Полезная правда

Он лучший из лучших — фоторепортер, фотохудожник Юрий Иванов...

Насколько позволяет мне моя профессиональная память, а ей уже не один десяток лет, — не помню, чтобы героем документального фильма стал кто–нибудь из нашей пишущей, снимающей журналистской братии. И вот свершилось! Причем выбранный киношниками герой — мастер, не оспариваемый никем.


Он лучший из лучших — фоторепортер, фотохудожник Юрий Иванов. И что еще немаловажно — обаятельный, умный, порядочный, легкий человек.


Фильм талантливо, так же, как Юра это умеет делать в своей профессии, прикоснулся, заглянул в человека, в его суть. Жаль, что «на все про все» было пленки отмерено только–то на 17 минут.


Александр Карпов, известный белорусский режиссер–документалист, снял фильм–импровизацию. Можно было, конечно, погрузиться в чеканность ивановских достижений — ведь Юрий Сергеевич вошел в 1987 году в число ста лучших фотохудожников мира, его выставки вызывали ажиотаж и в Японии, Италии, Франции, США, Великобритании, Германии, России. Он снимал первые дни чернобыльской катастрофы и исторические моменты жизни нашей страны. Перечень его друзей, значит, и их фотопортретов, включает практически все известные имена Беларуси XX — XXI столетия — а это уже история в лицах.


Но! Карпов стал наблюдать: как работает белорусский гуру от фотографии, что делает и думает в моменты творчества. И это было хорошо.


Герой фильма и режиссер очень ограничены, они чем–то неуловимым похожи друг на друга. И зритель, захваченный творчеством художников, аплодирует обоим после просмотра киноленты. Спасибо кинорежиссеру за то, что он открыл нам нашего Юру Иванова с еще одной стороны, как бы пропущенной, например, мной. Юрий Сергеевич не просто умный мыслящий человек — он почти афористичен в моментах «мышления вслух».


Даже на презентации фильма Юра заставил меня достать блокнот и записать вслед за ним: «Вы спрашиваете, что такое правда фотографии? Скажу словами Элюара, который отвечал на такой же вопрос только в отношении поэзии: «Поэзия — это полезная правда жизни». Или: «Человек не фреска, человек похож на скульптуру. Его нужно разглядывать со всех сторон. И когда ты понял о нем главное — можешь щелкнуть». Кстати, фильм получил название «Фотограф щелкает».


Хочу поделиться еще одной ассоциацией, возникшей у меня после просмотра карповского «Фотографа». Кстати, фильм был включен в программу последнего «Лiстапада» в раздел внеконкурсных просмотров.


Так вот. Я просмотрела много фильмов «Лiстапада». Как художественных, так и документальных. Если говорить об общей тенденции увиденного, то это ощущение боли, о которой хотели рассказать зрителю кинохудожники. Боль за то, что сегодня происходит с человеком, как человеческое общество заблудилось в поисках будущего, как утрачивается то лучшее, на что обязана опираться личность, чтобы не утратить право «человеком зваться». Смотреть фильмы было тяжело, правда была угнетающая...


На что опираться, чтобы найти выход? Хотелось найти глоток свежего воздуха и крикнуть: художники, дайте нам надежду, как начать выздоравливать?


И тут случилась премьера «Фотографа». Пусть 17 минут. Пусть всего лишь прикосновение к человеку. Но Человеку! Нет! Нет! Значит, лучшее еще при нас! Это мои субъективные впечатления. Но ведь они и дают нам право «мнение иметь». Но уж очень кстати показался мне герой фильма, внутренний свет и ненавязчивый позитив картины.


Еще раз хочу процитировать Юрия Сергеевича: «Люблю жизнь, добро, которое в ней существует, и ненавижу зло, ложь, предательство, обман. Уважаю откровенность людей, даже если с ними в чем–то не согласен. Не терплю хитрых и скользких лис, терпеть не могу духовный провинциализм». Цитата взята из сценария фильма «Фотограф щелкает», написанного Неллей Кривошеевой. Добавлю, оператор фильма — Михаил Бродский.


P.S. После премьеры к нам, рядом были коллеги, подошел молодой человек, который помогал Иванову, как полиграф, делать плакаты к его очередной выставке. И сказал, что он в полном восторге от фоторабот мастера и даже хочет сменить профессию и тоже начать снимать. Вот только где этому делу лучше учиться — не знает. И мой ироничный коллега ответил: «В Индии». Недоумение отразилось на юном лице. Коллега продолжал: «В Индии существует институт гуру. Если тебе нравится учитель, ты уверен, что именно он тебе нужен, — иди к нему и проси обучить тебя. Отказать мастер не имеет права — таков закон, — знаниями, как и талантом, человек обязан делиться».


Еще раз, с премьерой!

 

Фото Аллы Ткаченко.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter