Как минимум на соответствие санитарным нормам и белорусским стандартам качества. Поэтому, в принципе, все это можно есть. Но не рискну продолжить, что «без вреда для здоровья». Красители, ароматизаторы, генномодифицированные ингредиенты – с одной стороны, это все разрешено использовать в пищевой промышленности, но с другой, об их влиянии на наш организм чаще умалчивают или в лучшем случае признают, что оно «до конца не изучено», как, например, в случае с ГМО-продуктами.

На это приверженцы здорового образа жизни говорят, что просто не покупают сладости, колбасы, напитки, а берут свежее мясо, молоко, овощи, фрукты и готовят все сами «без ароматизаторов и красителей». Но ведь фрукты и овощи чаще привозные, нам давно рассказывают о том, где и при каких условиях они вызревают. Мы знаем, что для повышения рентабельности производства поля удобряют, животных подкармливают различными добавками и вакцинируют, чтобы не потерять поголовье из-за какой-нибудь инфекции. Поэтому многие базарному ассортименту предпочитают свой, с домашней грядки. Только вот порой в домашних огурцах, которые никто ничем химическим не поливал, нитратов вдруг оказывается больше, чем в магазинных. Как так получилось? Так ведь в паре километров, а то и в нескольких сотнях метров от вашей дачи находятся поля сельхозпредприятия, которые получают весь пакет химической обработки. И даже если мы на своем участке ничего не применяем, все это попадает к нам с ветром и грунтовыми водами. Хотя избыток нитратов  может быть следствием и присутствия органических удобрений, например, навоза. Так что, к сожалению, наша убежденность в натуральности домашних продуктов – зачастую большое заблуждение.

СКЕПТИКИ на это скажут, что с таким подходом можно вообще остаться голодным. Отчасти они правы. Но в последнее время во всем мире набирает обороты органическое сельское хозяйство, как альтернатива интенсивному. При этом не используют синтетические удобрения, пестициды, регуляторы роста растений, кормовые добавки, генетически модифицированные организмы. Напротив, для увеличения урожайности, обеспечения растений минеральным питанием, борьбы с вредителями и сорняками активнее применяют севооборот, органические удобрения (навоз, компосты, пожнивные остатки). Такой подход экологичен и по отношению к природе, и к человеку. Именно так вели сельское хозяйство наши предки. Казалось бы, зачем же нам в ХХI веке — веке технологий — возвращаться к истокам? Просто именно сейчас начинают сказываться последствия употребления не совсем натуральных продуктов – массовая пищевая аллергия у детей, которую медики уже называют чумой ХХI века, тому подтверждение.

Игорь Хващевский с супругой Анной из Сморгонского района уже пять лет занимается органическим земледелием. В январе этого года он стал первым белорусским фермером, сертифицировавшим свою землю по европейским стандартам органического сельского хозяйства. Теперь продукция с четырех гектаров его личного подсобного хозяйства не только на словах, но и по документам считается экологически чистой. Игорь, коренной минчанин, признается, что его всегда тянуло в деревню. Столицу на сельский образ жизни он сменил ради детей – у обоих была сильнейшая пищевая аллергия. По словам Анны, детей практически ничем нельзя было накормить – реакцией на все продукты была сыпь и прочие аллергические симптомы. Игорь вспоминает:

— Тогда мы и решили выращивать все сами. В итоге в последние годы, когда дети питаются только выращенными на участке продуктами, мы больше не мучаемся с аллергией.

Кроме уже сертифицированных 4 гектаров ЛПХ, Хващевские взяли еще 20 гектаров земли и зарегистрировали фермерское хозяйство. Здесь они выращивают овощи, ягоды, зелень. Не первый год занимаются производством биогумуса, применяют его в качестве удобрения, которое, кстати, пользуется спросом и у других фермеров, интересующихся экологическим земледелием.

ИСТОРИЯ Хващевских – наглядный пример того, зачем нужны органические продукты. Многие семьи с маленькими детьми давно ищут их у фермеров и на специальных площадках в интернет-магазинах. Обращаются они и к Игорю, который несколько раз в неделю привозит свою продукцию в Минск, где больше всего потребителей:

— Есть у нас постоянные клиенты не только в столице, но, например, и в Сморгони. Люди стали постепенно понимать преимущества такого питания.

Еще в 2008 году одна из компаний по заказу общественного объединения «Экодом» провела исследование потребительских предпочтений белорусов. Оказалось, что 95 процентов хотят покупать органические продукты, около 45 процентов готовы платить за эту продукцию больше, чем за аналогичную. И если спрос в нашей стране на такую продукцию есть, пусть пока и небольшой, но все же он постепенно растет, то предложение явно отстает. По словам эксперта экологического учреждения «Агро-Эко-Культура» кандидата сельскохозяйственных наук Светланы Семенас, в Беларуси пока только хозяйство Игоря Хващевского и опытный участок БГУ получили сертификат, а с ним и право маркировать продукцию знаком органического сельского хозяйства. Еще примерно 10 фермерских хозяйств проходят этап сертификации. Кроме фермеров, некоторые предприятия сертифицировали свою продукцию (дикорастущие травы и грибы, березовый сок). Всего в стране около 100 гектаров земель имеют сертификат, подтверждающий, что они экологически чистые или находятся в так называемом переходном периоде. По сравнению с некоторыми европейскими странами это мизер. Но на это есть несколько причин.

Для перехода от активного к органическому земледелию нужно примерно три года. На протяжении этого времени продукция фермеров не считается таковой, но он должен вести хозяйство в соответствии с новыми требованиями. Обычно в это время резко снижаются урожайность и, соответственно, доходы хозяйства.

Если говорить о сертификации в сфере животноводства, то к содержанию животных будут определенные требования: в профилактических целях нельзя давать антибиотики, гормоны и другие вредные вещества, необходимо иметь выгул, нельзя содержать животных без подстилки и на привязи. Если животное проходит лечение антибиотиками, то его продукция выводится из категории органической на несколько лет.

Кстати, получение фермером сертификата соответствия нормам органического сельского хозяйства не отменяет сертификации продуктов питания, которую требует белорусское законодательство. Для органических продуктов нужны обе. Возможно, поэтому многие фермеры не спешат становиться на новые, экологичные рельсы.

ЕЩЕ один камень преткновения – отсутствие в стране закона об органическом сельском хозяйстве. Отсюда вытекают и следующие проблемы: например, отсутствие сертифицирующих организаций, которые не могут быть зарегистрированы, пока не появится соответствующее для этого законодательство. Поэтому «экологичным» фермерам нужно сертифицироваться в соседних странах – например, в Украине или Литве. Предполагалось, что необходимый закон может появиться в прошлом году. Сегодня есть надежды, что это случится в будущем. Возможно, он выйдет в 2016-м. Светлана Семенас говорит по этому поводу следующее:

— Кроме появления своих сертифицирующих организаций, закон решил бы и другие вопросы. Например, сегодня у нас на законодательном уровне нет определения, что такое органическое сельское хозяйство, а, следовательно, нет и понятия «органические продукты». Поэтому многие пишут на своей продукции: «Натурально, экологически чисто», хотя никакими документами не могут это подтвердить. Это сбивает с толку потребителей, которые могут просто попасться на удочку недобросовестных торговцев. К сожалению, выход закона постоянно откладывается. Специалисты, занимающиеся его разработкой, говорят, что лучше сразу все тщательно разработать, все продумать и прописать, чем потом постоянно вносить различные изменения и дополнения. Мы очень надеемся, что в следующем году он наконец-то появится, тем более, как мне кажется, мы находим понимание среди властей.

Если закон появится, в стране смогут зарегистрироваться фирмы, которые сертифицируют органические продукты и земли. Соответственно, нашим фермерам будет гораздо проще и дешевле получить такую сертификацию. К слову, Игорь Хващевский за сертификацию своих четырех гектаров каждый год должен платить около 500 евро.

Некоторые эксперты замечают, что мало какой фермер заинтересован в производстве такой продукции, потому что она, по их мнению, менее рентабельна. Соответственно, продавать ее нужно по более высоким ценам. А это, в свою очередь, отпугивает потребителя. Светлана Семенас с этим не соглашается:

— Это не совсем так. Исследования показали, что при органическом урожайность составляет от 80 до 120 процентов от урожайности на такой же площади при интенсивном земледелии. Так что потери если есть, то они не столь существенны. Что касается стоимости продукции, то с развитием органического сельского хозяйства она снижается. Например, в Польше она почти в 2 раза дороже по сравнению с обычной продукцией. А в Германии, где уже много лет этим занимаются, она лишь на 20—50 процентов дороже, а то и вовсе стоит наравне с обычными продуктами.

СЕГОДНЯ во многих странах мира продажа органических продуктов питания – это перспективное направление. В США, например, с 1990 по 2010 год продажи выросли с одного до 26,7 миллиона долларов. Больше всего органической еды сейчас производится в США, Германии и Франции, а вот самый высокий спрос – в Дании, Швейцарии и Австрии. То есть экологические продукты стали своего рода маркером достатка общества, его высокой культуры питания, а следовательно — и здоровья.

mizkevich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter